kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Институт семьи и брака».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1. Способствовать формированию знаний учащихся о семье как социальном институте; социальном институте брака; традиционных семейных ценностях русской цивилизации; тенденциях развития семьи в современном мире. 2. Продолжить развивать умения учащихся работать с учебной литературой, оформлять записи в тетради, решать поставленные задачи при разных формах работы. Развивать навыки одиннадцатиклассников характеризовать семью как важнейший социальный институт, формулировать на основе приобретенных знаний собственное суждение и аргументы по проблемам семьи и брака; сравнивать объекты по заданным критериям, делать выводы. 3. Воспитать уважение к институту семьи и брака.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Институт семьи и брака».»

Тема: «Институт семьи и брака».

11 – класс профильный уровень

Авраменко Наталия Леонидовна

преподаватель общественных дисциплин


Многопрофильный лицей-интернат

ГОУ ВПО «ДонНУ»



Тема: «Институт семьи и брака».

Цели урока: 1. Способствовать формированию знаний учащихся о семье как социальном институте; социальном институте брака; традиционных семейных ценностях русской цивилизации; тенденциях развития семьи в современном мире. 2. Продолжить развивать умения учащихся работать с учебной литературой, оформлять записи в тетради, решать поставленные задачи при разных формах работы. Развивать навыки одиннадцатиклассников характеризовать семью как важнейший социальный институт, формулировать на основе приобретенных знаний собственное суждение и аргументы по проблемам семьи и брака; сравнивать объекты по заданным критериям, делать выводы. 3. Воспитать уважение к институту семьи и брака.

Оборудование: 1.Обществознание.11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: профильный уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2017. – 432с.

2. Презентация. Мультимедийное оборудование.

3. Приложение: 1. Материалы для аппликации и клей-карандаш; 2. Семейные ценности.

Тип урока: формирование и усовершенствование знаний, умений и навыков.

Структура урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)

  2. Мотивация учебной деятельности. (3 мин.)

Мозговой штурм. Оглашение темы, представление её содержания и ожидаемых результатов (3 мин.).

  1. Изучение нового материала. (30 мин.)

А) Семья как социальный институт (работа в парах с понятиями, заполнение кластера).

Б) Социальный институт брака (эвристическая беседа по рассказу учителя).

В) Формы брака (работа в группах по составлению и анализу пазла-аппликации).

Г) Система семейных ценностей (работа в группах соотношение семейных ценностей по тексту, анализ на примере своей семьи).

Д) Эволюция нуклеарной семьи (индивидуальная работа по составлению схемы)

Е) работа с видеорядом по выделению проблем в семье.

  1. Обобщение изученного материала. (5 мин.).

Игра в крестики-нолики.

  1. Подведение итогов урока (2 мин.).

  2. Инструктаж по выполнению домашнего задания (1 мин.).

План проведения урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Просмотрите видео и определите, о чём пойдет речь на уроке (Слайд 1- видео). (Учащиеся дают варианты ответов, на доске записываются все предположения)

Сообщается тема урока: «Институт семьи и брака» (Слайд 2), после этого урока Вы сможете (Слайд 3):

– характеризовать семью как социальный институт;

– выделять особенности социального института брака;

– прослеживать традиционные семейные ценности русской цивилизации в своей семье;

– высказывать свое мнение по поводу тенденций развития семьи в современном мире.

  1. Изучение нового материала.

А) Понятие «семья» для Вас не ново, эту тему Вы изучали в 10 классе. Сегодня Ваши знания будут расширены по этой теме со стороны социологии и юриспруденции.

Ознакомьтесь и запишите понятие социологии о семье (Слайд 4): Семья как социальный институт рассматривается в виде комплекса существующих в обществе социальных норм, санкций, образцов поведения, прав и обязанностей, регулирующих отношения между супругами, родителями и детьми. 

Основой формирования и функционирования любого социального института является система социальных ролей и норм, которую общество создает для удовлетворения той или иной социальной потребности.

Работая в паре, выделите названия семейных ролей, заполнив схему кластера (Слайд 5).

Предполагаемый ответ: семейные роли: супружеские (1-жена, 2-муж), 3-родительские (мать, 4-отец), детские (сын, 5-дочь, 6-брат, сестра), межпоколенные (7-дед, 8-бабушка, прадед, внук, внучка, правнук и т.д.) и внутрипоколенные (9-старший сын, старшая дочь, младший брат,10-старшая сестра и т.д.).

Исполнение семейной роли зависит, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа, включающего ответы на вопросы: Что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим? Какого поведения ждут от тебя?

Б) Рассказ учителя. (Слайд 6) Нормы семейного поведения возникли еще в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, становясь коллективными привычками, обычаями, традициями. Они предписывали правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место жительства молодой семьи и др. Тех, кто соблюдал эти нормы, общество поддерживало, поощряло, тех, кто нарушал их, – наказывало. Так возник нормативный механизм института семьи. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным, этическим и регламентируются обычаями и традициями.

Функции семьи тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества и меняются в связи с их изменениями, т.е. носят исторический характер. Однако на любой ступени своего развития общество нуждается в семье как механизме воспроизводства новых поколений и социализации потомства: без этого невозможно обеспечение жизни социума, самосохранение общества. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер: социальный контроль и санкции наряду с общественным мнением начали осуществлять государственные органы. В частности, государство стало санкционировать союз мужчины и женщины с целью создания семьи, т.е. их вступление в брак. Только заключенный на законных основаниях брак обеспечивает права супругов (например, право на совместное имущество, право наследования в случае смерти супруга и др.).

- Как повлияло образование государства на семью?(семья трансформируется в брак, т.е. в правовом поле рассматривается институт семьи)

- Выскажите свое мнение о целесообразности контроля государством института семьи.

(Слайд 7) Ознакомьтесь и запишите юридическое определение брака: Брак – это добровольный, равноправный, заключенный в установленном законом порядке союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.

Социологическое определение: Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений, между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

- В чем Вы видите различие?

- Какое определение, по вашему мнению, боле полно раскрывает смысл значения «брак»?

В) Формы брака различны. Для ознакомления с ними, Вы объединитесь в группы (3-4 от 4 человек),

сложите пазл (Приложение 1) и охарактеризуйте формы брака. Пазл каждой группы вывешивается на доску, представитель объясняет его содержание.

Предполагаемый ответ (Слайд 8): Формы брака различают моногамную и полигамную семью. Моногамный брак (от греч. monos – один) предусматривает существование брачной пары – мужа и жены (брак одного мужчины с одной женщиной в одно время). Полигамный брак (от греч. poly – много) предполагает, что у мужа или жены есть право иметь нескольких жен или мужей одновременно. В современном обществе существуют как моногамные браки, так и отдельные виды полигамии: групповой брак (например, на Маркизских островах), полиандрия, или многомужество (например, в некоторых племенах Южной Индии и Тибета), полигиния, или многоженство (например, в мусульманских странах).

Впервые однополые браки были легализованы 1 апреля 2001 года в Нидерландах.

- Как Вы считаете, что способствовало появлению такого количества форм брака?(глубокий кризис семьи или эволюция)

- Как Вы относитесь к разным формам брака?

- (Слайд 9) Проанализируйте карту распространения однополых браков в зависимости от религии.

Г) Проанализируйте высказывание Льва Гумилёва (Слайд 10): «Элементы системы: члены семьи и предметы их быта, в том числе муж, жена, теща, сын, дочь, дом, колодец, кошка. Они составляют семью до тех пор, пока супруги не разведутся, дети не отколются, начав зарабатывать сами, теща не поссорится с зятем, колодец не зацветет и кошка не наведет котят на чердаке. Если после этого они останутся в доме, хоть бы туда и провели водопровод, это будет не семья, а заселенный участок, то есть все элементы живой костной природы останутся на месте, но система семьи исчезнет. И наоборот, если умрет теща, будет перезаложен дом, сбежит кошка, уедет учиться любящий сын, семья сохранится, несмотря на изменения в количестве элементов. Это значит, что реально существующим фактором системы являются не предметы, а связи, хотя они и не имеют ни массы, ни заряда, ни температуры».

- Что имел в виду Л. Гумилёв, говоря, что в одном случае мы видим семью, а в другом – нет?

- Что составляет основу семейных отношений?

Стабильность семьи связывают с наличием в ней устойчивой системы ценностей и механизмов преемственности ценностной системы в рамках семьи: от родителей – детям.

Работа в группах. Проанализируйте предложенный список семейных ценностей (Приложение 2); определите, к какому пункту из системы ценностей они относятся, расширьте список.(Слайд 11)

Система семейных ценностей в себя включает:

1) ценности супружества;

2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;

3) ценности родительства, воспитания детей;

4) ценности родственных связей;

5) ценности, связанные с саморазвитием;

6) ценности внесемейных коммуникаций;

7) ценности профессиональной занятости. (Слайд 12- видео «Семья - это»)

Д) Рассказ учителя. (Слайд 13) Современная семья включает обычно двух родителей и одного ребенка.  Ее называют нуклеарной семьей (от лат. Nukleus - ядро). Она названа так потому, что ядром семьи, отвечающем за воспроизводство новых поколений, являются родители и дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники - бабушки, дедушки, дядя, тети... относятся к периферии семьи. Если они живут вместе, то такая семья называется расширенной или «многопоколейная», то есть семья расширяется за счет 3-4 поколений прямых родственников. Семья - только звено в широкой системе родства. Нуклеарная семья претерпевает определенную эволюцию. Это связано с изменением ролей внутри семьи.

Работая самостоятельно, прочитайте представленный текст (Слайд 14) и составьте схему эволюции нуклеарной семьи.

Текст: «В прошлом превалировала модель однокарьерная, где отец являлся главой семьи, он был занят в общественном производстве, зарабатывал деньги и кормил семью, а мать была занята домашним хозяйством, следила за порядком в доме, готовила пищу – это, так называемая, традиционный тип. В современном обществе для нуклеарной семьи более характерна двукарьерная или двудоходная модель, согласно которой и отец и мать работают поровну, делят домашние заботы. Но не всегда в семьях обязанности распределяются справедливо и поэтому выделяют семьи:  партнерского (эгалитарного) типа - муж и жена работают и делят домашние обязанности, и семья эксплуататорского типа - где супруги работают оба, но домашние обязанности остаются на плечах одного».

Представление схемы выборочно одного-двух учащихся.

Е) Современные семьи на своем пути встречают проблемы. Проблема укрепления семьи стоит чрезвычайно остро. Возможности ее решения видятся в поддержке семьи со стороны государства и общества. Какие же проблемы встречаются в семьях? Можно ли их преодолеть?

Главная функция семьи – это социализация. Вам будет представлен видеоряд, к которому подходят следующие слова средневекового поэта Себастьяна Брандта:  

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб.

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит...

Выделите негативные явления, ведущие к распаду семьи из видеоряда.(Слайд 15- видео «Дети - зеркало»)

- Исчерпывающий ли список Вы представили? (Слайд 16)

Предполагаемый ответ:

  • Насилие в семье

  • Алкоголизм в семье

  • Жилищная проблема

  • Материальные проблемы

  • Низкая рождаемость (1,2 ребенка)

  • Проблема нравственного воспитания

  • Высокая смертность населения

  • Плохая экология

  1. Обобщение изученного материала.

Игра в крестики-нолики. (Слайд 17) Класс объединить в две команды, которые избирают командира. На доске чертится два игровых поля, одно с цифрами, а другое – игровое. Команды определяют: кто первый ходит, чем играет. По очереди команды называют цифру, им зачитывают вопрос, если они отвечают, тогда в игровую ячейку ставится крестик или нолик. Если ответ не верный, ход передают другим. Если вторая команда тоже не может ответить, помогают наблюдатели, но значок ставят противоположный первой команде. Выиграет та группа, которая выстроила три своих значка в ряд.

