Просмотр содержимого документа
«Твои школьные друзья»
Тема: «Твои классные друзья».
Цель урока: Формировать личностные основы поликультурности, толерантности; вырабатывать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. Выработать умение работать с учебной и дополнительной информацией, владение монологической устной речью.
Задачи:
Оценивать межличностные отношения, применять личный опыт и опыт родителей для решения познавательных задач,
извлекать информацию из стихотворного текста,
сравнивать и анализировать социальную информацию,
давать оценку явлениям социальной жизни, делать выводы, классифицировать, использовать внеурочную деятельность в учебных целях.
Применять навыки исследовательской работы при проведении эксперимента, готовить сообщение на заданную тему, выполняя домашнюю работу.
Развивать самостоятельность при работе с учебником, рабочей тетрадью.
Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к другому человеку.
Планируемые результаты изучения
Развитие социального кругозора; развитие способностей делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; определение собственной активной позиции в общественной жизни для решения типичных задач в области межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и социальных групп; формирование личностных основ поликультурности, толерантности; владение монологической устной речью; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование коммуникативной компетентности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная работа: самостоятельная работа с учебником, рабочей тетрадью; поиск необходимой информации в учебнике, групповая работа: поиск ответов на поставленные вопросы.
4. Постановка и формулировка проблемы. Выявление трудностей.
5. Планирование деятельности ( построение проекта выхода из затруднений)
6.Решение проблемы (реализация построенного проекта). Первичное усвоение новых знаний.
7 Самостоятельная работа
8.Первичное закрепление.
9.Рефлексия
10.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
Мотивация. Вчера на перемене я услышала разговор двух мальчиков из начальной школы, они спорили о том, кто из них лучше. Один говорит « я хорошо умею читать и считать, у меня пятерки по математике и чтению, второй ему отвечает, а я лучше всех в классе рисую, я хожу в художественную школу, мои рисунки всегда берут на выставку. Наверное, и вы иногда участвуете в аналогичных спорах. Кто же прав?
Сегодня на уроке мы поговорим о различиях между людьми.
Актуализация.
Много ли у вас друзей? Много ли ваших друзей учатся в вашем классе? Какие проблемы взаимоотношений существуют в вашем классе? В чем вы видите их причины? Дети отвечают на вопросы.
Как вы думаете, как будет звучать тема урока? О чем мы будем говорить сегодня.
Дети высказывают предположения. (Предполагаемые ответы: О дружбе, о друзьях и т.д.)
Слайд 1 Тема урока: «Твои классные друзья»
Прочитайте стихотворение Е. Евтушенко
Слайд 2
Какова главная мысль стихотворения?
Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтересностью своей.
У каждого — свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это все неведомо для нас.
Какова главная мысль стихотворения?
Дети высказывают предположения. (Предполагаемые ответы: Что люди разные, тем они и интересны.)
Слайд 3
Проблемный вопрос:
Чем различаются люди? Какую роль люди разных национальностей и возможностей играют в жизни общества.
Как мы будем отвечать на данную проблему. По какому плану? Дети высказывают предположения
Слайд 4
План урока:
Различия между людьми.
Друзья, приятели, враги
Люди с ограниченными возможностями.
Дружба детей разных национальностей.
Запишем план урока.
Решение проблемы, применение знаний и умений
Различия между людьми.
Слайд 5
Выполните задание : На основе примера продолжите заполнение таблицы. (рабочая тетрадь задание №1)
Чем различаются люди
На какие группы по этому признаку делятся
Полом
Женщины и мужчины
Проверка выполнения.
Учитель: В классе вы тоже разные, мальчики и девочки, голубоглазые и кареглазые, у вас у всех свой характер, темперамент. В обществе, как и в классе, не бывает одинаковых людей. Значит наш класс отражение реального общества. Значит, вам повезло, ведь чем раньше вы научитесь взаимодействовать с разными людьми, тем легче вам будет жить и работать во взрослом обществе.
2.Друзья, приятели, враги.
Учитель У современного подростка обычно много приятелей , но вот найти настоящего друга бывает непросто.
Прослушайте фрагмент песни Владимира Высоцкого «Песня о друге». Перед прослушиванием ставиться вопрос. Какая пословица соответствует данной песни?
Ответы детей на вопрос. Какая пословица соответствует данной песни?
(Дети высказывают предположения. Предполагаемые ответы: «Друзья познаются в беде»).
Назовите главные на ваш взгляд, черты дружбы. (Дети высказывают предположения. Предполагаемые ответы: взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение).
Дружба -этоэто привязанность между людьми,
возникающая вследствие взаимного уважения,
веры друг в друга, общности интересов и взглядов
3.Люди с ограниченными возможностями.
Выполните задание.
Продолжите предложение: В нашей стране по закону все имеют право на бесплатное образование не зависимо от:
1)______________
2)_____________
3)_____________
Выполнить данное задание вы сможете с опорой на учебник. Стр.38 1,2 абзац. (ответы: места проживания, материального положения, состояния здоровья). Проверка выполненного задания.
Люди с ограниченными возможностями
Учитель: Среди учащихся российских школ есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Найдите в учебник определение данному понятию запишите его в тетрадь. Дети записывают. Стр 38
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 39. Придумайте и запишите лозунг к иллюстрации. Лозунг это призыв или обращение, выражающее основную идею или требование. Дети записывают каждый свой лозунг. Проверка.
Видеофрагмент про Вику
Вопрос: Современные ученые предлагают называть людей с серьезными проблемами со здоровьем на « людьми с ограниченными возможностями», а «людьми с особыми потребностями». Как вы думаете почему? Какую роль играют эти люди в жизни общества? Просмотр видеофрагмента
4.Дружба детей разных национальностей.
Учитель: Россия многонациональная страна перечислите известные вам народы, проживающие в нашей стране. Дети отвечают.
Учитель: Школа и класс, как уменьшенная модель большого общества, тоже состоит из людей разных национальностей. И в вашем классе тоже учатся дети разных национальностей. У каждого народа своя культура, обычаи и традиции.
Что позволяет народам России в течении многих столетий жить в мире и согласии?
Задание (раб. тетрадь №7) По иллюстрациям на стр. 41-42 учебника перечислите что входит в национальную культуру разных народов. Дети отвечают.
Итог.
Чем различаются люди? Какую роль люди разных национальностей и возможностей играют в жизни общества.
Закончи пословицы
Друг - это тот, кого нам вечно не хватает.
Друг - это тот, кто встанет вместо меня.
Друг - это тот, вместо кого встану я.
Друг- это тот, с кем можно помолчать.
Друг - это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.
Рефлексия. На листочках
Домашнее задание. Домашнее задание:
1. Читать пар.6
2.Составить свод правил для тех, кто стремится стать хорошим другом.
3.Подготовить рисунки и рассказ , посвященные культуре одного из народов России.