Этот урок является интегрированным по курсам истории Отечества, истории Донского края, курса обществознания. Среди учащихся 8-9 классов был проведен блиц-опрос «Молодость и избирательное право». Мы выявили, каково отношение будущих избирателей к выборам и избирательной системе. В опросе приняло участие 15 человек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок демократии «Что такое выборы?». »
9
Урок демократии «Что такое выборы?».
Этот урок является интегрированным по курсам истории Отечества, истории Донского края, курса обществознания. Среди учащихся 8-9 классов был проведен блиц-опрос «Молодость и избирательное право». Мы выявили, каково отношение будущих избирателей к выборам и избирательной системе. В опросе приняло участие 15 человек. Опрос показал, что большая часть учащихся считают: знать избирательное право надо всем. (13 человек)
К сожалению 9 человек из 15 не интересуются ходом предвыборных кампаний. Все (15 человек) считают, что каждый человек обязан принимать участие в выборах. Будущие избиратели считают, что от их голосования зависит их будущее и будущее всей страны, но есть и такие, кто не разделяют эту точку зрения. (3 человека)
После анализа ответов на блиц-опрос, был сделан вывод о том, что дальнейшая работа с учащимися 8-9 классов должна быть направлена на формирование у них активной жизненной позиции, на осознание того факта, что голос каждого избирателя является решающим, что голосование - это их гражданский долг. Большое значение в просвещении подростков играют организация и проведение выборов в школьное самоуправление.
Выборы школьного самоуправления отражают важные стороны жизни общества и государства. Основной целью выборов школьного самоуправления является ознакомление учащихся с условиями и ходом выборов, с избирательными процедурами, выдвижением кандидатов, предвыборной агитацией, с механизмом голосования, главное – воспитание ответственного отношения к выборам.
Учитель, организатор опираются на знания, имеющиеся у учащихся. Урок проводится активными методами обучения. Задания объединяют всех участников урока в группы по созданию проекта и презентации. Такая работа имеет преимущества перед традиционными занятиями. Во время групповой работы сочетаем различные таланты и учения, используем сильные стороны каждого ученика для выполнения задания, развиваем сотрудничество.
Данный урок планируется проводить с членами ТИК, представителями Маньково-Берёзовской сельской администрации (местных органов самоуправления), учителями школы, родителями, библиотекарем, работниками ДК. Именно такой метод проведения урока приветствует участие каждого, помогает установить связь разных поколений, особенно между будущими избирателями и представителями власти.
Такой урок обогащает всех участников знаниями и опытом, помогает повысить интерес к политическим событиям – выборам в России, активизирует гражданскую позицию каждого, показывает важность участия в выборах каждого гражданина для сохранения и развития демократии в нашей стране.
Главный акцент в ходе данного урока необходимо сделать на важности участия каждого гражданина России в выборах. Ведь это будет способствовать становлению демократической процедуры выборов, усилению ответственности власти перед народом и личности перед обществом.
Цели урока:
Образовательные:
углубление и расширение знаний о выборах в РФ;
уточнение и обобщение понятий: Конституция РФ, выборы, депутат, гражданин, символы государства;
пополнение знаний о процессе и процедурах избирательного процесса, современному состоянию гражданского общества в России.
Воспитательные:
формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся через общение и групповую работу с представителями органов власти, налаживание диалога между поколениями;
воспитание у подростков активной гражданской позиции;
разъяснение ценностей демократии – право избирать и быть избранным;
подвести к вопросу об ответственности за пользование данным конституционным правом.
Развивающие:
приобретение умения работать в группе;
привитие навыков самостоятельно подбирать материал по теме проекта, делать презентацию, выделять главное;
формировать навыки критического мышления.
Задачи:
1.Обучение будущих избирателей.
2.Ознакомление подростков с избирательной системой современной России.
3.Воспитание у подростков активной жизненной позиции.
Результатами данного урока должны быть:
1. более полные и системные знания о выборах в России;
2. приобретение навыков по установлению контакта с представителями органов власти, общественностью;
3. умение подготовить проект и провести презентацию;
4. формирование активной гражданской позиции и ответственности за свой выбор.
Материалы и оборудование:
на стене висит плакат «Мы – граждане великой России»;
мебель расставлена в форме «кафе» для работы в группах;
материалы из истории демократии на Дону и в России;
таблицы и пособия по выборам;
литература по выборам: «Конституция РФ», 1993г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, «Избирательный процесс и избирательное право», Федеральный закон «О выборах президента РФ», 2003г., « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», 2005г., №7;
белая и цветная бумага формата А-4;
гимн, флаг, герб РФ;
урна для голосования;
инструкция;
наказ.
План урока: Устный журнал «Что такое выборы?».
1- я страница. «Организация выборов – как это происходит?».
4-я страница. Практическое занятие по работе над понятиями, занятия в группах. Составление словаря по теме: « Выборы », инструкции будущим избирателям. Презентация проектов.
