Урок включает цели, ход урока, актуалиалиизацию знаний, фронтальную работа с источниками в группах, задания для групп и текст документа для анализа
Из Семейного Кодекса РФ(от 29 декабря 1995 г.)
Статья 11. Порядок заключения брака
Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.
При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а так же может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, не посредственной угрозе жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
Статья 12. Условия заключения брака
Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступающих в брак и достижения ими брачного возраста.
Статья 13. Брачный возраст.
Брачный возраст устанавливается в 18 лет.
При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц желающих вступить в брак вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам достигшим возраста 16 лет.
Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключения брака
Не допускается заключение брака между:
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
близкими родственниками(родственниками по прямой восходящей и низко ходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными(имеющих общих отца или мать), братьями и сестрами);
усыновителями и усыновлёнными;
лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Статья 27. Признание брака недействительным.
Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями… настоящего Кодекса, а так же в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию "Семейное право". »
Тема: Семейное право (урок 1).
Урок изучения нового материала.
Цели урока:
Создать условия для учащихся по изучению нового материала по теме: «Семейное право», через работу с документами (Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ от 29 декабря 1995 года).
Определить порядок и условия заключения брака, обстоятельства, препятствующие его заключению и причины для признания его недействительным.
Определить политику государства в отношении семьи.
Способствовать совершенствованию навыков работы в группах
Продолжить формирование умений работать с официальными документами
Продолжить воспитание чувства товарищества и умения работать в группе
Николай М. и Екатерина Р. совместно прожили в течение 5 лет. В результате аварии Николай скончался, а его дети от первого брака предложили Екатерине покинуть дом их отца. Как вы думаете, почему Екатерине пришлось согласиться на это предложение?
После обсуждения проблемы учитель подводит учащихся к выводу о том, что Николай и Екатерина не оформляли свои отношения в органах ЗАГСа.
б) Фронтальная работа с источниками.
Ребятам предлагается начать работу с документом – текстом Семейного Кодекса РФ.
Учащиеся делятся на 3 группы, каждая из которых получает задание найти ответы на вопросы.
Задания для 1-й группы:
Каковы условия заключения брака?
В каких условиях брак может быть заключен в день подачи заявления?
Задания для 2-й группы:
Разрешает ли закон многоженство? Приведите положение Семейного Кодекса, являющиеся основанием для правильного ответа.
Какова ваша точка зрения на вопрос о многоженстве в нашей стране? Обоснуйте ее.
Задания для 3-й группы:
Каковы обстоятельства, препятствующие браку? В чем их значимость?
Какой брак считается фиктивным?
Текст документа для анализа учащимися.
Из Семейного Кодекса РФ(от 29 декабря 1995 г.)
Статья 11. Порядок заключения брака
Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.
При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а так же может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.
При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, не посредственной угрозе жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.
Статья 12. Условия заключения брака
Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступающих в брак и достижения ими брачного возраста.
Статья 13. Брачный возраст.
Брачный возраст устанавливается в 18 лет.
При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц желающих вступить в брак вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам достигшим возраста 16 лет.
Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключения брака
Не допускается заключение брака между:
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
близкими родственниками(родственниками по прямой восходящей и низко ходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными(имеющих общих отца или мать), братьями и сестрами);
усыновителями и усыновлёнными;
лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.
Статья 27. Признание брака недействительным.
Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями… настоящего Кодекса, а так же в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.
Валеопауза
Гимнастика для глаз:
Посмотрите на самую дальнюю от вас точку
На ближнюю точку
Влево
Вправо
Закройте глаза
После работы с текстом документа и валеопаузы группы учащихся дают ответы по своим заданиям.
Затем организуется работа с текстом Конституции РФ ст.7, п.2 :
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, отцовство и детство, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Вопросы к тексту Конституции: 1. Какова позиция государства по вопросам семьи? 2. Какие меры государства по поддержки семьи вам известны из личного опыта и СМИ?
Закрепление в форме подготовки к ЕГЭ
Составить развернутый план на тему «Условия заключения брака». (5 минут)
Заслушиваются варианты планов.
Один из вариантов плана.
Понятие брака.
Условия вступления в брак:
а) достижение брачного возраста
б) добровольное согласие сторон
3. Условия, препятствующие вступлению в брак:
а) одна из сторон уже находится в браке
б) близкие родственные отношения
в) недееспособность одной из сторон
2. Установите соответствие между основаниями, которые могут служить условиями и препятствиями для заключения брака, и видом юридической ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Основание Вид юридической ответственности
А) достижение брачного возраста 1) условие заключения брака
Б) признание одного из вступающих в брак 2) препятствие для заключения брака
недееспособным
В) состояние в другом зарегистрированном
браке
Г) взаимное согласие мужчины и женщины
Д) близкое родство
Установите соответствие между конкретной ситуацией и типом правоотношений, который она иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Ситуации Типы правоотношений
А) супруги открыли семейный ресторан 1) уголовные
Б) болельщики отмечали победу своей кома- 2) семейные
нды и разгромили остановку общественного
транспорта
В) отец и сын совершили разбойное нападение 3) административные
на инкассатора
Г) супруги подали в ЗАГС заявление о расторжении 4) гражданские
брака
Д) родители подарили сыну легковой автомобиль
Подведение итогов:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- С пользой ли для вас прошел наш урок?
- Пригодятся ли вам в дальнейшем полученные знания?
VI. Домашнее задание. Дома вам нужно будет прочитать § 23(11 класс) стр.262-266 и ответить на вопросы 1-3 стр. 273, задания 1-3 стр.273-274