kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семья, её цель и функции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: обосновать генезис развития института семьи в России, ознакомить учащихся с функциями семьи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семья, её цель и функции»

Занятие «Семья, ее цель и функции»

Цель: обосновать генезис развития института семьи в России, ознакомить учащихся с функциями семьи.

Форма проведения: устный журнал, дискуссия

Средства: цветные сердечки, таблички с рубриками, распечатанные кроссворды и таблицы с функциями семьи по количеству человек.

Продолжительность: 40 мин.

План занятия

  1. История создания семьи.

  2. Зачем нам нужна семья? (мозговой штурм)

  3. Функции семьи.

Занятие сопровождается презентацией.

Ход занятия

– Здравствуйте ребята, тема нашего занятия сегодня: Семья, ее назначение и функции. Вы становитесь год от года взрослее, и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.

Для начала возьмите, пожалуйста, у меня со стола сердечко, цвет которого вам сегодня по душе и оставьте его у себя до конца занятия.

Сейчас я хотела бы прочитать Вам историю, которая раскроет вам актуальность изучаемого элективного курса. (Зачитывается история девушки, которая столкнулась в семейной жизни с рядом проблем, которые в дальнейшем привели брак к разводу. Девушка в своей истории жизни указывает на актуальность подготовки подрастающего поколения к семейной жизни. «Если бы меня заранее научили и рассказали, я бы смогла сохранить брак» - говорит героиня.)

– Сегодня наш урок пройдет в форме устного журнала.

И первая рубрика – история создания семьи (слайд презентации)

В ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к своему Дому. На протяжении всей жизни люди стремятся найти свою вторую половину. Некоторые изначально пытаются построить карьеру, для того чтобы их дети жили в достатке, а кто-то очень рано вступает в брачные отношения. Так посмотрим, как все начиналось.

Славянское слово “семья” родилось во времена Древней Руси. Есть несколько толкований его происхождения. Связывают его и со словом “семя”, от которого зарождается новая жизнь, и с понятием “я”, повторенного семь раз: родители супруга, родители супруги – это четверо, сами супруги – ещё двое и ребёнок. “Семья – я. То есть я повторён в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Потому что издавна цифра “семь” считается цифрой многозначительной и особо счастливой, потому как означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Основные исторические формы семьи: (презентация)

  • эндогамия (брачные связи внутри группы, рода);

  • групповой брак (мужчины определенного рода/группы являются коллективными супругами женщин другой группы/рода);

  • полигамия – многобрачие (полигиния- многоженство, полиандрия – многомужество);

  • моногамия (один муж и одна жена), возникла в первобытное общество и стала нормой брака;

Типы семьи:

  1. Сложная (многопоколенная, традиционная) – семья в которой совместно проживают представители нескольких поколений: бабушки, дедушки, дети, внуки, данный тип семьи был характерен до 70-х годов ХХ века.

  2. Простая (нуклеарная) – семья, состоящая из двух поколений: супруги и их дети.

Отношение к семье в нашей стране было разным. До 1917 г. семья существовала не вызывая не у кого особо пристального интереса. Проблемами рождаемости никто не озадачивался: Бог дал, Бог взял. Но бездетная семья считалась несчастной и явно наказанной Богом.

Гражданская война и эмиграция развали или физически уничтожили 10 млн. семей из примерно 50 млн., насчитавшихся до этих трагических событий. Каждая пятая семья оказалась похоронена революцией. Сотни тысяч беспризорных детей стали теми «кирпичиками», из которых стало строиться новое общество.

Когда начались массовые репрессии, семья бала признана «ячейкой общества». «Ячейки» убирали полностью: мужа посылали в один лагерь, жену в другой, а ребенка в третий, так, чтобы они больше не встретились. Спастись можно было только ценой предательства – отречения от семьи. В этот период времени все члены семьи несли ответ за своих родственников, т.е. сын за отца. дед за внука и т.д. И таким образом людям пришлось замалчивать свою семью. Советских людей научили бояться семейных связей, которые также как и происхождение, зачастую определяли судьбу человека. Создание семьи автоматически уменьшало возможность сделать карьеру и жить полноценной жизнью. Но все-таки люди не отошли от нормального образа жизни, в котором человек должен жить в семье и рожать детей.

Далее обнаружилось, что раскрепощенные женщины стали меньше рожать, а абортов делать значительно больше. Решили запретить аборты. За аборт полагалось уголовное наказание – 3 года лишение свободы. (1936 г.) Через 20 лет потеряв сотни тысяч женщин – жертв подпольных абортов или каторжной работы в лагерях, власти разрешили вновь аборты.

С 1936 г. детям родившимся в не зарегистрированном браке, в графе отец ставили прочерк. Родит ребенка в не брака было постыдно и осуждалось всем обществом.

В это же время появилась традиция жаловаться на своих мужей/жен в местком и партком. Жизнь в семье перестала быть личным делом каждого, теперь она стала делом общественным.

На сегодняшний день как вы видите, ситуация координально изменилась. Матери-одиночки стали вполне естественным явлением, распространена форма «гражданского сожительства», неполных семей становится год от года больше, молодежь развращается, люди предпочитают в начале построить карьеру, а только потом заводить семью и т.д.

Рубрика №2 - “Зачем современному человеку нужна семья?”.

– А ведь и вправду, для чего нужна современному человеку семья? Давайте попросим каждого познакомить присутствующих со своей позицией. Итак, по очереди отвечают на вопрос, зачем нужна семья.

Рубрика №3 - Функции семьи

Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции.

– Сейчас ребята давайте разгадаем кроссворд, из ответов которого вы узнаете функции выполняемые семьей в процессе свой жизнедеятельности (все ответы в имени прилагательном).

Каждому ребенку выдается кроссворд с вопросами.

3
















4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




















 





























5

 

 

 

 

 

 

 

 

 
























 





























8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





















 

























2






 














1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

























 






 

























 






 

























 






 

























 






 


















7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

























 































 































 































 































 

























6

 

 

 

 

 

 

 

 





























 































 





















































Вопросы:

  1. Биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода (репродуктивная).

  2. Духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воздействие на каждого члена в течение всей жизни; состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества (воспитательная).

  3. Получение материальных средств одних членов семьи для других, поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества (экономическая).

  4. Удовлетворение ее членами потребнос­тей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологичес­кой защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию чле­нов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья (эмоциональная).

  5. Организация рационального отдыха, взаимообогащение интересов (досуговая).

  6. Удовлетворение потребно­стей в совместном проведении досуга, взаимном нравственном обогащении, она играет значительную роль в развитии членов общества (духовная).

  7. Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи ее же называют бытовой (хозяйственная).

  8. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами (социализации).

– Далее каждому учащемуся выдается карточка с заданием.

Вам предлагаются различные семейные дела, занятия. Определите, какие из них относятся к хозяйственным (Х), воспитательным (В), психологическим (П) функциям.



Соответственно поставьте напротив каждой функции знак (Х), (В), или (П)

№ п/п

Содержание семейных дел

Вид функции

1.

Уборка квартиры

х

2.

Проверка домашнего задания у ребенка

в

3.

Мытье посуды

х

4.

Обсуждение с членами семьи событий дня

п

5.

Приготовление обеда

х

6.

Игры с ребенком

в

7.

Сочувствие тому, у кого неприятности

п

8.

Чтение книги (сыну, дочери)

в

9.

Доставка продуктов

х

10.

Разговор с сыном (дочерью) о взаимоотношениях со сверстниками

в

11.

Уход за цветами

х

12.

Благодарность супруга за помощь

п

13.

Просмотр и обсуждение с ребенком телефильма

в

14.

Уход за домашними животными

х

15.

Похвала за хорошо выполненное дело

в



Обсуждение, количество ошибок.

– Далее учащимся предлагается, по желанию поменять цвет сердечек, и озвучивается значение каждого цвета, т.е. его настроение.

Цвета:

  • Красный (восторг)

  • Оранжевый (радость, тепло)

  • Желтый (светлое, приятное)

  • Зеленый (спокойствие)

  • Синий (грустное, неудовлетворенное)

  • Фиолетовый (тревожное, напряженное)

  • Черный (упадок, уныние)

Педагог сможет отследить, с каким настроением ребенок пришел к нему на занятие, и с каким уходит.

Домашнее задание

Привести примеры выполняемых функций в семье учащегося.


Список литературы:

  1. Зритнева Е.И., Клушина Н.П. Семьеведение. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006 г – 10-16 с.

  2. Бестужев С. Семья в нашей стране: историческая правда // Воспитание школьников №10, 2008 г. С 6-9.

  3. Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании Россиян (по данным социологических опросов) // Воспитание школьников №10, 2008 г. С 9-14.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Семья, её цель и функции

Автор: Дегенгарт Анна Валерьевна

Дата: 06.06.2016

Номер свидетельства: 333031

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "статья "Особенности организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_osobiennosti_orghanizatsii_vzaimodieistviia_piedaghoghichieskogho_kollie"
    ["file_id"] => string(6) "364170"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480490747"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "«Традиции — основа семьи» "
    ["seo_title"] => string(23) "traditsii-osnova-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "129533"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415721294"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Открытый урок по технологии по теме "Бюджет семьи" "
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyi-urok-po-tiekhnologhii-po-tiemie-biudzhiet-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "191356"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427296999"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Родительское собрание на тему: « Счастливый ребёнок – в счастливой семье»"
    ["seo_title"] => string(77) "roditiel_skoie_sobraniie_na_tiemu_schastlivyi_riebionok_v_schastlivoi_siem_ie"
    ["file_id"] => string(6) "402423"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1490192962"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Классный  час    "Семейная педагогика Царской Семьи" "
    ["seo_title"] => string(55) "klassnyi-chas-siemieinaia-piedaghoghika-tsarskoi-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "101588"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402422730"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства