kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль государства в экономике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по обществознанию "Роль государства в экономике" разработан для учащихся 8 класса и соответствует базовому уровню подготовки.

Тип урока - комбинированный.

В него включены два приложения (в текстовом варианте)  для проверки домашнего задания, презентация, созданная в программе POWER POINT для изучения нового материала, а также приложение для закрепления изученного материала. Кроме этого, если позволяет программная среда, можно просмотреть модуль ЭОР по теме "Налоговое законодательство". В презентации содержатся все ключевые аспекты, термины данной темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль государства в экономике»


Урок обществознания в 8 классе.

Тема урока: Роль государства в экономике

Цели урока :

  • Познакомиться с экономическими проблемами, регулируемых любым государством, рассмотреть способы воздействия государства на экономику.

  • Способствовать развитию экономической культуры учащихся и грамотность;

  • Способствовать воспитанию интереса к экономике как науке и показать необходимость и важность уплаты налогов как одной из обязанностей граждан страны.

Тип урока комбинированный.

Оборудование:

Мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебник «Обществознание» А.И. Кравченко 8-9 класс.


План урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление нового материала

  5. Итоги урока

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания

6 человек выполняют задания по карточкам (приложение 1 и приложение 2). С остальными ведется беседа по вопросам:

  1. Кого можно назвать предпринимателем? Приведите конкретные примеры.

  2. Что такое предпринимательский риск? Необходим ли он для развития бизнеса?

  3. Перечислите черты, которыми должен обладать предприниматель.

  4. В какой области экономики больше всего развивается предпринимательство.

  5. Почему предприниматель считается инноватором? А можно ли изобретателя, создавшего принципиально новую схему автомобильного двигателя, считать инноватором?

  6. Для чего предпринимателю нужна свобода действий? Могут ли быть противоречия между соблюдением законов и свободой действия в бизнесе?


Изучение нового материала

Проблема: Как вы думаете, к каким последствиям приведет невмешательство государства в экономику? (слайд 3)

Сегодня мы с вами поговорим о том, можно ли управлять экономическими процессами, насколько это сложно и нужно ли это делать вообще. Также мы узнаем, что такое бюджет, налоги и государственный долг. Мы уже говорили, что государство, по сути, – это специфический механизм, необходимый обществу для того, чтобы отладить процесс многочисленных взаимодействий. Перед человечеством уже много лет стоит вопрос о том, как общество должно свои экономические интересы сочленять с государственными, должна ли экономика подчиняться государству или наоборот. И всякий раз учёные (политологи, социологи, экономисты) давали на этот вопрос самые разные ответы. Зачастую экономическая практика давала самые неожиданные результаты.

Государство выступает не только политическим, но и экономическим субъектом. Когда государство неправильно вмешивается в экономику, даёт гражданам больше, чем в состоянии само оплатить, в конце концов, расплачивается всё общество. И поскольку государство является политическим выражением, оно стремится сохранить экономический порядок. Делает оно это следующим образом. (слайд 4)

Сохранение рыночной системы. Так как система свободного предпринимательства зависит от конкуренции, правительство поощряет и защищает конкуренцию путем: 1) установление и закрепление «правил игры». 2) снабжение населения информацией об условиях на рынке и состоянии экономики. 3) помощь и улаживание споров.

Создание необходимых условий:

  1. Законодательное определение прав собственности;

  2. Защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной формы предпринимательской деятельности, разрешенной законом;

  3. Гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации;

  4. Использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков;

  5. Ограничение монопольных тенденций в экономике.

Поддержание общественных институтов. Защищая предпринимательство, государство осознает, что помогает только 10-30% населения. Но и оставшаяся, самая значительная часть населения-служащие, старики, малообеспеченные, дети, безработные – нуждаются в помощи государства. Их надо защищать в первую очередь. Общественные школы, дороги, полиция, пожарная охрана и национальная оборона – это то , что касается не отдельных групп населения, а всех слоев. Скажите, пожалуйста, если ими займется частный бизнес, что произойдет? (Выслушать рассуждения учеников).

Защита окружающей среды Дым предприятий и выхлопные газы автомобилей загрязняют атмосферу, сбрасываемые в реку и озера отходы промышленных предприятий, шум самолетов в окрестностях аэродромов мешают нормальной жизни и наносят вред здоровью жителей. Система санкций заставляет нарушителей оплачивать очистные сооружения, пособия пострадавшим, восстановление разрушенной экологии.

У государства есть четыре способы воздействия на экономику и население: (слайд 5)

  • Убеждение

  • Налогообложение

  • Льготы

  • Регулирование

Убеждение – используется для предотвращения такого повеления людей, когда наносится вред другим членам общества. Приведите примеры (Правительство призывает людей, например, не мусорить, не садиться за руль после употребления алкоголя, не повышать цены в период кризиса, воздержаться от нечестной игры с государственными бумагами и т. д.)

Налогообложение – используется для ограничения побочных последствий от деятельности промышленности и бизнеса. Говоря об налогообложении, давайте запишем сам термин, что же такое налог? (при нажатии на фигуру с «налогообложение», переход по гиперссылке на слайд с определением).

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде части принадлежащих им денежных средств. Налоги служат основным источником доходов государства, которое в свою очередь расходует их на благо населения страны.

Правительство может повысить налоги тем, кто спускает отходы в реку или загрязняет атмосферу. Таким способом оно поощряет предприятия совершенствовать очистные сооружения.

Льготы и дотации – даются тем компаниям, которые содержат производство в образцовом состоянии и не загрязняют окружающую среду либо выпускают продукцию по сниженным ценам, доступную для малообеспеченных слоев населения.

Регулирование – осуществляется при помощи стандартов безопасности, новых законов и нормативов, системы запретов. Так, запрещая сжигание мусора в городах. Правительство снижает количество дыма в атмосфере. Госдума может установить стандарты безопасности для предприятий, запрещая сбрасывать неочищенные отходы в водостоки. Ребята, а какие еще примеры регулирования вы можете привести?

А теперь давайте остановимся на налогах и подробно о них поговорим.

Итак, Налоги бывают разные. Есть так называемые прямые налоги, то есть те самые деньги, которые мы заработали и отдали в виде части от своего дохода в пользу государства. В России один из самых низких в Европе подоходных налогов и составляет 13%. Есть также налоги косвенные, то есть налоги, скрытые в цене товара. Например, таможенный сбор: из-за границы ввозится товар, который, возможно, производится и внутри этого государства. Вот для того, чтобы поддержать своего производителя, государство устанавливает некоторый барьер в виде таможенного побора. Товар, соответственно, будет стоить дороже. Но дороже за него платит потребитель, то есть, по сути, государство как бы облагает налогом потребителя, который не хочет поддержать отечественного производителя. К косвенным налогам можно также отнести НДС, акцизы.

Налоги бывают федеральные, региональные, (налоги субъектов российской федерации), местные налоги.

Они также могут быть классифицированы (слайд 7):

По источнику уплаты – налоги, относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), на финансовые результаты или чистую прибыль.

По периодичности взимания – регулярные (например, такие налоги, как НДС, на прибыль) и на нерегулярные (например, некоторые налоги в дорожный фонд, которые взимаются в зависимости от наличия или отсутствия объекта налогообложения)

По объектам налогообложения – с прибыли на дивиденды, с имущества и т.д.

Теперь вырисовывается некая система: люди работают, передают часть заработка государству, а государство, аккумулировав эти средства, должно их справедливо распределить, израсходовать. Но государство не является экономическим игроком, оно не должно зарабатывать деньги. Оно должно те деньги, которые собрало, разумно и справедливо потратить не на себя, а на общество. Эти накопленные деньги называются бюджет. Слово «бюджет» происходит от старонормандского «bougette», то есть сумы, которую министр финансов Британии вешал себе на пояс и хранил в ней всевозможные документы, связанные с налогами британцев. Потом он эти документы зачитывал перед Парламентом или монаршей особой. Постепенно это слово перекочевало в другие языки и стало экономическим и социальным термином. Об этом мы поговорим с вами на следующем уроке. Ну а чтобы получить более полное представление о налоговом законодательстве, просмотрим ресурс. (файл ЭОР).

А теперь давайте закрепим пройденный материал.

Закрепление нового материала

Перед вами на столах листы с пустой схемой (приложение 3), в которые вы должны вписать основные аспекты изученного материала.

Итоги урока

Ну а теперь давайте разберем нашу проблему, поставленную в начале урока.

Как вы думаете, к каким последствиям приведет невмешательство государства в экономику?

Выслушиваются варианты ответов.

Слово учителя:

Предприниматель – это, прежде всего, менеджер, то есть управленец. Управленец всегда стремится снизить свои издержки и максимально увеличить прибыль. И он может оставить за рамками, какими методами он добивается желаемого. Логика при этом проста: «Если нечто позволяет зарабатывать мне больше денег, значит это для меня выгодно и хорошо». К примеру, если предприниматель делает колбасу, и ему дешевле положить туда вместо мяса сою или химические составляющие, то это позволит ему заработать больше. На вкус такая колбаса будет мало чем отличаться от колбасы, сделанной из настоящего мяса. Но ненатуральная колбаса будет дешевле, и люди будут её покупать (ведь, как мы знаем, покупатели всегда стараются приобретать товар по более низкой цене).

Следовательно, такой предприниматель выиграет конкуренцию у того, кто делает колбасу из натурального мяса. Вроде бы это и есть живая рыночная экономика, но в итоге страдает потребитель. То есть на нас с вами будут зарабатывать, но никто нас не будет защищать. И тут логически вытекает вывод о том, что кто-то должен контролировать производителя, кто-то должен следить за тем, чтобы он продавал нам такой товар, который бы действительно отвечал всем требованиям потребителя.

Для того чтобы уменьшить свои издержки и получить прибыль, любой производитель будет стремиться на чём-то экономить. Самый очевидный для производителя способ сэкономить – это сэкономить на окружающей среде. Чаще всего бывает так, что производители не задумываются о том, как именно их предприятие может навредить природе в будущем, ведь главное – получить прибыль сегодня.

Например, предприниматель построил целлюлозно-бумажный комбинат около озера Байкал. И он не задумывается, что будет с озером потом, он жаждет получить прибыль.

Если государство не будет вмешиваться в экономический процесс, если оно не будет отслеживать ситуацию на рынке, то рано или поздно крупные производители поглотят всех мелких. Этот процесс был очевиден для капитализма XIX века: образовывались монополии. А монополии очень опасны для экономики, ведь если кто-то завладел сегментом рынка полностью, то этот производитель является единственным участником рынка и может диктовать цену. Ведь если конкурентов нет, то потребитель будет вынужден платить цену, установленную монополистом. Государство должно вмешиваться в процессы образования компаний, потому что в обратном случае будут образовываться монополии.

Домашнее задание (слайд 8): параграф 14.

Прокомментировать и дать свою аргументацию суждениям:

  1. Ослабление налогов повышает интерес людей к труду.

  2. Когда в магазине нет товаров, стимулы к труду угасают.

Спасибо за урок!



Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

Приложение 1

Карточка №1

Продолжите фразу

1 Предпринимательство- это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 Прибыль – это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для предпринимателя, владеющего небольшим предприятием либо управляющего акционерным обществом, характерно:

А_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________С_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



























Просмотр содержимого документа
«приложение 2»

Приложение №2

Карточка №2

1 Менеджер и предприниматель – практически одно лицо в мелком бизнесе и разные – в крупном. Как вы можете прокомментировать это высказывание?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 Какие формы предпринимательства вы знаете?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Напишите кратко характеристику каждой форме.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Просмотр содержимого документа
«приложение 3»

Приложение 3

Классификация налогов

Налог - это

Примеры

Примеры

Примеры

Примеры

Способы воздействия на экономику и население

Способы государства сохранить экономический порядок



Просмотр содержимого презентации
«Роль государства в экономике»

Роль государства в экономике Панарина Людмила Алексеевна Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №10 Краснодарский край, Каневской район, ст. Придорожная

Роль государства в экономике

Панарина Людмила Алексеевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №10

Краснодарский край, Каневской район, ст. Придорожная

Цели урока

Цели урока

  • Познакомиться с экономическими проблемами, регулируемых любым государством, рассмотреть способы воздействия государства на экономику.
  • Способствовать развитию экономической культуры учащихся и грамотность;
  • Способствовать воспитанию интереса к экономике как науке и показать необходимость и важность уплаты налогов как одной из обязанностей граждан страны.
Проблема! Как вы думаете, к каким последствиям приведет невмешательство государства в экономику? ?

Проблема!

Как вы думаете, к каким последствиям приведет невмешательство государства в экономику?

?

Сохранение экономического порядка государством

Сохранение экономического порядка государством

  • Сохранение рыночной системы
  • Создание необходимых условий
  • Поддержание общественных институтов.
  • Защита окружающей среды
У государства есть четыре способы воздействия на экономику и население: Убеждение Регулирование Налогообложение Льготы

У государства есть четыре способы воздействия на экономику и население:

Убеждение

Регулирование

Налогообложение

Льготы

Налог  – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде части принадлежащих им денежных средств. Налоги служат основным источником доходов государства, которое в свою очередь расходует их на благо населения страны.

Налог  – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде части принадлежащих им денежных средств. Налоги служат основным источником доходов государства, которое в свою очередь расходует их на благо населения страны.

Классификация налогов По объектам налогообло-жения По источнику уплаты По периодичности взимания

Классификация налогов

По объектам налогообло-жения

По источнику уплаты

По периодичности взимания

Домашнее задание: параграф 14. Прокомментировать и дать свою аргументацию суждениям: Ослабление налогов повышает интерес людей к труду. Когда в магазине нет товаров, стимулы к труду угасают.

Домашнее задание: параграф 14.

Прокомментировать и дать свою аргументацию суждениям:

  • Ослабление налогов повышает интерес людей к труду.
  • Когда в магазине нет товаров, стимулы к труду угасают.

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Роль государства в экономике

Автор: Панарина Людмила Алексеевна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 117101

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Роль государства в экономике."
    ["seo_title"] => string(31) "rol-ghosudarstva-v-ekonomikie-1"
    ["file_id"] => string(6) "314788"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459771755"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Презентация к уроку обществознания по теме  "Роль государства в экономике""
    ["seo_title"] => string(83) "priezientatsiia-k-uroku-obshchiestvoznaniia-po-tiemie-rol-ghosudarstva-v-ekonomikie"
    ["file_id"] => string(6) "314789"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459771867"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "тема "Роль государства в экономике" 8 кл"
    ["seo_title"] => string(34) "tiemarolghosudarstvavekonomikie8kl"
    ["file_id"] => string(6) "317608"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460398481"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "тема "Роль государства в экономике" 8 кл"
    ["seo_title"] => string(35) "tiemarolghosudarstvavekonomikie8kl1"
    ["file_id"] => string(6) "317609"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460398490"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) ""Роль государства в экономике"  урок обществознания для 8 кл с участием детей с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(78) "rolghosudarstvavekonomikieurokobshchiestvoznaniiadlia8klsuchastiiemdietieisovz"
    ["file_id"] => string(6) "317611"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460398674"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства