Актуализация знаний учащихся по теме «Социальная структура общества»
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала.
План:
Социальная позиция человека в обществе
В поисках себя
Отцы и дети
По признаку пола
Кого называют личностью?
Что такое социализация?
Кто мы такие? Кто я? Кем я являюсь в обществе? Как меня воспринимают люди? Но это вопрос не ком не. Это вопрос ко всем людям. Давайте попытаемся, ответь – а кто же мы в действительности.
Вот кто вы? Вы ученики 8 класса. Мальчики или девочка. Вы спортсмены. Вы сын или дочь, внук или внучка. Вы граждане России и т.д. И так можно до бесконечности. У вас у каждого есть масса статусов, которые несут определённую информацию.
Та позиция, которую занимает человек, согласуясь с определённым ему статусом называется социальным статусом.
Социальных статусов у человека в жизни великое множество. И в какой то момент тот или иной социальный статус выходит на первый план (в школе ученик, дома ребёнок в семье.)
Таким образом социальный статус – это постоянно изменяющаяся позиция.
Типы социальных статусов:
Приписанный (предписанный) принадлежит человеку от рождения
Достигаемый статус человек обретает собственными усилиями (профессия, место работы, образование, семейное положение)
Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение.
Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.
Пример: отличник – это человек у которого все пятёрки. Но бывает и такое, что в четверти выходит несколько четвёрок. Однако окружающие всё равно ассоциируют поведение данного ученика как отличника. Отличие социального статуса от социальной роли заключается в том, что что социальная роль – это ожидаемое поведение человека от того социального статуса, которого достиг человек.
Какие же социальные статусы и социальный роли являются типичными и яркими в жизни?
Положение учащегося требует от личности соответствующего поведения: посещать школу, выполнять домашнее задание, следовать определённому распорядку и т.д.
Иная социальная роль у руководителя предприятия, школы. Его главная задача в том, что бы наладить дело, контролировать процесс и т.д.
Что же произойдёт, если ожидания не оправдаются, если человек отойдет от ожидаемых моделей поведения?
Работа с учебником стр. 192
Таким образом, общество мерами поощрения и наказания, т.е. различными санкциями, поддерживают поведение, предписываемое социальной ролью.
Работа с учебником стр. 192 «Ситуация»
«Вся жизнь игра, и все мы в ней актёры» - так сказал В. Шекспир. И это действительно так.
Далее рассказ можно построить по следующему плану:
Деление людей по возрасту.
Отношение к отдельным возрастным группам в разное время (старики, лети, молодёжь)
Возрастная группа – поколение (примерно в рамках 30 лет)