Воспитательная: формировать навыки социального поведения.
Планируемые результаты:
Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Метапредметные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Предметные:
Обучающийся научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
различать отдельные виды социальных норм;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: социальная норма, мораль, санкции, нормы права.
ХОД УРОКА
Огр.момент.
Актуализация опорных знаний и умений:
1. Когда и почему появились правила, регулирующие отношения в обществе.
2. С какими правилами вы сталкиваетесь в своей жизни»?
3. Приведите по два аргумента «за» и «против» к следующему высказыванию:
Правила в обществе не нужны, т.к…..
Изучение нового материала:
Проблемное задание:
- Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо? Существуют ли правила поведения для всех?
Социальные нормы – это общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.
Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.
Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений.
1. Обычаи – это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений. Они становятся всеобщими в результате их многократного повторения. Но повторяют их люди потому, что обычаи выражают какие-то очень важные жизненные закономерности, нарушение которых чревато наступлением для людей серьезных отрицательных последствий (например, празднование Нового года в ночь на 1 января)
Нормы обычаев - правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.
2. Религиозные нормы – это правила поведения, регулирующие поведение людей, верующих в Бога и устанавливаемые церковью. Эти нормы достаточно сильно охраняются церковными санкциями, которые для верующего человека часто даже более ощутимы, чем меры государственного принуждения (например, при входе в храм женщины покрывают голову платком).
Религиозные нормы - правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.
Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Евангелии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании верующих, исповедующих языческие, многобожеские культы. Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объединении, общин, монастырей, братств, другие регламентируют отношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет порядок отправления религиозных обрядов. Религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, исповедывающих ислам. Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществляется самими верующими.
3. Правовые нормы – это обязательные для всех правила поведения, охраняемые силой государственного принуждения. Они регулируют наиболее значимые стороны нашей жизни (управление государством, собственность, применение труда, взимание налогов, охрану окружающей среды, наказание за совершение преступлений и др.). Так как их нарушение может принести обществу значительный вред, государство устанавливает санкции, отличающиеся суровостью (например, нельзя переходить улицу на красный свет светофора).
Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т. е. его внешнее выражение в нормативных правовых актах, системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний, обеспеченность государственным принуждением в случае посягательства на нормы нрава.
4. Моральные нормы – это правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. Иначе их еще называют нравственными нормами. В качестве санкций за нарушение моральных норм может последовать общественное осуждение, презрение (поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе)
Нормы морали (нравственности, этики) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой общественного мнения или внутренним убеждением.
5. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — правила поведения, которые устанавливаются такими организациями и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.
В настоящее время широкое распространение получил такой вид социальных норм как нормы общественных объединений, политических партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литературе эти нормы называются корпоративными. Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения — формально закрепляются письменным источником — уставом, принимаемым в установленном порядке. Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Но корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойствами права, поскольку регулируют отношения общественных образований, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-правовому регулированию.
6. Правила этикета – это нормы обхождения с окружающими людьми, формы их приветствий и обращения к ним, манеры, учтивость по отношению к другим. Иными словами, они показывают, какими должны быть облик вежливого, воспитанного человека, его поведение в обществе (например, неприлично интересоваться стоимостью подарка или заработной платой даже у друга)
7. Эстетические нормы – это правила, определяющие, что есть прекрасное, а что – безобразное (например, не принято приходить на занятия в школу в спортивном костюме)
8. Традиции – правила поведения обобщенного характера, передающиеся из поколения в поколение и характеризующие национальные, религиозные семейные и другие особенности общества (например, регулярные встречи выпускников школы).
Социальный контроль – способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.
Социальныйконтроль – особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.
Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.
Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.
позитивные
негативные
формальные
Ф+
Ф-
неформальные
Н+
Н-
Формальныепозитивныесанкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.
Неформальныепозитивныесанкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.
2) Какие социальные нормы существуют в обществе? Объясните их назначение.
3) Какую роль играет социальный контроль?
4) Решение заданий пита итоговой аттестации:
1. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
2. Установите соответствие между функциями и государственными институтами, должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) замечание 2) санкция 3) социальная норма 4) политическая идеология