kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальная структура общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Социальная структура общества»

На уроке рассматриваются вопросы:

1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.

2. Социальные отношения.

3. Социальная динамика:

А) причины социальных изменений;

Б) социальная мобильность и “социальные лифты”

4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.Преподаватель задает вопросы обучающимся:

Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения Учащиеся высказывают свое мнение. Приводят примеры, выступают с докладами. Рассматривают основные вопросы урока. Затем проводится рефлексия, подведение итогов, задается домашнее задание.

После чего

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальная структура общества »

План- конспект

урока по обществознанию по теме: «Cоциальная структура общества»

в группе № 28 «Повар, кондитер» преподавателя истории

ГБПОУ СО «Балашовский политехнический лицей»

Глебовой Елены Викторовны


Цели урока:

образовательные - содействовать формированию знаний о процессах, идущих в сфере социальных отношений, раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, выявить наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;

развивающие - способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения,

воспитательные - дать представление учащимся о тенденциях развития социальных отношений в современном мире и, в первую очередь, в нашем обществе;


Термины и понятия: социальная дифференциация, ее виды, стратификация общества, социальная мобильность, социальные лифты, социальное неравенство, класс, страта, социальная роль, социальный статус.


Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока.

I. Организационно-мотивационный момент.

Актуализация знаний. Объявление темы урока. Постановка цели урока, знакомство с задачами урока.


II. Изучение новой темы.


План изучения нового материала:

1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.

2. Социальные отношения.

3. Социальная динамика:

А) причины социальных изменений;

Б) социальная мобильность и “социальные лифты”

4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.

Преподаватель: «Свобода, равенство, братство!» Великий лозунг Великой французской революции, ознаменовавшей вступление человечества в новую социальную эпоху. Неотъемлемым качеством этого мира должно было стать равенство людей. Неравенство людей и стремилась уничтожить революция.

Но равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения.

Ответы учащихся:

Учащийся 1: «Мы живем в современном обществе, где люди прекрасно знают о своих правах и о равенстве, но равенство может проявляться, например, составляя избирательное право, но уже от рождения люди имеют разное происхождение, получают разное образование, профессию. Я считаю, что равенства не будет никогда».

Учащийся 2: «Я не согласен. Равенство… Люди вкладывали раньше очень много в это слово, но главное было добиться всеобщего избирательного права и получить политические права и свободы (слова, печати, мысли, собраний), равное владение землей. И это практически в полном объеме осуществилось».

Преподаватель: Ребята, давайте обобщим ответы учащихся, и сформулируем цель урока.

Учащиеся: Цель урока раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, выявить наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;

Преподаватель: Современные исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе выделялись группы в соответствии с полом, возрастом с присущими им привилегиями и обязанностями. Принято различать экономическую, политическую, профессиональную дифференциацию. (слайд №2).

Слайд № 3. Вывод: социальная дифференциация - это не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними (слайд № 4).

- Можно ли устранить это неравенство?

Учащиеся: Скорее всего эти неравенства можно устранить.

Преподаватель: Существуют два подхода дифференциации общества. Слайд № 5.

- Социальная структура общества. Слайд № 6.

Социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет собой “ лимон” т.к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамериканских стран напоминает Эйфелеву башню – широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть и верхушка (элита), (слайды №12, 13).

Задание. Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % - бедный класс , 3-5 % - высший класс, 15-18 % - средний класс.


Один из учащихся пригашается к доске для составления модели социальной структуры России.

В ходе объяснения учитель обращает на понятия и просит их записать учеников в тетради.

Преподаватель: Социальная структура общества – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом групп людей.

Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, власть, доход и др.)

Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемее нормами, традициями, обычаями и направленными на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе.

Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти (слайд №9).

Социальные нормы – совокупность правил, формально или неформально принятых в группе или обществе.

Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса (слайд №7).

Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой (слайд №10).

Каналы или “лифты” мобильности – пути и механизмы, позволяющие подниматься наверх (слайд №8).

Выступление учащихся с проектами:

  • Социальная структура общества,

  • Социальные институты,

  • Социальные нормы, социальная мобильность.

Преподаватель: на первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием. В то же время есть принципиальное отличие между неравенством во французском обществе времен Людовика XVI и современной Францией. Двести лет прошли не зря.

Равенство нельзя понимать как “одинаковость” всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.

(приложение № 2).

Проведите исследование, опираясь на приложение, сделайте выводы.

Ребята, рассмотрите два документа и их сравнить (приложение № 1).

А затем ответьте на вопросы:

Что объединяет эти документы?

Выделите понятия, содержащиеся в документах.

На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?


Учащиеся: Причины социальных изменений интересовали человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королем, Золушка выходит замуж за принца, повысив свой статус. Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. НТР, войны, революции - все это приводит к смене социального положения в обществе групп.


III. Закрепление изученного материала. Консультация по использованию программного материала. (Тестовые задания)

V. Рефлексия урока.

- Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…

- Какой этап урока понравился и почему?

- На каком этапе было труднее всего работать и почему?


IV. Подведение итогов.

Домашнее задание.

- п 24, вопросы 1-6 на стр 158.

- записать в тетрадь причины кризиса семьи. Принести информационный материал (вырезки из газет и журналов, а также собранные статистические данные) для составления и оформления проектов по теме “Семья в современном мире”.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Социальная структура общества

Автор: Глебова Елена Викторовна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124487

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация на тему "Социальная структура общества" "
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiia-na-tiemu-sotsial-naia-struktura-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "164412"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422634031"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект урока Социальная структура общества "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-sotsial-naia-struktura-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "176401"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424414909"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок обществознания в 11-м классе на тему "Социальная структура общества» "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-obshchiestvoznaniia-v-11-m-klassie-na-tiemu-sotsial-naia-struktura-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "143615"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418564308"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) ""Социальная структура общества""
    ["seo_title"] => string(35) "sotsialnaia_struktura_obshchestva_1"
    ["file_id"] => string(6) "618494"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1669498892"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок обществознания в 10 классе по теме "Социальная структура общества""
    ["seo_title"] => string(83) "urok-obshchiestvoznaniia-v-10-klassie-po-tiemie-sotsial-naia-struktura-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "291661"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455176297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства