Урок обществознания в 9 классе
Участие граждан в политической жизни страны
Цели урока:
(в ходе урока учащиеся должны)
- изучить теоретические и правовые аспекты избирательного права;
- осознать собственные возможности воздействовать на власть;
- сформировать активную позицию о необходимости участия в политической жизни своей страны;
- критически оценить проблему низкой явки на выборах и предложить пути решения этой проблемы.
Оборудование: компьютер, м/м доска, раздаточный материал (приложения), учебник под ред. Л.Н. Боголюбова, рабочая тетрадь.
План урока:
Способы участия граждан в политической жизни страны;
Избирательное право граждан РФ, избирательные цензы.
Выборы: понятие и виды;
Проблема политического абсентеизма в России и пути ее преодоления.
Вступительное слово учителя:
Объявляется тема и цели урока, учащиеся оформляют записи с темой в тетадях.
1.
В статье 3 Конституции РФ определяется, что единственным источником власти и носителем суверенитета в России является ее многонациональный народ. Давайте с вами обратимся к тексту базового закона и попытаемся понять смысл написанного в нем!
(Ответы учащихся содержат выводы, что Россия – демократическое государство, а демократия – это власть народа, значит, граждане принимают непосредственное участие в делах управления государством.)
Скажите, пожалуйста, а как именно граждане сегодня могут влиять на государственную власть?
(Учащиеся говорят о праве избирать и быть избранными, о референдуме, митингах, шествиях, о праве обращаться лично в органы власти и др.)
Верно! Сегодня для каждого из россиян законом предусмотрен целый набор механизмов воздействия на власть.
2.
Предлагаю обсудить вопрос об особенностях избирательного права в России. Для этого давайте вспомним, в каких аспектах следует рассматривать избирательное право и какие существуют ограничения в избирательных правах граждан? Прошу обратиться к данным таблицы, лежащей у каждого на столе.
Учащиеся говорят об активном и пассивном избирательном праве, а также об избирательных цензах.
Для закрепления материала предлагаю решить задачи (лежат на столах).
3.
На протяжении долгих лет наши граждане добивались права на участие в управление государством.
Определенная политическая активность населения проявилась после Отечественной войны 1812 г. и особенно после заграничного похода российской армии в 1813 г., когда вернувшиеся из Европы войска принесли в Россию либеральные идеи. Неудовлетворенность демократических ожиданий привела в 1825 г. к восстанию декабристов, среди которых было немало молодых максималистски настроенных офицеров.
В начале XX века желание избирать и быть избранным толкнуло русский народ на кровопролитную революцию.
И только в 1905 году когда манифест Николая II в Российской Империи учреждалась Государственная Дума. Народ впервые получил право избирать! Однако избирать в этот орган могли только зажиточные слои населения страны.
Октябрьская революция 1917 года перевернула существовавшую избирательную систему с ног на голову, разрешив участвовать в выборах только рабочим и крестьянам, и запретила это делать дворянам, царским жандармам, бывшим владельцам фабрик и заводов и многим другим.
Давайте обсудим, что представляют собой выборы сегодня!
Докладывает по этому вопросу один ученик. Он рассказывает о понятии выборов, называет избираемые должности и органы власти в России.
Хочется также затронуть еще один немаловажный вопрос, а какие типы избирательных систем существуют сегодня?
Ученик рассказывает о мажоритарной системе и ее подвидах, о пропорциональной системе и ее особенностях, приводит примеры органов и должностных лиц, избираемых по каждой из систем.
Предлагаю проанализировать выборы депутатов Госдумы, мы отметили, что это голосование проходит по пропорциональной системе. А сколько процентов голосов должна получить партия, чтобы получить места в парламенте России?
Учащиеся отвечают: 7%
Обратимся к данным диаграммы (лежат на столах учеников). На ней изображены данные из разных стран об избирательной квоте – минимальном количестве процентов голосов, необходимом для прохождения в парламент.
Оцените, какое место в перечне занимает Россия? Какой должна быть оптимальная избирательная квота, на ваш взгляд?
(Ответы учеников касаются вопроса повышения избирательной квоты в России с 5 до 7%. А также выявляются закономерности:
- чем выше избирательная квота, тем интересы меньшего количества граждан будут представлены в парламенте;
- если слишком снизить порог избирательной квоты, то большая возможность сформировать «разношерстный» парламент, депутаты которого не смогут договориться о принципиальных вопросах законотворчества.)
4.
Мы обсудили основные вопросы теории избирательного права, а теперь давайте поговорим о том, как наши граждане реализуют свое избирательное право.
2012 год стал очень богатым на выборы в нашей стране. Назовите, кого пришлось избирать вашим родителям в этом году!
(Дети называют выборы Президента РФ, главы муниципального образования Тимашевский район, выборы депутатов Законодательного собрания Краснодарского края.)
А теперь поднимите руки, чьи родители ходили на выборы!
(Не все поднимают руки)
Пожалуйста, в нашем коллективе выявилась очень актуальная для России проблема – политический абсентеизм, то есть, нежелание граждан участвовать в выборах.
Подробно эту ситуацию изучили Разгоняева Виктория и Филиппова Виктория. Они выступят с результатами своих социологических исследований.
Выступают девочки с диаграммами, содержащими ответы на следующие вопросы:
Участвуете ли вы в выборах?
Причины неучастия в выборах?
Динамика участия в последних трех выборах.
Из проведенного исследования попробуем сделать вывод, насколько остро стоит проблема игнорирования гражданами выборов.
Учащиеся представляют свои мнения, говорят о необходимости повышения уровня электоральной активности.
Пройдет совсем немного времени, и вы получите права перешагнуть порог избирательного участка в качестве полноправного избирателя. Я очень надеюсь, что это сделает каждый из вас. А чтобы окончательно побудить вас к подобному решению, давайте обсудим, какие опасности несет в себе, казалось бы, безобидный прогул голосования.
Учащиеся вспоминают норму статьи 3 Конституции, говорят, о том, что являются представителями народа, а значит источником власти, которую со всей ответственностью будут осуществлять;
Указывается на тот факт, что если лично я не пойду на выборы, то кто будет предеставлять МОИ интересы в органах власти, а если таких как я будет много, не опасно ли это избранием крайне нежелательной для государства власти…
Да, вы говорите верно! Еще важно отметить, что наши предки в конце концов не для того проливали кровь за возможность формировать лично органы власти, чтобы мы настолько легкомысленно пренебрегали этим правом. Это ПОЧЕТНОЕ право граждан России и нести его надо с гордостью!
Все-таки, давайте предложим нашему правительству алгоритм борьбы с абсентеизмом. Подумайте какие меры помогут повысить явку на выборах.
Среди предлагаемых мер могут быть:
Воспитание молодежи в духе патриотизма, прививание основ правовой культуры гражданина;
Предложение кандидатам ориентировать свои предвыборные программы не только на избирателей среднего и пожилого возраста, но еще и на молодежь;
Повысить уровень жизни населения, для того чтобы воспитать уважение к власти. Сформировать в людях беспокойства коренного смены курса власти и др.
Подводя итоги урока, конечно, хочется задать ключевой вопрос: «Кто из вас твердо для себя решил участвовать в выборах»? (дети поднимают руки).
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.
Д/з написать эссе на тему: «Почему необходимо участвовать в политической жизни своей страны»