2.Мотивация +актуализация 5мин | тема нашего урока – Социальная структура общества. Давайте определим, что означает термин общество? Что такое структура? Социум в переводе с латинского языка – общество, т.е. социальный – это общественный, а понятие структура означает в переводе строение, расположение, порядок. Следовательно, в упрощённом варианте - социальная структура – это система построения общества. Посмотрите на слайд. Что на нем изображено? (слои почвы) А можем ли мы сравнить строение почвы с современным обществом? Что у них может быть общего? (слои или, страты) Итак, что нам предстоит изучить на уроке? | - строение почвы - и почва и общество состоят из различных слоев Из чего состоит общество, состав общества… |
3.Изучение Нового Материала (35 мин) | 1.Посмотрите видео-фрагмент и скажите, о каких слоях общества в нем идет речь. Графической моделью структуры общества могут служить пирамида или ромб, где есть небольшой по численности верхний слой, затем следуют более многочисленные средние классы и большинство – низшие классы. О чем говорит такое расположение социальных групп? По каким признакам общество делится на слои (страты)? (картинки-подсказки) 2.Можно ли переместиться из одной страты в другую? Такое перемещение людей или целых групп называют социальной мобильностью (слайд) Выделяют горизонтальную и вертикальную социальную мобильность Вертикальную мобильность можно сравнить с движением вверх и вниз по лестнице (слайд) Горизонтальная мобильность – это прежде всего, географические перемещения, социальный статус не меняется. (примеры на слайде) Наиболее привлекательной, конечно, является вертикальная восходящая социальная мобильность. Давайте представим человека, поднимающегося на 10 этаж, ступенька за ступенькой повышается его уровень жизни, социальный статус…. Но можно ли ускорить этот процесс? Как быстрее добраться до верхнего этажа в здании? В обществе такие способы называют социальными лифтами.(слайд) Прослушайте фрагменты песен и определите, о каких соц лифтах идет речь. 1 Верка Сердючка – брак 2 Песня студента – образование 3песня о президенте – политическая карьера 3.Может ли человек прожить в обществе в одиночку? Почему это сложно? Как люди поступают? Понятие группа вам знакомо. У вас на столах есть примеры групп. Я предлагаю вам определить, как они взаимосвязаны между собой. Объедините их по смысловому признаку. (карточки с примерами соц групп).(Разъяснить, по каким критериям люди объединяются в соц. Группы) По каким признакам можно определить,что данное объединение именно группа? Проверим ваши предположения (слайд с признаками) Поработайте с текстом учебника с 110-111 и определите, какие бывают группы Сравните две группы: семья и россияне. Что общего? Что различного? (малая и большая, чел ее не выбирает, т.е первичная)(слайд) А если сравнить семью и полит партию Формальные-неформальные…. 4.Вы уже знаете, что структура общества неоднородна. Люди занимают различное положение. К чему это может привести? Как вы думаете,чем различаются межличностные конфликты и социальные? Я предлагаю вам стать участниками такого конфликта (на слайде). 1 ряд- подумайте, какие действия можно предпринять для того,чтобы была построена детская площадка; 2 ряд- предположите, как решить проблему со строительством гаражей. Как разрешился конфликт? Перед вами примеры конфликтов (в картинках):локальный, масштабный, глобальный. Предположите, чем они различаются? | - богатые, бедные, средний класс О неравенстве Уровень дохода, власть, образование и престиж Записывают понятие в тетради - воспользоваться лифтом -нет, люди объединяются в группы Выходят каждый со своей карточкой, объединяются по общему признаку - они либо родственники, либо у них общее дело, одно место жительства, определенный уровень дохода….. (малая и большая, чел ее не выбирает, т.е первичная) Семья – малая первичная, партия - вторичная - между ними возможны конфликты Количеством участников -работают в группах |