5-я страница. Составление Наказа будущему избирателю. Все участники ставят свои подписи под Наказами. Голосование происходит путём опускания бюллетеней в урну для голосования.
6-я страница. Подведём итоги. Слово гостям, учащимся, учителю. Что понравилось? Был ли урок полезен, почему?
Ход урока:
Дорогие ребята! Уважаемые гости!
Сегодня мы проводим устный журнал «Что такое выборы?». В преддверии выборов в Государственную Думу, 4 декабря 2011 года. Уже стало хорошей традицией проводить интеллектуальные встречи с учащимися, будущими молодыми избирателями. Сегодняшнее наше мероприятие не последнее в этом году.
Устный журнал «Что такое выборы?» состоит из 6-ти страниц:
1-я страница «Организация выборов – как это происходит» - председатель избирательной комиссии Буряченко Т.Н.
4-я страница Практическое занятие по работе над понятиями, закрепление. Составление словаря по теме: «Выборы», составление инструкции будущим избирателям. Презентация проектов.
Ведущий: Правовая культура – это важный элемент духовной культуры человека и общества. Необходимость владения правовой культурой для подростков очевидна – это будущие граждане России, на которых в скором времени ляжет ответственность не только за себя, но и за своих близких и родных, за свою страну, от благополучия которой зависит благополучие каждого из нас. Детей нужно учить правовой культуре, в том числе и избирательной. Маленькие граждане России в наши дни часто слышат слово «Выборы», ходят с родителями голосовать.
Они вырастают и становятся полноправными гражданами нашего государства, могут участвовать в решении многих вопросов важных для своей страны.
Мероприятия правовой тематики, проводимые в нашей школе, в нашем районе для подрастающего поколения позволяют растить надёжную, эрудированную смену. Наши девочки Князь Галя и Гончарова Олеся участвовали в муниципальном конкурсе «Конкурс знатоков Конституции». Прежде чем стать всеобщим, равным – избирательному праву предстояло пройти много испытаний, изменений, сложился длительный путь развития. Сегодня избирательное право является неотъемлемой частью современного общества, и мы с вами активные участники данного процесса, поэтому нам необходимо иметь чёткое представление о выборах и понимать важность этого явления демократического общества.
В нашем мероприятии принимают участие учащиеся 8-9 классов, библиотекарь Степано-Савченской сельской библиотеки Козлова Т.Е, глава Маньково-Берёзовской сельской администрации Парфенов А.И., председатель ТИК Буряченко Т.Н., учителя, родители.
Итак, мы начинаем наше мероприятие.
Первая страница нашего журнала. «Организация выборов - как это происходит?»
Слово председателю ТИК и главе сельской администрации.
- Ребята! 4 декабря 2011 года будут выборы в Государственную Думу РФ. Начинается избирательный процесс с назначения дня выборов.
В этот период определяется комплекс действий, связанных с созданием необходимых условий для выдвижения кандидатов, происходит формирование избирательных округов, участков и составление списков избирателей. Гражданин РФ может быть включён в список избирателей только на одном участке. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Граждане РФ обладают избирательными правами – избирать и быть избранными. Минимальный возраст на выборы в законодательные органы – 21 год. На пост главы исполнительной власти – 30 лет. На пост президента – 35 лет.
Если в день голосования вы не можете прийти в участковую избирательную комиссию для голосования «по состоянию здоровья или по другой уважительной причине», то вы должны подать письменное заявление или устное обращение по телефону на избирательный участок не позднее одного дня до начала голосования.
Список избирателей составляется в участковой избирательной комиссии. Избирательные участки образуются для проведения голосования и для подсчета голосов избирателей. Выдвижение кандидатов осуществляется путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом. Предвыборная агитация осуществляется со дня регистрации кандидата и прекращается за один день до начала выборов. Агитация осуществляется через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний, встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов, митингов и т.д. Следующая стадия – голосования, определение итогов выборов. Голосования будет проходить 4 декабря, в воскресенье, один из выходных дней с 8:00 до 20:00.
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Чтобы получить избирательный бюллетень надо взять с собой паспорт или документ его заменяющий, а в случае, если избиратель голосует по открепительному удостоверению, то кроме паспорта, предъявляется и это удостоверение. При получении избирательного бюллетеня избиратель сверяет в списке избирателей серию и номер своего паспорта, затем расписывается. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные ящики для голосования. Граждане РФ имеют право принимать участие в выборах с 18 лет.
Вторая страница нашего журнала: викторина «Сегодня ученик – завтра избиратель».
1.С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участие в выборах?
2.Почему необходимо принимать участие в голосовании?
3.Каковы избирательные права граждан?
4.Кто из граждан нашей страны не имеет право участвовать в выборах?
5.Что такое Конституция РФ?
6.Когда была принята Конституция РФ?
7.Кто является главой государства по Конституции РФ?
8.Когда был избран первый президент России?
9.Назовите главный законодательный орган власти РФ?
10.Кто такой депутат?
11.Когда запрещается предвыборная агитация?
12.Что означает слово избиратель?
13.Состав Государственной Думы?
14.С какого возраста могут выбрать депутатом в Государственную Думу?
15.На какой срок избирается Госдума?
16.Что такое электорат?
17.Форма прямого волеизъявления народа?
Ребята, давайте подведём итоги нашей викторины. Слово предоставляется нашему жюри.
Третья страница нашего журнала «Славься, Русь!».
Звучит песня о России «Я Русь люблю»
1 ведущий. Россия…
Как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа-
Люблю тебя, Моя Россия,
За ясный цвет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют
Одним широким словом Русь.
Плакаты: «Одна у человека мать, одна у него и Родина».
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».
2 ведущий: Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
и рубиновые звезды-
Звезды мира над Кремлем!
Песня «С чего начинается Родина?»
1 ведущий: Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нем регулируется Конституцией Р.Ф., где записаны все законы, определяющие жизнь станы, права и обязанности граждан. День принятия Конституции 12 декабря 1993 года является государственным праздником. В Конституции определенны символы государства - герб, флаг и гимн /слайды/
2 ведущий. Герб и государство тесно связаны друг с другом. Герб- это изображение, которое изображает внутреннее устройство государства, его могущество. До начала XVI века Россия была раздробленным государством, поэтому герба не было. Герб появился в 1497 году при Иване III. В качестве герба в то время выступала печать. На лицевой стороне - изображен всадник, пронизывающий копьем змия, а на обратной стороне- двуглавый орел. Эти изображения пришли к нам из славной Византии.
1 ведущий. Герб менялся с течением времени. Он начинался с орленка, но вскоре он начинал раскрывать крылья, над его головой появились императорские короны, а в лапах атрибуты монархической власти: скипетр и держава, на груди появился герб Москвы, символ столицы, на крыльях- гербы царств и княжеств. В 1917 году орел перестал быть гербом России. Для большевиков, пришедших к власти, это был символ самодержавия.
И только 30 ноября 1993 года двуглавый орел вновь стал гербом России и, как прежде, охраняет рубежи нашей Родины. /слайд/
2ведущий. Второй символ нашего государства - государственный флаг. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: 2:3: верхней - белой, средней - синей, нижней- красной.
Это издавна любимые цвета народов России.
Белый - цвет снегов, облаков, березок - олицетворяет великодушие, благородство.
Синий - цвет неба, рек, цветущего льна, подснежников - олицетворяет верность, честность, цвет Богоматери.
Красный- энергия, кровь, соотносится с храбростью, удалью, символизирует мужество, смелость и любовь.
1 ведущий. А теперь о самом молодом символе РФ- гимне. Гимн- это торжественная песня.
Первым официальным Государственным Гимном Российской империи с1816 года был гимн «Боже, храни короля» стихи Р.А. Жуковского. В 1833 году-«Боже, царя храни» А.Ф. Львова. Новый Государственный Гимн СССР утвержден в декабре 1943 года авторы сл. С.В. Михалков и Г.А. Эль-Регистан.
Современный гимн России утвержден в 2001 году (муз. А.В. Александрова, слова С.В. Михалкова), /звучит гимн РФ/.
2 ведущий. Хочется сказать, что наши государственные символы – это, прежде всего знаки русской истории, а историю своей страны надо просто любить, как любил её А.С.Пушкин, который писал: «… Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, как нам Бог её дал».
Страница 4-я. Практическое занятие по работе над понятиями, занятия в группах. Составление словаря по теме: « Выборы », инструкции будущим избирателям. Презентация проектов.
1 группа – составить словарь по проблеме «Выборы» /3 мин./
2 группа - написать инструкцию для будущих избирателей. / зачитать 3 мин./
Презентация проектов \8 мин\
5-я страница. Составление Наказа будущему избирателю. Все участники ставят свои подписи под Наказами. Голосование происходит путём опускания бюллетеней в урну для голосования.
Составить Наказ будущему избирателю. /5 мин./(Совместная работа всех участников).
Все участники ставят свои подписи под Наказами. /3 мин/
Голосование за Наказы происходит путем опускания бюллетеня в урну для голосования.
6-я страница. Подведём итоги. Слово гостям, учащимся, учителю. Что понравилось? Был ли урок полезен, почему?
Приложения.
Блиц-опрос «Молодость и избирательное право» 8-9 классы.
Как вы относитесь к выборам и избирательным системам.
Надо ли интересоваться ходом избирательной кампании?
Каждый ли человек обязан принимать участие в выборах?
Зависит ли будущее граждан и будущее страны от голосования?
Надо ли знать избирательное право каждому?
Наказ будущим избирателям.
Соблюдайте Конституцию Российской Федерации.
Будьте достойными гражданами своей Родины.
Принимайте активное участие во всех выборных компаниях.
Всегда помните об ответственности за принятое решение.
Постоянно повышайте свой правовой и культурный уровень.