Вопросы:

  1. Семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении, называется семьей … (нуклеарная)

  2. Тип семьи, при котором власть распределяется равномерно между обоими супругами, называется (партнерская или эгалетарная)

  3. Тип брака, к которому можно отнести гарем турецкого султана XVI века, – это… (многоженство или полигиния)

  4. Брак одного мужчины с одной женщиной в одно время называется… (моногамный)

  5. Форма брака, при которой в супружестве существует больше одного партнера, называется… (полигамный)

  6. Добровольный, равноправный, заключенный в установленном законом порядке союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи, называется … (браком)

  7. Семейные роли матери и отца называются … (родительские)

  8. Функция семьи, благодаря которой происходит воспроизводство народонаселения, называется … (репродуктивная)

  9. Важнейшие семейные компоненты традиций, передающиеся от поколения к поколению, называются … (семейные ценности)

  1. Подведение итогов.

Итак, институт семьи и брака эволюционирует из-за социально-экономических изменений в мире, но традиционные семейные ценности остаются постоянными.

Рефлексия. (Слайд 18) Ответьте на вопросы в тетради. Опросить нескольких учащихся. Оценивание.

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания. (Слайд 19)

Дифиренцированное домашнее задание.

Обязательная часть:

  1. Прочитать §11, ответьте устно на вопросы к параграфу.

  2. Выучить термины, конспект.

Дополнительное задание:

Составьте краткую справку о помощи государства семьям и детям на основании дополнительной литературы, интернета.

Учитель: Спасибо за внимание! Вы свободны.(Слайд 20)

 

Использованные источники:

  1. http://familyis.ru/10-osnovnykh-cennostejj-semejjnykh-otnoshenijj.html    

  2. https://www.youtube.com/watch?v=EBXCktvZPAk

  3. https://www.youtube.com/watch?v=esyezAXbJWQ

  4. https://www.youtube.com/watch?v=rmsc-r-skR0

  5. https://minjust-dnr.ru/blog/2018/05/28/donetskim-gorodskim-otdelom-zags-provodyatsya-obryady-gosudarstvennoj-registratsii-braka-v-uchrezhdenii-ispolneniya-nakazanij/

  6. https://proau.info/2013-g-strany-gde-razresheny-odnopolye-braki/



Приложение 1.


Моногамный брак

Полигамный брак

Однополый брак

(от гр. monos – один) предусматривает существование брачной пары – мужа и жены.

(от греч. poly – много) предполагает, что у мужа или жены есть право иметь нескольких жен или мужей одновременно.


или многомужество – предполагает, что у жены есть право иметь несколько мужей

брак одной женщины с одной женщиной в одно время

Полигиния

Полиандрия

или многоженство - предполагает, что у мужа есть право иметь несколько жен


брак одного мужчины с одним мужчиной в одно время



Приложение 2.

1. Принадлежность. Важно, чтобы каждый член семьи чувствовал, что его любят, что он принадлежит кому-то, и что он значим. Создание сплоченной семьи означает, что вы проводите каждую свободную минуту вместе, устраиваете семейные мероприятия. Создание прочных семейных отношений — это прекрасно, но каждый человек должен иметь свободу для той деятельности, которая, по его мнению, приносит ему удовольствие. Люди становятся более смелыми и склонны к риску, если они знают, что у них есть то безопасное место, куда можно вернуться, когда что-то не получилось.
2. Гибкость. Не смотря на уже сформированные в семье порядки и устои, необходимо проявлять гибкость в своих решениях. Нежелание проявить немного лояльности может принести множество несчастий и обид. Чем больше гибкости вы проявите в принятии решений, тем счастливее будет ваша семья.

3. Уважение. Уважать друг друга — значит принимать во внимание чувства, мысли, потребности и предпочтения других при принятии решений. Это также означает, что нужно признавать и ценить мнения, чувства и участие семьи в целом. Единственный способ заработать и сохранить уважение людей — показать, что вы сами уважаете их. Уважение, как очень важная семейная ценность, будет проявляться как дома, так и в школе, на работе и в других общественных местах.

4. Честность. Это основа продолжения любых отношений. Без честности не получится создать и поддерживать отношения. Поощряйте честность, проявляя понимание и уважение, когда кто-то говорит вам о своих неправильных поступках. Если мы не будем этого делать и рассердимся, когда нам кто-то сознается в своём плохом поступке, то в следующий раз он просто это скроет, чтобы избежать неуважения.

5. Прощение. Прощать людей, которые обидели вас, очень важный выбор. Да,  – это выбор. Утаенная обида не способствует взаимному уважению между близкими родственниками. Имейте в виду, что все делают ошибки, все мы иногда говорим то, что не следовало бы говорить, так как никто из нас не совершенен. Старайтесь достойно разрешать проблемные ситуации, достигайте понимания и двигайтесь дальше. Жизнь слишком коротка.

6. Щедрость. Отдавать, не думая, «а что я получу взамен » является важным качеством для тех, кто хочет стать ответственным, полезным членом общества. Благодаря щедрости нам удаётся сочувствовать и сопереживать, так как мы пытаемся понять то, что люди хотят или в чем нуждаются. Быть щедрым — не значит просто дать денег тем, кто в них нуждается. Это также и ваше время, любовь, внимание и даже иногда ваше имущество.

7. Любопытство. Дети по своей природе очень любопытны. У некоторых это любопытство ослабевает. Как разжечь любопытство? Задавайте множество вопросов. Читайте о том, о чем вы очень мало знаете и не бойтесь сказать, что вы чего-то не знаете. Критическое мышление является важным навыком, которому можно научиться и развивать путем изучения собственного любопытства.

8. Общение. Общение — как искусство, так и наука. Неспособность общаться, скорее всего, приведет к несчастьям и недоразумениям. Небольшие проблемы перерастают в более крупные, и когда они, в конце концов, закипают и всплывают на поверхность, то вряд ли тогда их можно решить спокойно. Общение — нечто гораздо большее, чем просто общение разума. Кроме устной речи, общение распространяется также на тон, громкость, выражение лица, глаза, жесты. Когда люди чувствуют, что они могут открыто говорить о чем угодно — надежды, мечты, страхи, успехи или неудачи – не боясь осуждения, это обнадеживает и укрепляет связь между людьми.

9. Ответственность. Ответственность появляется с опытом. Будучи ребенком, вам показывали, как убирать свои игрушки после того, как вы поиграли, как убирать свою комнату, как и когда кормить собаку. Это чувство ответственности увеличивается в зрелом возрасте. Взрослого человека, который имеет внутреннее чувство ответственности, не нужно силой заставлять приходить на работу вовремя, отвечать на телефонные звонки или выполнить работу в срок. Проявляйте ответственность в семье, чтобы привить это качество каждому из членов семьи.

10. Традиции. Традиции, это то, что делает семью уникальной, объединяет людей и создает чувство принадлежности у всех. Традиции не обязательно должны быть дорогостоящими, сложными или требующие много работы. Это может быть что-то простое, например, семейный праздничный ужин, когда вся семья собирается за одним столом. Если вы в настоящее время не имеете традиций в вашей семье, создайте их! Все традиции происходили от какого-то конкретного человека. Почему бы не позволить вашим семейным традициям начаться с вас? Проявите творческий подход и получайте удовольствие.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Институт семьи и брака».

Автор: Авраменко Наталья Леонидовна

Дата: 04.12.2019

Номер свидетельства: 530229

Похожие файлы

object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Значение института семьи как фактора укрепления социальных отношений "
    ["seo_title"] => string(79) "znachieniie-instituta-siem-i-kak-faktora-ukrieplieniia-sotsial-nykh-otnoshienii"
    ["file_id"] => string(6) "175217"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424251569"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация урока по теме "Институт семьи и брака" (11 класс профильного уровня)"
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiiaurokapotiemieinstitutsiemiibraka11klassprofilnoghourovnia"
    ["file_id"] => string(6) "268642"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450672546"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Тема: Семья как социальный институт. Семья и брак."
    ["seo_title"] => string(53) "tiema_siem_ia_kak_sotsial_nyi_institut_siem_ia_i_brak"
    ["file_id"] => string(6) "366762"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481092374"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Урок на тему: «Институт семьи и брака»"
    ["seo_title"] => string(30) "uroknatiemuinstitutsiemiibraka"
    ["file_id"] => string(6) "339833"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471521846"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Урок на тему "Семья и брак""
    ["seo_title"] => string(22) "uroknatiemusiemiaibrak"
    ["file_id"] => string(6) "295866"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455884183"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства