1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.
2. Социальные отношения.
3. Социальная динамика:
А) причины социальных изменений;
Б) социальная мобильность и “социальные лифты”
4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.Преподаватель задает вопросы обучающимся:
Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения Учащиеся высказывают свое мнение. Приводят примеры, выступают с докладами. Рассматривают основные вопросы урока. Затем проводится рефлексия, подведение итогов, задается домашнее задание.
После чего
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальная структура общества »
План- конспект
урока по обществознанию по теме: «Cоциальная структура общества»
в группе № 28 «Повар, кондитер» преподавателя истории
ГБПОУ СО «Балашовский политехнический лицей»
Глебовой Елены Викторовны
Цели урока:
образовательные - содействовать формированию знаний о процессах, идущих в сфере социальных отношений, раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, выявить наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;
развивающие - способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения,
воспитательные - дать представление учащимся о тенденциях развития социальных отношений в современном мире и, в первую очередь, в нашем обществе;
Термины и понятия: социальная дифференциация, ее виды, стратификация общества, социальная мобильность, социальные лифты, социальное неравенство, класс, страта, социальная роль, социальный статус.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока.
I. Организационно-мотивационный момент.
Актуализация знаний. Объявление темы урока. Постановка цели урока, знакомство с задачами урока.
II. Изучение новой темы.
План изучения нового материала:
1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.
2. Социальные отношения.
3. Социальная динамика:
А) причины социальных изменений;
Б) социальная мобильность и “социальные лифты”
4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.
Преподаватель: «Свобода, равенство, братство!» Великий лозунг Великой французской революции, ознаменовавшей вступление человечества в новую социальную эпоху. Неотъемлемым качеством этого мира должно было стать равенство людей. Неравенство людей и стремилась уничтожить революция.
Но равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения.
Ответы учащихся:
Учащийся 1: «Мы живем в современном обществе, где люди прекрасно знают о своих правах и о равенстве, но равенство может проявляться, например, составляя избирательное право, но уже от рождения люди имеют разное происхождение, получают разное образование, профессию. Я считаю, что равенства не будет никогда».
Учащийся 2: «Я не согласен. Равенство… Люди вкладывали раньше очень много в это слово, но главное было добиться всеобщего избирательного права и получить политические права и свободы (слова, печати, мысли, собраний), равное владение землей. И это практически в полном объеме осуществилось».
Преподаватель: Ребята, давайте обобщим ответы учащихся, и сформулируем цель урока.
Учащиеся: Цель урока раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, выявить наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;
Преподаватель: Современные исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе выделялись группы в соответствии с полом, возрастом с присущими им привилегиями и обязанностями. Принято различать экономическую, политическую, профессиональную дифференциацию. (слайд №2).
Слайд № 3. Вывод: социальная дифференциация - это не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними (слайд № 4).
- Можно ли устранить это неравенство?
Учащиеся: Скорее всего эти неравенства можно устранить.
Преподаватель: Существуют два подхода дифференциации общества. Слайд № 5.
- Социальная структура общества. Слайд № 6.
Социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет собой “ лимон” т.к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамериканских стран напоминает Эйфелеву башню – широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть и верхушка (элита), (слайды №12, 13).
Задание. Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % - бедный класс , 3-5 % - высший класс, 15-18 % - средний класс.
Один из учащихся пригашается к доске для составления модели социальной структуры России.
В ходе объяснения учитель обращает на понятия и просит их записать учеников в тетради.
Преподаватель: Социальная структура общества – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом групп людей.
Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, власть, доход и др.)
Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемее нормами, традициями, обычаями и направленными на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе.
Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти (слайд №9).
Социальные нормы – совокупность правил, формально или неформально принятых в группе или обществе.
Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса (слайд №7).
Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой (слайд №10).
Каналы или “лифты” мобильности – пути и механизмы, позволяющие подниматься наверх (слайд №8).
Выступление учащихся с проектами:
Социальная структура общества,
Социальные институты,
Социальные нормы, социальная мобильность.
Преподаватель: на первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием. В то же время есть принципиальное отличие между неравенством во французском обществе времен Людовика XVI и современной Францией. Двести лет прошли не зря.
Равенство нельзя понимать как “одинаковость” всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.
(приложение № 2).
Проведите исследование, опираясь на приложение, сделайте выводы.
Ребята, рассмотрите два документа и их сравнить (приложение № 1).
А затем ответьте на вопросы:
Что объединяет эти документы?
Выделите понятия, содержащиеся в документах.
На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?
Учащиеся: Причины социальных изменений интересовали человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королем, Золушка выходит замуж за принца, повысив свой статус. Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. НТР, войны, революции - все это приводит к смене социального положения в обществе групп.
III. Закрепление изученного материала. Консультация по использованию программного материала. (Тестовые задания)
V. Рефлексия урока.
- Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…
- Какой этап урока понравился и почему?
- На каком этапе было труднее всего работать и почему?
IV. Подведение итогов.
Домашнее задание.
- п 24, вопросы 1-6 на стр 158.
- записать в тетрадь причины кризиса семьи. Принести информационный материал (вырезки из газет и журналов, а также собранные статистические данные) для составления и оформления проектов по теме “Семья в современном мире”.