Тип урока: | Комбинированный урок |
Авторы УМК: | А.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкий, А.И.Матвеева |
Цели урока: | 1. Создать условия для формирования представлений учащихся о социальной структуре общества, о социальных проблемах развития общества. 2.Развивать навыки работы с текстом (учебно- информационные умения), коммуникативные умения. 3. Воспитывать уважение и толерантность при выполнении групповых заданий и при оценке умений собеседника. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Научаться: определять, что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, что такое социальная дифференциация и социальная стратификация: разъяснять какие крупные социальные страты существуют в определенном обществе людей. Анализировать положение человека в обществе. Получить возможность анализировать делать выводы, давать оценку конкретных ситуаций, работать с дополнительными источниками, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения Уметь: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с текстом, словарем, взаимодействовать с окружающими, владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог Давать самооценку своей деятельности. |
Оборудование: | Мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, учебники, словари. |
Образовательные ресурсы: | Учебно-методические и информационные ресурсы |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые УУД | Формы контроля |
1.Повторение ранее изученного материала | Проверка знаний и умений учащихся по изученной теме, | Учитель предлагает небольшую проверочную работу по теме «Экономика»(См. Приложение 1) | Выполнение теста. | Индивидуальная | Личностные УУД – Самооценка (по итогам выполнения теста) | Проверка теста, самооценка по критериям. |
2.Мотивационный | Подготовка учащихся к усвоению темы | Притча о вельможе - рассказ учителя.(См приложение №2 - О чем притча? -каковы критерии отношения людей к тем или иным группам.? Об этом и других вопросах и пойдет речь на нашем уроке. | Высказывают свое мнение Определяют тему урока | Фронтальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества. Регулятивные: принимают учебную задачу Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Устный опрос |
3.Актуализация знаний | Беседа по теме »Социальная сфера жизни общества» | -Какие сферы общественной жизни вы знаете? - Какие сферы общественной жизни мы уже изучали в 10 классе? -Что такое общество? - Можно ли наш школьный коллектив назвать обществом? -Можно ли внутри него выделить какие-либо еще коллективы? -Как вы думаете о том, что мы сегодня будем изучать на уроке? Верно. Тема нашего урока «Социальная структура общества» | -Ответы учащихся, на поставленные учителем вопросы | | Личностные УУД – Целеполагание при определении темы урока. Познавательные: производят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | |
4.Изучение нового материала | Выполнение заданий с использованием дополнительных источников информации. Презентация «Социальная структура общества» | Чтобы ответить на поставленный вопрос, постараемся раскрыть содержание понятия социальная структура общества. Откроем словарь на С. 392 и зачитаем определение социальной структуры общества. Социум в переводе с латинского языка – общество, т.е. социальный – это общественный, а понятие структура означает в переводе строение, расположение, порядок. Следовательно, в упрощённом варианте - социальная структура – это система построения общества. (Слайд 1)Общество как из кирпичиков строится из социальных групп. Здесь понятие, которое является новым для вас - это «социальные группы». Обратимся к словарю темы на С. 391 и зачитаем определение данного термина (Слайд 2) Сделайте схему социальных групп по численности и (масштабу) (Если затруднитесь, посмотрите стр.152- 3 абзац снизу. Попробуйте привести примеры данных видов групп. Попробуйте привести примеры разных видов групп в политической сфере, экономической сфере? | Школьники работают со словарями определяют ключевые значения слов. Школьники называют виды социальных групп. . Составляют кластеры, записывают понятия в тетради. | Индивидуальная, парная – составление кластеров Фронтальная – обсуждение текста. Работа в тетрадях. | Познавательные: общеучебные- умеют находить нужную информацию, выделяют главное, ориентируются в учебнике, дополнительных источниках информации. Логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социальной структуре общества. Производят анализ объектов с целью выявления существенных признаков. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга. | 1.Записи в тетради. 2.Устный опрос. |
Учитель рассказывает о биосоциальных группах. Каждый человек, может принадлежать к какой- либо из социальных групп. Вот вы, к каким группам относитесь? -В то же время есть такие группы, которыезанимают промежуточное положение в обществе, таких людей называют маргиналами. Посмотрите в учебнике, что обозначает это слово? стр.153 2 абзац сверху -Кто это может быть? Предлагаю вам поработать с текстом и ответить на вопросы к нему (Приложение 3) | Ученики приводят примеры социальных групп. Определяют, к каким социальным группам принадлежат сами. Учащиеся находят значение слова – Маргиналы Обсуждают ситуаций (иммигрант, безработный, инвалид) Учащиеся работают с текстом и отвечают на вопросы к нему. | | Познавательные, - обще учебные – находят нужную информацию, Логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о социальных группах. Определяют основную и второстепенную информацию. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно. | |
Все ли социальные группы занимают одинаковое положение в обществе? Разделение людей на группы, занимающее разное положение в обществе называют социальной дифференциацией. (Слайд 4) Предлагает поработать с учебником стр.154 Прочтите текст и выявите, какие точки зрения здесь выделены по поводу неравенства людей? Учитель объясняет понятие социальная стратификация. (Слайды 5,6)Предлагает поработать с текстом с классификацией общества на примере США (Приложение 4) (Слайд 7). (Слайд 8) Учитель предлагает поработать школьникам с пунктом «Социальная мобильность и составит опорный конспект» (Слайд 9) | Вступают в беседу с учителем. Приводят примеры дифференциации.
Школьники выделяют 3 точки зрения (марксистскую и другие, приведенные в учебнике. Школьники знакомятся с текстом, приводят примеры слоев в классах, и подходят к пониманию понятия – стратификация, анализируют слайды презентации. Приводят примеры горизонтальной и социальной мобильности Школьники делают таблицу «Виды мобильности» | Фронтальная работа. Индивидуальная работа при работе с текстом и составлении опорного конспекта. | Познавательные, - обще учебные – находят нужную информацию, Логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Преобразование объекта, составление схемы. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Сотрудничество в поиске и сборе необходимой информации. Регулятивные: соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно | |
5.Первичное осмысление и закрепление изученного | Выполнение заданий стр. 161 | Проводит дискуссионную беседу по вопросам учебника | Выполняют задания, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Личностные: развивают способность к самооценке. Познавательные: общеучебные– осуществляют поиск и выделение информации. логические– строят логические цепочки рассуждений | Устные ответы |
6. Итоги урока. | Проведение мини теста по новой теме | Учитель раздает тестовые задания. Через некоторое время раздает ключи и критерии оценивания работы.(Приложение 5) | Школьники выполняют тест и оценивают себя. | Индивидуальная работа | Личностные: оценивают собственно учебную деятельность | Самооценка по критериям, предложенным учителем. |
7.Рефлексия | Работа по вопросам | Учитель предлагает продолжить предложенную фразу | 1.Сегодня я узнал ... 2.Было интересно ... 3.Было трудно ... 4.Я выполнял задания ... 5.Я понял, что ... 6 Теперь я могу ... 7.Я почувствовал, что ... .8.Я приобрел ... 9.Я научился ... 10.Меня получилось ... 11.Я смог ... 12.Я попробую | Фронтальная работа | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | |
8. Домашнее задание | п. 14,на выбор: 1 группа работает с текстом документа и отвечает на вопросы к нему, 2 группа – характеризует членов своей семьи.как представителей социальной структуры общества, 3 группа – приводит примеры из истории о каналах социальной мобильности | Комментирует домашнее задание(Слайд 10) | Записывают домашнее задание. | | | |