Просмотр содержимого документа
«Семья - хранитель духовных ценностей. Семейные традиции.»
План-конспект урока в 5 «А, Б, В, Г, Д» классах
Тема урока: Семья – хранитель духовных ценностей.
Цель урока: Способствовать формированию представлений о семье как о первом институте, где ребенок получает уроки нравственности.
Учебная: познакомить учащихся с понятием семья и ее культурной ролью.
Развивающая: Развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитательная:Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.
Материально-техническое оснащение урока:учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс, план-конспект урока.
План:
Самоопределение к деятельности (огр. момент).
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Рефлексия.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Конспект урока по ОРКСЭ
Раздел. Семья – хранитель духовных ценностей (1 урок)
Тема урока. Семья – хранитель духовных ценностей
Тип урока. Изучение нового материала
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: Основы духовно-
нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.
– М.: Вентана-Граф, 2016.
Набор карточек: «Школа», «Больница», «Полиция» и пр. для фронтальной работы.
Презентационный материал.
Цель урока:
Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном
институте, где ребенок получает уроки нравственности
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
1.Самоопределение к деятельности
Здравствуйте ребята! Кого нет в классе? На прошлом уроке у нас был Обобщающий урок «Значение культуры».
Отвечают
2 мин
2. Мотивация к деятельности, Постановка учебной задачи и темы урока
Создается проблемная ситуация.
- Для того чтобы ответить на вопрос, о чем пойдет речь на уроке послушайте небольшую сказку В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток». Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?» Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья. – Ты кто? – спрашивает Муравей. – Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет. – Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю. Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего. – Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток? – А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? (ответы детей) – Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.
-Попробуйте сформулировать тему урока («Семья, Семья – хранитель духовных ценностей»)
Какова цель урока? Какие этапы мы можем выделить?
У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. Эти цветки выбраны нами не случайно. Сегодня на уроке речь пойдет о семье, о семейных духовных ценностях.
Тема урока: Семья – хранитель духовных ценностей.
Цель: Способствовать формированию представлений о семье как о первом институте, где ребенок получает уроки нравственности.
Запись темы урока в тетради.
5 мин
3.Усвоение новых знаний и способов действий
Беседа с учащимися
- Семья! У Л.Н. Толстого есть замечательные слова: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме».
Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но не часто задумываемся о том, что это слово обозначает.
- Какое определение вы бы дали понятию «семья»?
- Вспомните качества, которые присуще каждой семье в вашем понимании.
- С какими словами у вас ассоциируется слово «семья»? – запишите.
Давайте вместе с вами дадим понятие «Семья» и запишем данное определение в тетрадь.
Семья – это группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); единство, объединение людей, сплоченных общими интересами.
Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
Семья – это самый древний и самый прочный тип отношений близких людей, который существует с незапамятных времен. В семьях происходит передача знаний и традиций, накопленных предыдущими поколениями.
Но семья — это еще и очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона.
В Статье 38 Конституции РФ четко изложено, что: 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Давайте определим, какие важные задачи должна решать семья. У вас на столе лежат данные задачи. Найдите среди них верные. Пожалуйста, ваши ответы. (ответы детей) – Мы определили задачи семьи. Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры. В священных книгах православия и ислама семья является первым союзом, который благословил сам Творец. Семья – это любовь. Невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, членов своей семьи.
Семейные духовные ценности – это то, что отличает одну семью от другой служит достижением для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Любовь – важнейшая семейная ценность. (верность, уважение, память предков, традиции семьи, помощь, понимание.)
Первичное закрепление.
Организуется работа с иллюстрацией учебника стр 57.
- О каких традициях рассказывают и какие изображения иллюстрируют данные изображения?
- А какие традиции есть в ваших семьях?
Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список предоставленный на листочке.
Семья – это группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); единство, объединение людей, сплоченных общими интересами.
Семья — это еще и очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона.
В Статье 38 Конституции РФ
Записать основные задачи семьи.
Семейные духовные ценности – это то, что отличает одну семью от другой служит достижением для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям.
Традиция гостеприимства, семейный обед, празднование знаменитых событий в жизни семьи. Прогулки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр, занятие спортом. Передача семеныйных реликвий подрастающими поколению.
Составляют схему: «Моя семья».
Работа на листочках.
25 мин
5.Рефлексия
Вопросы для закрепления новый темы:
- Что такое семья?
- Какова роль и задачи семьи?
- Что такое семейные духовные ценности?
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"На этом уроке меня порадовало…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
Отвечают на вопросы.
5 мин
6. Итоги урока. Домашнее задание.
Домашние задание: 1 уровень: прочитать с.56-60; 2 уровень:стр.58 прочитать пословицы и поговорки о семье и ответить на вопрос: Какие семейные ценности в них представлены?; 3 уровень: придумать и нарисовать греб своей семьи. Всем спасибо за внимание. До сведение.
Записывают домашние задание
3 мин
общее дело, его результативность.
Семейная духовная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит
достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям.
Идеальная семья немыслима без любви.
Семейная духовная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит
достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям.