Просмотр содержимого документа
«тема урока "Общество и природа"»
Тема урока: Общество и природа.
Вид урока: урок изучения нового материала.
Тип урока: урок постановки УЗ.
Форма проведения урока: урок – лабораторное занятие с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами.
Цель урока:
Сформировать у учащихся представления о социальной сущности человека и роли природы в его становлении и развитии.
Задачи:
Определить место человека среди других живых организмов, населяющих нашу планету.
Продолжить развитие учащихся умений обобщать, анализировать, делать выводы, расположить учащихся к размышлению, поиску ответов.
Показать учащимся теснейшую взаимосвязь общества и природы.
Формы организации деятельности учащихся:
индивидуальная;
фронтальная;
дифференцированная.
Оборудование урока:
учебник «Введение в обществознание» 8-9 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова;
Канке В.А. «Философия».
Библия.
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы под ред. Л.Н.Боголюбова.
Ход проведения урока:
I. Мотивация учебной деятельности учащихся - лейтмотив урока - (интересное, необычное начало урока, повышающее мотивацию учебной деятельности школьников).
Отрывок из рассказа Р.Брэдбери «Всё лето в один день».
«В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац…Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное – опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть…И вдруг…Редкие холодные капли упали на нос, на щёки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому – подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».
II. Актуализация знаний учащихся по данной теме.
Ребята, представьте себе, что это вы, героя рассказа Р.Брэдбери «Всё лето в один день».
Почему у вас вызвало такие чувства появление солнца?
О каких явлениях говорит автор произведения?
Каким общим словом можно назвать данные явления?
Каким образом, на ваш взгляд природа оказала воздействие на маленьких детей?
III. Сообщение темы урока.
Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем рассматривать тему «Общество и природа».
IV. Постановка учебной задачи урока.
Постановка учебной задачи урока с помощью методического приёма «Аукцион мнений» (учащиеся самостоятельно предлагают задачу урока).
Учебная задача: Определить роль природы в жизни общества.
V. Изучение нового материала
1. Мини – лекция «Природа и мы» - взгляды философов о роли природыв жизни общества по книге В.А.Канке «Философия» (учащиеся записывают наиболее важные моменты в тетради).
«В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Что же такое природа? Давайте запишем слово природа следующим образом: «при – рода». То есть Природа – это то, что находится при роде человеческом, то из чего рождается сам человек. Во взаимоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней, записывает себя в неё. Итак, природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества.
Как же понимали философы разных исторических эпох взаимоотношения человека и природы. Давайте рассмотрим исторические формы отношения человека к природе.
Античная философия космоцентрична, космос понимается как неразделённость природы и человека. Греческие философы не противопоставляли природу человеку. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.
Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведёт вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда дело доходи до умерщвления плоти. В глобальном масштабе человек эпохи средневековья не меньше, чем человек античности, подчинён природным закономерностям и ритмам.
В новое время природа становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук.
В XX веке на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В.И.Вернадским и французскими философами Т. Де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Имеется в виду, что в XX век единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Теперь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума.
2. Работа с новыми терминами и понятиями.
Природа
в широком смысле – окружающий в узком смысле - природа
нас мир во всём бесконечном как биосфера нашей планеты
5. Защита творческой работы учащихся с помощью методического приёма «Ораторская трибуна» тема выступления «Роль природы в жизни общества – решение учебной задачи урока».
6. Обобщение работы учащихся учителем, запись основных выводов:
природа – естественная среда обитания человека;
природа – кладовая ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности и повседневной жизни;
природа – естественная основа жизнедеятельности людей;
природа выступает для человека в естественно - материальном и духовно - эстетическом аспектах.
I.Мотивация учебной деятельности учащихся - лейтмотив урока – ролевая сценка «Спор природы с человеком».
Человек: Я, Человек, имеющий разум, умеющий мыслить, могу всё: читать книги и даже писать их, строить дома, производить машины и управлять ими, вырабатывать электроэнергию и многое другое.
Природа: Хорошо, мой почтенный Человек, я признаю твой ум. Ты многое умеешь, и написал много книг. Но позволь с тобой поспорить. Вот ты читаешь, познаёшь тайны. А какую книгу ты читаешь? Не книгу ли Природы? А что познаёшь? Не премудрости ли Природы?
Человек: Согласен. Я познаю премудрости Природы. Так ведь я сам их открываю.
Природа: Ну да, ты их открываешь, а я, Природа, их устанавливаю. Твой разум не может вместить всего того, что сокрыто во мне, в Природе. Ты только можешь увидеть и убедиться, что всё здесь правильно, красиво, премудро и разумно.
Человек: Вот – вот, именно разумно, а разум есть только у человека. Его нет ни у камней, ни у птиц и зверей, ни у кого милостивая Природа.
Природа: Это вы люди, так считаете, что птицы, звери, растения не имеют разум.
А давайте и мы с вами ребята, попытаемся сегодня выяснить - кто же прав человек или Природа.
II. Основная часть урока:
1.Исторический экскурс – взаимоотношения человека и природы глазами представителей различных эпох и учений. Мысли о том, какое место занимает человек в природе, интересовало людей с давних пор. Ещё древние китайцы располагали все живые существа в виде лестницы:
ЧЕЛОВЕК
ЖИВОТНЫЕ
РЫБЫ
РАСТЕНИЯ
Античные философы высказывали мысль о единстве человека и природы. В эпоху Возрождения на первое место выходит человек. Человек ставится в центр Вселенной и выступает как творец самого себя. Это не просто природное существо, но господин Природы. В эпоху Нового времени Природа перед наукой и техникой выступает главным образом как технический материал труда, объект производственной эксплуатации.
В России XIX века возникает течение русского космизма (представители И.Киреевский, В.Соловьёв, Л.Толстой, Ф.Достоевский). Основные черты данного направления:
человек – основная часть природы;
человека и природу не надо противопоставлять, а рассматривать в единстве;
человек и всё что его окружает – это части Целого;
ответственность разума перед Природой.
Сегодня природа поставщик, а человек заказчик. В XX век появляется новое учение, учение о ноосфере. Впервые термин ноосфера (сфера разума) был использован в 1927 году Э.Леруа. Но особо этот вопрос был исследован русским учёным В.Вернадским. Под ноосферой понимают область планеты, охваченную активностью человека, его разумной деятельностью. Вернадским были выделены три важнейших закона:
закон взаимообусловленности развития отдельных элементов геосферы;
закон возрастающего воздействия человека на природную среду;
закон возрастающей зависимости общества от природной среды.
2.Постановка учебной задачи урока. Давайте же и мы поразмышляем, как и философы разных эпох над проблемой – Царь ли Природы Человек?
7. Закрепление изученного материала «Метод неоконченных предложений».
Что фантастическое и реалистическое увидели вы в этом произведении?
Какую мысль хотел донести до нас автор произведения?
Человек и природа или же природа и человек? Сегодня я думаю необходимо поставить знак равенства между этими понятиями. Ведь человек - это часть природы, это целое которое нельзя разъединить. Я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем уроке попытался это понять, осмыслить, проанализировать.
Человек: Я, Человек, имеющий разум, умеющий мыслить, могу всё: читать книги и даже писать их, строить дома, производить машины и управлять ими, вырабатывать электроэнергию и многое другое.
Природа: Хорошо, мой почтенный Человек, я признаю твой ум. Ты многое умеешь, и написал много книг. Но позволь с тобой поспорить. Вот ты читаешь, познаёшь тайны. А какую книгу ты читаешь? Не книгу ли Природы? А что познаёшь? Не премудрости ли Природы?
Человек: Согласен. Я познаю премудрости Природы. Так ведь я сам их открываю.
Природа: Ну да, ты их открываешь, а я, Природа, их устанавливаю. Твой разум не может вместить всего того, что сокрыто во мне, в Природе. Ты только можешь увидеть и убедиться, что всё здесь правильно, красиво, премудро и разумно.
Человек: Вот – вот, именно разумно, а разум есть только у человека. Его нет ни у камней, ни у птиц и зверей, ни у кого милостивая Природа.
Природа: Это вы люди, так считаете, что птицы, звери, растения не имеют разум.
Человек: Я, Человек, имеющий разум, умеющий мыслить, могу всё: читать книги и даже писать их, строить дома, производить машины и управлять ими, вырабатывать электроэнергию и многое другое.
Природа: Хорошо, мой почтенный Человек, я признаю твой ум. Ты многое умеешь, и написал много книг. Но позволь с тобой поспорить. Вот ты читаешь, познаёшь тайны. А какую книгу ты читаешь? Не книгу ли Природы? А что познаёшь? Не премудрости ли Природы?
Человек: Согласен. Я познаю премудрости Природы. Так ведь я сам их открываю.
Природа: Ну да, ты их открываешь, а я, Природа, их устанавливаю. Твой разум не может вместить всего того, что сокрыто во мне, в Природе. Ты только можешь увидеть и убедиться, что всё здесь правильно, красиво, премудро и разумно.
Человек: Вот – вот, именно разумно, а разум есть только у человека. Его нет ни у камней, ни у птиц и зверей, ни у кого милостивая Природа.
Природа: Это вы люди, так считаете, что птицы, звери, растения не имеют разум.
Человек: Я, Человек, имеющий разум, умеющий мыслить, могу всё: читать книги и даже писать их, строить дома, производить машины и управлять ими, вырабатывать электроэнергию и многое другое.
Природа: Хорошо, мой почтенный Человек, я признаю твой ум. Ты многое умеешь, и написал много книг. Но позволь с тобой поспорить. Вот ты читаешь, познаёшь тайны. А какую книгу ты читаешь? Не книгу ли Природы? А что познаёшь? Не премудрости ли Природы?
Человек: Согласен. Я познаю премудрости Природы. Так ведь я сам их открываю.
Природа: Ну да, ты их открываешь, а я, Природа, их устанавливаю. Твой разум не может вместить всего того, что сокрыто во мне, в Природе. Ты только можешь увидеть и убедиться, что всё здесь правильно, красиво, премудро и разумно.
Человек: Вот – вот, именно разумно, а разум есть только у человека. Его нет ни у камней, ни у птиц и зверей, ни у кого милостивая Природа.
Природа: Это вы люди, так считаете, что птицы, звери, растения не имеют разум.