учителя обществознания МКОУ Горбатовской СШ Серафимовичского муниципального района Волгоградской области
Петровой Людмилы Ивановны
Организация класса.Обращение к ученикам: на прошедших в течение года уроках вы познакомились с общей картиной современного общества, его экономикой, социальным устройством, политикой и правом, культурой. Но с сегодняшнего урока мы преступаем к изучению новой главы. А на уроке изучим тему, главный персонаж которой, является объектом изучения, воспитания и взращивания в семье. Как вы думаете, кто этот объект? (Ребёнок). Верно.
А из прошлых уроков, связанных с темой « Семья» вы знаете, что главная функция семьи состоит в воспитании ребёнка.
Задание: сформулируйте тему урока.
Тема урока: «Ребёнок в семье».
Цель урока: найти ответы на главные вопросы и создать универсальную модель воспитания.
Эпиграф:«Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание , которое является одним из важнейших условий человеческого счастья»
К.Д.Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский — российский педагог, основоположник научной педагогики в России.
Организация: предлагается учащихся разделить на 4 группы, выбрать капитана каждой группы, который организует работу в группе при ответах и будет получать бонусные стикеры; дополнительно назначается помощник учителя.
Оформление аудитории: экран, проектор, доска с плакатом для создания конечного продукта урока – проекта «Универсальной модели воспитания детей», на каждом столе группы указатель с названием страны: Англия, Китай, Древняя Русь, Япония.
I Этап урока:
Поиск ответов на главные вопросы:учащиеся должны самостоятельно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов ответов, расположенных у них на столе.
1. Что такое детство?(Детство- это возраст с рождения до 11 лет, в течение которого ребёнок растёт и развивается физически и формируется его характер; Существует 3 стадии детства; первая стадия детства - до 3 лет – когда ребёнок учится говорить и самостоятельно питаться и передвигаться; вторая стадия детства - с 3 до 6 лет – характеризуется развитием личности ребёнка и его познавательных процессов, это возраст «почемучек»; третья стадия детства - с 6 до 11 лет – соответствует школьному возрасту и включению ребёнка в жизнь общества)
2.Чем отличаются дети от взрослых? (Дети отличаются ростом; Дети отличаются умственными способностями; Дети не всегда принимают правильные решения; Дети менее ответственные)
3. Что вы знаете о воспитании?( Воспитание бывает разное:- строгое и не совсем; Воспитание – это когда детей приучают к порядку; Воспитание – наказанием; Воспитание - похвалой; Воспитывают - ставя в пример другим).
II Этап урока:
Создание универсальной модели воспитания детей:
У каждой команды есть текст о воспитании в Китае, Японии, Англии, и на Руси; вам предстоит прочитать его и выбрать какие, по-вашему, мнению «правильные» и «неправильные» особенности воспитания детей в этих странах, отразив это в нашей «Универсальной модели воспитания» на доске.
В заключении урока заполняем «Универсальную модель воспитания», которая стирает все расстояния, границы, языки и нации, и становится воистину универсальной.
В каждой семье разное воспитание, но с точки зрения науки психологии, мы должны быть толерантны – то есть терпимы друг к другу.
Метапредметная связь: каждая группа получает картинку, имеющую или не имеющую отношение к данной стране, посовещавшись, должны рассказать, что изображено и информацию об этом.
Рефлексия - Продолжите фразу: «Сегодня на уроке мы изучили тему…»
было интересно…
было трудно… я понял, что…
я почувствовал… мне захотелось…
я научился… урок дал мне для жизни…
я смог… -Учитель:Прошу капитанов посчитать бонусы – стикеры. Определяем более любознательную и активную группу.Спасибо за работу.
Методическое сопровождение урока
I Этап урока. Поиск ответов на главные вопросы:
1. Что такое детство?
2.Чем отличаются дети от взрослых?
3. Что вы знаете о воспитании?
II Этап урока. Создание универсальной модели воспитания:
У каждой команды есть текст о воспитании в стране детей; вам предстоит прочитать его и выбрать какие, по-вашему, мнению «правильные» и «неправильные» особенности воспитания детей в этих странах, отразив это в нашей «Универсальной модели воспитания» на доске.
В каждом тексте выделены цветом «правильные» и «неправильные» особенности воспитания в этих странах, вам необходимо определить каким цветом выделены правильные и неправильные модели воспитания по- вашему мнению.
Мозаика ответов для первого этапа урока
Детство- это возраст с рождения до 11 лет, в течение которого ребёнок растёт и развивается физически и формируется его характер
Существует 3 стадии детства
Первая стадия детства - до 3 лет – когда ребёнок учится говорить и самостоятельно питаться и передвигаться
Вторая стадия детства - с 3 до 6 лет – характеризуется развитием личности ребёнка и его познавательных процессов, это возраст «почемучек»
Третья стадия детства - с 6 до 11 лет – соответствует школьному возрасту и включению ребёнка в жизнь общества
Дети отличаются ростом
Дети отличаются умственными способностями
Дети не всегда принимают правильные решения
Дети менее ответственные
Воспитание бывает разное:- строгое и не совсем
Воспитание – это когда детей приучают к порядку
Воспитание – наказанием
Воспитание - похвалой; Воспитывают - ставя в пример другим
Воспитание детей в Китае.
Китайские родители думают, что никакого удовольствия нет в том, в чем ты не достиг успеха. Чтобы научиться чему-нибудь, нужно этим заниматься , считают китайцы, а сами дети никогда не хотят ничего делать, поэтому родители решают, что им делать. Настойчивая практика, практика и еще раз практика очень важны для достижения высокой квалификации; механическое повторение. Как только ребенок начинает добиваться успехов в чём-то — будь это математика, фортепиано, бейсбол или балет, он или она получает похвалы, восхищение и удовлетворение. Это укрепляет в нем чувство уверенности, и ребенку начинает нравиться заниматься тем, что когда-то не доставляло удовольствия. Это, в свою очередь облегчает задачу родителей, которым нужно, чтобы ребенок работал еще больше. Китайские мамы могут говорить своим дочерям: «Эй, жирная, тебе стоит сбросить вес», заботясь о красивой внешности девочки. Китайские родители считают, что им лучше знать, что нужно их детям, поэтому они заставляют детей вести себя в соответствии со своими собственными желаниями и предпочтениями. Именно поэтому китайские дочери не могут заводить бой-френдов в колледже, а китайские дети не ходят в походы с ночёвкой. Родители могут потребовать от детей получать только пятерки, в противном случае говорят: «Ты ленив. Все твои одноклассники тебя обгоняют». В детях ценят силу, а не слабость. Если ребенок получит «четверку, его мать найдет сотню тестовых заданий по этому предмету и будет заниматься с ребенком до тех пор, пока не почувствует, что тот точно получит «пятерку». Китайские родители требуют отличных отметок, поскольку считают, что их ребенок в состоянии их заработать. Если ребенку их не ставят, китайские родители предполагают, что это потому, что ребенок не хочет как следует трудиться. Вот почему способ борьбы с неуспеваемостью всегда один — задеть, наказать и пристыдить ребенка. Китайские родители считают, что их ребенок достаточно силен, чтобы пережить осуждение и в результате стать лучше.
Задание: Определите цвет черт воспитания:
Правильные черты воспитания – цвет___________________
Неправильные черты воспитания– цвет____________________
Воспитание детей в Англии
Английские мамы отличаются своей терпимостью и спокойствием. Они с улыбкой на лице и без раздражения готовы по сто раз объяснять ребенку одно и тоже. Великобритания – самая безопасная для детей европейская страна. Именно в Англии самый низкий процент несчастных случаев, касающихся детей. Малыши катаются на велосипедах только в специальных шлемах, детские площадки всегда имеют резиновое покрытие или посыпаны мягкими опилками. Система воспитания детей построена на принципе – ребенок – маленькая личность. Все вращается вокруг ребенка, вокруг его интересов. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. Все всегда очень положительно и добродушно настроены к детям, а детишки соответственно легко идут на контакт со взрослыми. Огромное внимание в учебных заведениях уделяется благотворительности. С малых лет детей учат сочувствовать и сопереживать, помогать тем, кто нуждается в этом. Однако англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру, к детям надо относиться сдержанно, даже прохладно. К дисциплине приучают с раннего возраста. Если ребёнок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждёт суровое, даже жестокое наказание. Наказывать детей – это не только право, но и обязанность родителей. Баловать детей – значит портить их. С детства дети приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Уже в 16 – 17 лет, получив права и аттестат об образовании, дети уезжают и живут независимо от родителей.
Задание: Определите цвет черт воспитания:
Правильные черты воспитания – цвет___________________
Неправильные черты воспитания– цвет____________________
Воспитание детей на Руси.
Прежде всего, детей приучали к систематическому труду, передавая все известные в крестьянском мире знания и уменья. В русской деревне работа распределялась в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы ее к жизни женщины, а мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. Приучение подростков к труду проходило легко и незаметно под руководством матери или отца, других членов семьи. Воспитываясь в атмосфере труда, дети сами проявляли интерес к работе, выказывали желание помочь семье. Родители обычно старались поддержать в ребенке это желание, дать ему работу, которую он мог бы выполнить хорошо, а также позволить ему заработать своим трудом хоть небольшие деньги. В тоже время они считали необходимым, чтобы подросток получал похвалу за свой труд, видел, что его работа нужна семье. Русские крестьяне, прививая детям любовь к отчине, воспитывали их на героических подвигах предков, старались также показать, что любовь к родине должна начинаться с любви к родителям и уважения к старшим. Почитание отца и матери считалось главной добродетелью человека. Однако, требуя от подростка любви, послушания и заботы о своих родителях, последние должны были сами проявлять такие же чувства к своим маленьким и взрослым детям. Русские крестьяне считали веру в Бога непременным свойством нравственного человека, детей приобщали к религии. Маленьким детям позволялось делать все, что они хотят. Они могли кричать, громко требовать что-либо у отца, матери, бабушки, но не вызывали у них ни раздражения, ни гнева, ни злобы, ни желания наказать непослушного ребенка. Вообще родители редко наказывали маленьких детей. Крестьяне считали, что наказание сделает ребенка боязливым, а кроме того, оно вообще не имеет смысла. Взаимоотношения детей и родителей строились на взаимной любви и ласке.
Задание: Определите цвет черт воспитания:
Правильные черты воспитания – цвет___________________
Неправильные черты воспитания- цвет ____________________
Воспитание детей в Японии
Японские дети - это привилегированный класс. В Японии чаще всего обращаются к поощрениям. Воспитывать по-японски означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а предвидя плохое, обучать правильному поведению. Родители никогда не унижают детей, а вместо порицания , обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложить усилия. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно. Ребёнка учат подавлять в себе порывы, которые в раннем детстве никто не ограничивал. Он учится вести себя подобающе, уважать старших, чтить долг и развивать преданность к семье. По мере взросления жесткость регламентации поведения сильно возрастает. Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе: «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться». Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание ребёнка через возбуждение интереса, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым».
Задание: Определите цвет черт воспитания:
Правильные черты воспитания – цвет___________________
Неправильные черты воспитания– цвет____________________
-Систему воспитания детей построить на принципе – ребенок – маленькая личность. Всё вращается вокруг ребенка, вокруг его интересов.
- Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. Все всегда должны быть очень положительно и добродушно настроены к детям, а детишки соответственно легко идти на контакт со взрослыми.
-Мамы отличаться своей терпимостью и спокойствием. Они с улыбкой на лице и без раздражения готовы по сто раз Объяснять ребенку одно и тоже.
-С малых лет детей учить сочувствовать и сопереживать, помогать тем, кто нуждается в этом.
-К дисциплине приучать с раннего возраста.
-С детства дети приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки.
-Чтобы научиться чему-нибудь, нужно этим заниматься.
-Практика очень важны для достижения высокой квалификации; механическое повторение.
-Получение похвалы, восхищение.
-В детях ценят силу, а не слабость.
-Заниматься с ребенком.
-Бороться с неуспеваемостью.
-Пережить осуждение и в результате стать лучше.
-Приучить к систематическому труду.
- Помогать семье.
-Поддержатьребёнка, дать ему работу, которую он мог бы выполнить хорошо
позволить емузаработать своим трудом,подросток должен получатьпохвалу за свой труд, видеть, что его работа нужна семье.
-Прививать детям любовь к Родине, воспитывать их на героических подвигах предков.
-Родина должна начинаться слюбви к родителям и уважения к старшим. Потому что почитание отца и матери считается главной добродетелью человека.
-Приобщать к религии.
-Стимулировать познание ребёнка через возбуждение интереса, воспитывать характер, способствовать развитию творчестваиразличных навыков.
-Датьребенку такое образование, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым».
-Не ругать за то, что уже сделано плохо, обучать правильному поведению.
-Никогда не унижать детей, внушать им уверенность.
-Научиться управлять собойиприлагать усилия,подавлять в себе порывыгнева, учитсявести себя подобающе,уважатьстарших, чтить долг.
-Никогда не повышают на детей голос, не читать им нотаций.