kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация урока по теме "Институт семьи и брака" (11 класс профильного уровня)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока – сформировать комплекс знаний о семье и браке как социальных институтах.

Задачи (вопросы) урока:

•сформулировать понятия семьи и брака как социальных институтов;

•изучить традиционные семейные ценности;

•рассмотреть тенденции развития семьи в современном мире;

•ознакомиться с проблемами неполных семей;

•узнать о государственной политике поддержки семьи.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по теме "Институт семьи и брака" (11 класс профильного уровня)»

§11. Институт семьи и брака Цель урока – сформировать комплекс знаний о семье и браке как социальных институтах . Задачи (вопросы) урока:

§11. Институт семьи и брака

Цель урокасформировать комплекс знаний о семье и браке как социальных институтах .

Задачи (вопросы) урока:

  • сформулировать понятия семьи и брака как социальных институтов; изучить традиционные семейные ценности; рассмотреть тенденции развития семьи в современном мире; ознакомиться с проблемами неполных семей; узнать о государственной политике поддержки семьи.
  • сформулировать понятия семьи и брака как социальных институтов;
  • изучить традиционные семейные ценности;
  • рассмотреть тенденции развития семьи в современном мире;
  • ознакомиться с проблемами неполных семей;
  • узнать о государственной политике поддержки семьи.

Вспомним ранее изученные понятия:

Социальный институтэто…

исторически сложившаяся устойчивая форма (система) организации совместной деятельности людей для удовлетворения индивидуальных и общих потребностей .

Семья (в юридическом контексте) – это …

союз лиц, соединённых правами и обязанностями, вытекающими, прежде всего, из официально оформленного брака .

Семья (как малая группа) – это …

союз людей, объединённых любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга .

Брак (в юридическом контексте) – это …

союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключённый в установленном законом порядке (т.е. зарегистрированный в органах ЗАГСа (записи актов гражданского состояния)) и порождающий взаимные права и обязанности супругов .

  • Социальный институтэто… исторически сложившаяся устойчивая форма (система) организации совместной деятельности людей для удовлетворения индивидуальных и общих потребностей . Семья (в юридическом контексте) – это … союз лиц, соединённых правами и обязанностями, вытекающими, прежде всего, из официально оформленного брака . Семья (как малая группа) – это … союз людей, объединённых любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга . Брак (в юридическом контексте) – это … союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, заключённый в установленном законом порядке (т.е. зарегистрированный в органах ЗАГСа (записи актов гражданского состояния)) и порождающий взаимные права и обязанности супругов .

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Семья как социальный институт (в социологическом контексте) это комплекс существующих в обществе социальных ролей, норм, санкций, образцов поведения, прав и обязанностей, регулирующих отношения между супругами, родителями и детьми.

  • Виды семейных ролей:
  • супружеские (жена, муж); родительские (мать, отец); детские (сын, дочь, брат, сестра); межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внук, внучка, правнук и т. д.); внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший брат и т. д.).
  • супружеские (жена, муж);
  • родительские (мать, отец);
  • детские (сын, дочь, брат, сестра);
  • межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внук, внучка, правнук и т. д.);
  • внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший брат и т. д.).
  • Исполнение семейной роли зависит, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа .
  • Гибкость ролевого поведенияспособность без особых затруднений выходить из одной роли и включаться в новую.
  • Нормы семейного поведения формировались исторически и передавались из поколения в поколение, становясь коллективными привычками, обычаями, традициями. Семейные нормы предписывают:
  • правила выбора и количество супругов; роль главы семейства; права и обязанности родственников; место жительства молодой семьи и др.
  • правила выбора и количество супругов;
  • роль главы семейства;
  • права и обязанности родственников;
  • место жительства молодой семьи и др.
  • Нормативный механизм института семьи включает как правую, так и моральную составляющие.
  • Семейные роли и нормы ориентированы на удовлетворение важных социальных потребностей. С удовлетворением этих потребностей связаны функции семьи.
  • Источники возникновения функций семьи: потребности общества и потребности семьи как группы.
  • Вспомним функции семьи : …

репродуктивная, воспитательная (социализация потомства), экономическая, эмоционально-психологическая, рекреационная, социально-статусная.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БРАКА    Брак  как социальный институт  (в социологическом контексте)  – это исторически эволюционирующая форма социального партнёрства женщины и мужчины, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Виды брака (по различным критериям) : моногамный брак ( от греч. μονος – «единый» и γάμος – «брак» ) предусматривает существование брачной пары – мужа и жены (брак одного мужчины с одной женщиной в одно время); полигамный брак ( греч. πολύς – «многочисленный» и γάμος – «брак») предполагает, что у мужа или жены есть право иметь нескольких жен или мужей одновременно. моногамный брак ( от греч. μονος – «единый» и γάμος – «брак» ) предусматривает существование брачной пары – мужа и жены (брак одного мужчины с одной женщиной в одно время); полигамный брак ( греч. πολύς – «многочисленный» и γάμος – «брак») предполагает, что у мужа или жены есть право иметь нескольких жен или мужей одновременно. Виды полигамии:

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БРАКА

Брак как социальный институт (в социологическом контексте) – это исторически эволюционирующая форма социального партнёрства женщины и мужчины, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

  • Виды брака (по различным критериям) :
  • моногамный брак ( от греч. μονος – «единый» и γάμος – «брак» ) предусматривает существование брачной пары – мужа и жены (брак одного мужчины с одной женщиной в одно время); полигамный брак ( греч. πολύς – «многочисленный» и γάμος – «брак») предполагает, что у мужа или жены есть право иметь нескольких жен или мужей одновременно.
  • моногамный брак ( от греч. μονος – «единый» и γάμος – «брак» ) предусматривает существование брачной пары – мужа и жены (брак одного мужчины с одной женщиной в одно время); полигамный брак ( греч. πολύς – «многочисленный» и γάμος – «брак») предполагает, что у мужа или жены есть право иметь нескольких жен или мужей одновременно.

Виды полигамии:

  • Виды полигамии:
  • Виды полигамии:
  • групповой брак ; полиандрия (многомужество); полигиния (многоженство); полиамория (т.е. «шведская семья» из трёх разнополых людей (1 мужчина + 2 женщины или 1 женщина + 2 мужчины)).
  • групповой брак ; полиандрия (многомужество); полигиния (многоженство); полиамория (т.е. «шведская семья» из трёх разнополых людей (1 мужчина + 2 женщины или 1 женщина + 2 мужчины)).
  • групповой брак ;
  • полиандрия (многомужество);
  • полигиния (многоженство);
  • полиамория (т.е. «шведская семья» из трёх разнополых людей (1 мужчина + 2 женщины или 1 женщина + 2 мужчины)).
  • церковный брак , гражданский (юридический) брак , фактический брак (сожительство) . брак по расчёту (династический, фиктивный) и брак по любви . традиционный брак (предполагает наличие репродуктивной функции) и однополый брак .
  • церковный брак , гражданский (юридический) брак , фактический брак (сожительство) .
  • брак по расчёту (династический, фиктивный) и брак по любви .
  • традиционный брак (предполагает наличие репродуктивной функции) и однополый брак .
  • Большинство древних цивилизаций видели в браке средство продолжения рода и механизм передачи прав собственности .
  • Брак «привязывал» женщину к мужчине и гарантировал , что дети являются биологическими наследниками мужа .
  • Брак долго считался союзом на всю жизнь, и во многих странах разводы были запрещены .
  • Брак закреплял доминирование мужчины над женщиной ( патриархальный традиционный семейный уклад ) . Всего 30 лет назад ни одна женщина не могла подать в суд на мужа за изнасилование.
  • В России признается законным брак, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). До 1944 г. в СССР к зарегистрированному приравнивался так называемый фактический брак . Только заключенный на законных основаниях брак обеспечивает права супругов (например, право на совместное имущество, право наследования в случае смерти супруга и др.).
ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

  • Вспомним: в общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.
  • Семейные ценности :
  • ценности супружества;
  • ценности, связанные с демократизацией отношений в семье;
  • ценности родительства, воспитания детей;
  • ценности родственных связей;
  • ценности, связанные с саморазвитием;
  • ценности внесемейных коммуникаций;
  • ценности профессиональной занятости.
  • В современном мире происходит трансформация интегрирующих семейных ценностей за счёт ценностей, дифференцирующих поколения родителей и детей.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Современные тенденции развития семей :

  • количественное преобладание мононуклеарных семей над полинуклеарными семей в большинстве стран Европы, США и России;
  • трансформация традиционных семейных ролей супругов (возможное несоответствие биологического и гендерного пола);
  • единство семьи все меньше зависит от социальных норм и санкций и все больше – от межличностных отношений (фактически происходит разделение институтов брака и семьи: 1) снижение ценности семьи с детьми и единства всех семейных поколений; 2) уменьшается число лиц, вступающих в законный брак; 3) растет количество разводов; 4) падает рождаемость (происходит депопуляция); 5) увеличивается частота добрачных половых связей; 6) растёт число отказов от детей и даже случаи их убийств; 7) нарастает эмоциональное отчуждение между членами семьи; 8) растет предпочтение альтернативных форм брачной и семейной жизни, включая рост числа одиночек, неполных семей, брачных сожительств; 9) усиливается девиантное поведение в семье.

Причины отмеченных явлений и тенденций (две парадигмы) :

  • процесс модернизации семьи, смены одного ее типа (традиционного) другим (современным); может вызывать негативные явления, связанные главным образом с неодинаковой скоростью модернизации различных подсистем общества на отдельных территориях и в отдельные периоды.
  • системный и глобальный кризис семьи, вызванный не какими-то случайными негативными явлениями и ситуациями, а коренными, сущностными чертами индустриально-рыночной цивилизации.

Направленность тенденций развития семей в России критическая:

  • распадается каждый второй брак;
  • 70% разводов приходится на молодые семьи;
  • каждый третий ребенок рождается вне брака;
  • ежегодно рассматриваются десятки тысяч заявлений о лишении родительских прав;
  • младенческая, детская и материнская смертность остается пока на значительно более высоком по сравнению с развитыми странами уровне;
  • каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье (рост которых связан с ростом смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости). Эти семьи имеют меньшие возможности для содержания и воспитания детей.
  • за 1990-2000 гг. вдвое увеличилось (до 637 тыс.) число детей в государственных интернатах, при этом только 10% находящихся в них детей не имеют родителей, остальные являются социальными сиротами.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ

  • Проблемы современных семей в России носят: экономический (в т.ч. жилищный), социальный, медицинский, психологический, юридический, образовательный характер.
  • Для содействия семьям в решении этих проблем в России, в том числе, создан институт социальной работы. Поддержка семьи ведется на федеральном и региональном уровнях. Согласно Конституции РФ, региональные и муниципальные органы власти и местного самоуправления разрабатывают экономические, медицинские, психологические, образовательные и другие программы поддержки семьи. Развивается и семейное законодательство. Оно различно в разных странах, но суть его одна – защита детей, поощрение семьи и долговременности брака, ограничение причин, ведущих к распаду семьи, создание препятствий для разводов.
  • Государственная поддержка семьи осуществляемая в России:
  • учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др.); установлены денежные пособия (например, по уходу за ребенком, по беременности и родам, «материнский капитал»); введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а так­же женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в соответствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др.
  • учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др.);
  • установлены денежные пособия (например, по уходу за ребенком, по беременности и родам, «материнский капитал»);
  • введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а так­же женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в соответствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др.
Домашнее задание:  §11. Институт семьи и брака (стр. 107-117)

Домашнее задание:

§11. Институт семьи и брака (стр. 107-117)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация урока по теме "Институт семьи и брака" (11 класс профильного уровня)

Автор: Гуськов Виктор Анатольевич

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268642

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства