Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД: Л- Личностные П- Познавательные Р- Регулятивные К- Коммуникационные | Название используемых ЭОР |
1.Мотивация 2 минуты | Выработать на личностно-значимом уровне внутреннюю готовность выполнения нормативов учебной деятельности | Обращает внимание учащихся на иллюстрации портретов полководцев и памятников на доске. (Д.Донской, М.Кутузов, Г.Жуков, памятники в честь военных подвигов на Куликовом поле, на Бородинском поле, ИЛ-2 в г. Самаре) (приложение 1-2) Что объединяет памятники? Чем они отличаются? Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? | Они связаны с военными событиями, подвигами народа, исполнением воинского долга. Разные периоды в истории нашей страны Защита Отечества | Сформировать адекватную мотивацию учебной деятельности (Л) | |
2.Актуализация знаний 7 минут | Подготовить мышление обучающихся к восприятию новых знаний и осознанию ими внутренних потребностей к построению новых способов действий | Когда в истории России появляется армия? Какая армия называется регулярной; когда она была создана? (при затруднении см. учебник стр.44-45) Зачем нужна регулярная армия? История знает много примеров верного служения Родине, подвигов во имя Родины. Приведите примеры. Учитель просит учеников сформулировать вопросы, которые еще им неизвестны по данной теме и таким образом определяют цели урока. | С появлением государства, при первых князьях. Учащиеся дают определение понятий «регулярная армия» и говорят, что такая армия была создана в начале 18 века Петром 1. Опираясь на текст учебника на стр.44-45, ученики приводят факты и обобщают. Защищать границу, территорию, население, независимость государства, материальные и духовные ценности. Ученики называют известных им героев ( А.Матросов, Г. К. Жуков и др.) От кого российские военнослужащие должны защищать Отечество в наши дни? Что означает обязанность гражданина России нести военную службу в вооруженных силах России и защищать Отечество. Как готовить себя к исполнению воинского долга? | Развитие устной речи, ведение диалога (К) Выделять существенную информацию в тексте учебника (П). Учебно-познавательный интерес к новому знанию (Л). Осуществлять сотрудничество с учителем (К) Обобщать (П) Целеполагание (П) | |
3.Усвоение содержания нового учебного материала. 7-10 минут | Создать условия для формирования у учащихся знания содержания конституционной обязанности граждан по защите Отечества, основных обязанностей военнослужащего, роли армии в развитии государства и общества через организацию групповой работы с правовыми источниками. | В Конституции РФ ст.59 ч.1 написано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Учитель предлагает ученикам найти противоречие. На материале урока необходимо ответить на этот вопрос. Как вы думаете, какие угрозы возникают для нашей страны в 21в? Учитель предлагает учащимся на основе текста учебника стр.45-46 составить и заполнить схему «Виды угроз для нашей страны» | Ученики делают вывод: долг и обязанность, долг – это нравственная категория, а обязанность – это то, что подлежит безусловному выполнению, закреплена в правовых нормах. Таким образом, формируется проблема: почему защита Отечества названа и долгом, и обязанностью? Ученики анализируют текст, обобщают в виде заполнения схемы, делают вывод: сталкиваясь с нарастанием внешних и появлением новых внутренних угроз, Россия должна иметь сильную, хорошо подготовленную, профессиональную армию, вооруженную самым современным оружием. | Умение систематизировать информацию учебника в виде схемы. (П) Устанавливать причинно-следственные связи (П) Принимать и сохранять поставленную учителем учебную задачу (Р) Формирование чувства патриотизма и гражданственности (Л) | |
Работа с правовыми документами (практическая часть урока) – 10 минут | Проанализировать текст закона | Учитель организует работу с правовыми источниками в малых группах (см. приложение № 2). При затруднении можно пользоваться учебником стр. 47-50 На данном этапе урока учитель консультирует учащихся. | Ученики анализируют правовые источники, отвечают на вопросы к ним, заполняют таблицы, готовят выступления на 2-3 мин. | Установка на здоровый образ жизни (Л). Осуществлять сотрудничество, учитывать позицию одноклассников (К). Практическое использование мышления: анализа, сравнения, обобщения (П) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р) | |
Просмотр презентации учащихся, «Какая армия нужна России?» 5 мин | Познакомить с новыми видами вооружения | Учитель предлагает уч-ся просмотреть презентацию и сформулировать задачу, которую поставил В.В. Путин, как Верховный главнокомандующий перед российской армией | Ученики знакомятся с новыми видами вооружения, анализируют, рассуждают, делают вывод о том, что в армии необходимо провести модернизацию (она проводится) - качественные изменения военной техники, средств управления, связи, разведки, высокоточных боеприпасов. | Развитие творческих способностей (Л) Осуществлять запись нужной информации с помощью ИКТ (П) | Слайд № 1-7 |
Рефлексия деятельности 3-4 минуты | Оценить учащимся собственную учебную деятельность, подвести итоги, соотнести цели и результаты деятельности | Учитель предлагает обратиться к Конституции РФ и вспомнить проблему, поставленную в ходе урока. Учащимся предлагается вспомнить цели урока и соотнести с результатами, выбрать наиболее интересное и понятное изложение материала. Мы увидели, что служба в армии является почетной и важной обязанностью гражданина. Но в то же время это серьезная школа жизни, испытание на прочность духа. Не все проходят его с честью. Каждый год возникает проблема с набором юношей для прохождения службы в рядах вооруженных сил. Современные молодые люди не хотят служить в армии. Как вы думаете, почему? Подумать дома, обсудим в классе на следующем уроке. Д/з. подготовить сообщения о подвигах российских солдат и офицеров, в наши дни. | Ученики высказывают свое мнение по проблеме: почему защита Отечества названа и долгом и обязанностью? Ученики высказывают свое мнение о том, что нового они узнали на уроке и насколько это соотносится с целями данного урока. Ребята по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (см. приложение № 3) | Допускать возможность существования разных точек зрения, в том числе , несовпадающей с его собственной (К) Формулировать собственное мнение и позицию (К) Развитие морального сознания (Л) Способность к самооценке (Л) Адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей (Р) Все познавательные УУД | |