kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Участие граждан в политической жизни страны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: (в ходе урока учащиеся должны) - изучить теоретические и правовые аспекты избирательного права; - осознать собственные возможности воздействовать на власть; - сформировать активную позицию о необходимости участия в политической жизни своей страны; - критически оценить проблему низкой явки на выборах и предложить пути решения этой проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«задачи»

Задача 1.

Гражданин К задержан 3 марта по подозрению в совершении убийства с особой жестокостью. А 4 марта должны состояться выборы Президента РФ. Имеет ли гражданин К право принимать в них участие? Ответ поясните.


Задача 2.

В истории Древней Греции известно имя реформатора Солона. Объем политических прав граждан при Солоне зависел от уровня их богатства, т. е. существовал имущественный ценз: “На основании оценки имущества он ввел разделение на 4 класса, причем люди четвертого не имели доступа ни к какой государственной должности” (Аристотель “Афинская полития”).

Насколько была справедлива система Солона?

Есть ли у нас имущественный ценз (ограничение) для избирателей?

Какой ценз существует у нас в стране?

Для людей какой национальности, вероисповедания, пола и т.д. существуют ограничения?


Задача 3.

Интересный пример из римской истории: “...было дано равное право голоса, и не все голоса имели равную силу, но были установлены степени... А именно: первыми приглашали к голосованию всадников, затем восемьдесят пехотных центурий первого разряда, если мнения расходились, что случалось редко, приглашали голосовать центурии второго разряда, но до самых низких не доходило почти никогда” (Тит Ливий “История Рима от основания города”).

Есть ли подобные правила в современной избирательной системе России?

Существуют ли категории населения или территории, пользующиеся особыми льготами при голосовании?


Задача 4.

Из 30 000 избирателей голосовать пришли 24 000. Рассчитать какая часть электората оказалась активной?

Задача 5.

Гражданин С. проходил лечение в психиатрическом стационаре. Имеет ли он право участвовать в выборах? Ответ поясните.


Задача 6

Господин Ж с семьей приехал в Москву из Парижа год назад. В Москве живет его бабушка. Господин Ж твердо решил на родину больше не возвращаться, о чем сообщил во французское посольство. Может ли гражданин Ж принять участие в выборах депутатов Московской городской думы? Ответ поясните.



Просмотр содержимого документа
«избирательная квота в разных странах»

Избирательная квота* в разных государствах

Задание: перед вами данные диаграммы, демонстрирующие размер избирательной квоты в разных государствах. Назовите страны с наименьшей и наибольшей квотой. Какое место в списке занимает Россия? Оцените, какой должна быть по вашему мнению оптимальная избирательная квота.

*Избирательная квота – минимальный процент голосов, необходимый для избрания политической партии в государственный парламент.

Просмотр содержимого документа
«план урока 9а»

Урок обществознания в 9 классе

Участие граждан в политической жизни страны

Цели урока:

(в ходе урока учащиеся должны)

- изучить теоретические и правовые аспекты избирательного права;

- осознать собственные возможности воздействовать на власть;

- сформировать активную позицию о необходимости участия в политической жизни своей страны;

- критически оценить проблему низкой явки на выборах и предложить пути решения этой проблемы.

Оборудование: компьютер, м/м доска, раздаточный материал (приложения), учебник под ред. Л.Н. Боголюбова, рабочая тетрадь.

План урока:

  1. Способы участия граждан в политической жизни страны;

  2. Избирательное право граждан РФ, избирательные цензы.

  3. Выборы: понятие и виды;

  4. Проблема политического абсентеизма в России и пути ее преодоления.



Вступительное слово учителя:

Объявляется тема и цели урока, учащиеся оформляют записи с темой в тетадях.

1.

В статье 3 Конституции РФ определяется, что единственным источником власти и носителем суверенитета в России является ее многонациональный народ. Давайте с вами обратимся к тексту базового закона и попытаемся понять смысл написанного в нем!

(Ответы учащихся содержат выводы, что Россия – демократическое государство, а демократия – это власть народа, значит, граждане принимают непосредственное участие в делах управления государством.)

Скажите, пожалуйста, а как именно граждане сегодня могут влиять на государственную власть?

(Учащиеся говорят о праве избирать и быть избранными, о референдуме, митингах, шествиях, о праве обращаться лично в органы власти и др.)

Верно! Сегодня для каждого из россиян законом предусмотрен целый набор механизмов воздействия на власть.



2.

Предлагаю обсудить вопрос об особенностях избирательного права в России. Для этого давайте вспомним, в каких аспектах следует рассматривать избирательное право и какие существуют ограничения в избирательных правах граждан? Прошу обратиться к данным таблицы, лежащей у каждого на столе.

Учащиеся говорят об активном и пассивном избирательном праве, а также об избирательных цензах.

Для закрепления материала предлагаю решить задачи (лежат на столах).

3.

На протяжении долгих лет наши граждане добивались права на участие в управление государством.

Определенная политическая активность населения проявилась после Отечественной войны 1812 г. и особенно после заграничного похода российской армии в 1813 г., когда вернувшиеся из Европы войска принесли в Россию либеральные идеи. Неудовлетворенность демократических ожиданий привела в 1825 г. к восстанию декабристов, среди которых было немало молодых максималистски настроенных офицеров.

В начале XX века желание избирать и быть избранным толкнуло русский народ на кровопролитную революцию.

И только в 1905 году когда манифест Николая II в Российской Империи учреждалась Государственная Дума. Народ впервые получил право избирать! Однако избирать в этот орган могли только зажиточные слои населения страны.

Октябрьская революция 1917 года перевернула существовавшую избирательную систему с ног на голову, разрешив участвовать в выборах только рабочим и крестьянам, и запретила это делать дворянам, царским жандармам, бывшим владельцам фабрик и заводов и многим другим.

Давайте обсудим, что представляют собой выборы сегодня!

Докладывает по этому вопросу один ученик. Он рассказывает о понятии выборов, называет избираемые должности и органы власти в России.

Хочется также затронуть еще один немаловажный вопрос, а какие типы избирательных систем существуют сегодня?

Ученик рассказывает о мажоритарной системе и ее подвидах, о пропорциональной системе и ее особенностях, приводит примеры органов и должностных лиц, избираемых по каждой из систем.

Предлагаю проанализировать выборы депутатов Госдумы, мы отметили, что это голосование проходит по пропорциональной системе. А сколько процентов голосов должна получить партия, чтобы получить места в парламенте России?

Учащиеся отвечают: 7%

Обратимся к данным диаграммы (лежат на столах учеников). На ней изображены данные из разных стран об избирательной квоте – минимальном количестве процентов голосов, необходимом для прохождения в парламент.

Оцените, какое место в перечне занимает Россия? Какой должна быть оптимальная избирательная квота, на ваш взгляд?

(Ответы учеников касаются вопроса повышения избирательной квоты в России с 5 до 7%. А также выявляются закономерности:

- чем выше избирательная квота, тем интересы меньшего количества граждан будут представлены в парламенте;

- если слишком снизить порог избирательной квоты, то большая возможность сформировать «разношерстный» парламент, депутаты которого не смогут договориться о принципиальных вопросах законотворчества.)

4.

Мы обсудили основные вопросы теории избирательного права, а теперь давайте поговорим о том, как наши граждане реализуют свое избирательное право.

2012 год стал очень богатым на выборы в нашей стране. Назовите, кого пришлось избирать вашим родителям в этом году!

(Дети называют выборы Президента РФ, главы муниципального образования Тимашевский район, выборы депутатов Законодательного собрания Краснодарского края.)

А теперь поднимите руки, чьи родители ходили на выборы!

(Не все поднимают руки)

Пожалуйста, в нашем коллективе выявилась очень актуальная для России проблема – политический абсентеизм, то есть, нежелание граждан участвовать в выборах.

Подробно эту ситуацию изучили Разгоняева Виктория и Филиппова Виктория. Они выступят с результатами своих социологических исследований.

Выступают девочки с диаграммами, содержащими ответы на следующие вопросы:

  1. Участвуете ли вы в выборах?

  2. Причины неучастия в выборах?

  3. Динамика участия в последних трех выборах.

Из проведенного исследования попробуем сделать вывод, насколько остро стоит проблема игнорирования гражданами выборов.

Учащиеся представляют свои мнения, говорят о необходимости повышения уровня электоральной активности.

Пройдет совсем немного времени, и вы получите права перешагнуть порог избирательного участка в качестве полноправного избирателя. Я очень надеюсь, что это сделает каждый из вас. А чтобы окончательно побудить вас к подобному решению, давайте обсудим, какие опасности несет в себе, казалось бы, безобидный прогул голосования.

Учащиеся вспоминают норму статьи 3 Конституции, говорят, о том, что являются представителями народа, а значит источником власти, которую со всей ответственностью будут осуществлять;

Указывается на тот факт, что если лично я не пойду на выборы, то кто будет предеставлять МОИ интересы в органах власти, а если таких как я будет много, не опасно ли это избранием крайне нежелательной для государства власти…

Да, вы говорите верно! Еще важно отметить, что наши предки в конце концов не для того проливали кровь за возможность формировать лично органы власти, чтобы мы настолько легкомысленно пренебрегали этим правом. Это ПОЧЕТНОЕ право граждан России и нести его надо с гордостью!

Все-таки, давайте предложим нашему правительству алгоритм борьбы с абсентеизмом. Подумайте какие меры помогут повысить явку на выборах.

Среди предлагаемых мер могут быть:

  1. Воспитание молодежи в духе патриотизма, прививание основ правовой культуры гражданина;

  2. Предложение кандидатам ориентировать свои предвыборные программы не только на избирателей среднего и пожилого возраста, но еще и на молодежь;

  3. Повысить уровень жизни населения, для того чтобы воспитать уважение к власти. Сформировать в людях беспокойства коренного смены курса власти и др.

Подводя итоги урока, конечно, хочется задать ключевой вопрос: «Кто из вас твердо для себя решил участвовать в выборах»? (дети поднимают руки).

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

Д/з написать эссе на тему: «Почему необходимо участвовать в политической жизни своей страны»



Просмотр содержимого документа
«таблица виды избирательных прав, цензы.»

Виды избирательных прав граждан в России

Пассивное

(право быть избранным)

Активное

(право избирать)

Избирательные

цензы – ограничения на участие в выборах

Возрастной ценз

Президент 35 лет

Депутат Госдумы 21 год

Глава региона 30лет


Избирательные цензы - ограничения на участие в выборах

Возрастной ценз

18 лет

Ценз Гражданства

Ценз гражданства





Задание: Соотнеси принципы избирательного права и их содержание:

1.

Всеобщее голосование


А

Непосредственные выборы избирателями кандидатов в органы власти

2.

Равное голосование

Б

Всем без исключения дееспособным гражданам гарантируется право на активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) участие в выборах

3.

Прямое голосование

В

Отметка в бюллетене осуществляется в закрытой кабинке

4.

Тайное голосование

Г

Каждый гражданин РФ имеет только один голос






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Участие граждан в политической жизни страны

Автор: Белякова Анастасия Владимировна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197582

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Политические права граждан. Выборы- это участие гражданина в политической жизни страны. Я кандидат в депутаты."
    ["seo_title"] => string(80) "politicheskie_prava_grazhdan_vybory_eto_uchastie_grazhdanina_v_politicheskoi_zhi"
    ["file_id"] => string(6) "522492"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1570966132"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Участие гаждан в политической жизни "
    ["seo_title"] => string(42) "uchastiie-ghazhdan-v-politichieskoi-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "187983"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426603031"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Голосуя, я определяю будущее страны!"
    ["seo_title"] => string(45) "golosuia_ia_opriedieliaiu_budushchieie_strany"
    ["file_id"] => string(6) "369965"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481796273"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Политические права и свободы."
    ["seo_title"] => string(31) "politichieskiie_prava_i_svobody"
    ["file_id"] => string(6) "404931"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490856106"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока  по обществознанию 11 класс "Избирательное право. Избирательный процесс". "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-11-klass-izbiratiel-noie-pravo-izbiratiel-nyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "106848"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403097067"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства