Умение понимать связи между людьми в обществе – ученики получают представление о семейном хозяйстве и распределение домашних обязанностей.
Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – ученики узнают, что отношения в семье многогранны и необходимо уметь их строить.
Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – ученики осознают, что знания о семейных обязанностях применимы в жизни с учётом соблюдения существующих норм и правил.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока; "Семейное хозяйство" 5 класс »
Урок «Семейное хозяйство». 5класс.
1. Цели урока в соответствии с линиями развития.
Умение понимать связи между людьми в обществе – ученики получают представление о семейном хозяйстве и распределение домашних обязанностей.
Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – ученики узнают, что отношения в семье многогранны и необходимо уметь их строить.
Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – ученики осознают, что знания о семейных обязанностях применимы в жизни с учётом соблюдения существующих норм и правил.
2. Содержание урока.
Элементы необходимого минимума содержания
Формируемые и используемые учебные действия
Семья.
Семейные взаимоотношения.
Семейные обязанности.
1. Метод проблемного диалога.
2. Выделение главной информации.
3. Формулирование суждений.
3. План урока.
Проблема урока.
Как правильно распределить обязанности в доме?
Поиск решения проблемы:
чему можно научиться при работе с учебником обществознания;
с помощью чего можно получить новые знания о семейных отношений;
где можно применить полученные знания о семье.
Освоение знаний и формирование/применение учебных действий:
определение целей изучения семейных отношений с помощью выделения главного;
применение проблемного диалога для получения знаний о семейных отношений;
формулирование суждений о возможности применения знаний о семье.
Вывод по проблеме урока:
Знания о семье нужны не только для получения информации о нём, но и для применения в различных жизненных ситуациях.
Комментирование домашнего задания.
4. Рекомендации по формированию нового учебного действия.
Проблемный диалог – метод получения нового знания через выявление проблемы путём постановки серии вопросов и поиск способов её решения, основанный на самостоятельной деятельности учащихся.
В данном методическом пособии конкретные рекомендации по применению технологии проблемного диалога на каждом уроке даны с учётом основных этапов её осуществления:
Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
Выдвижение гипотез, актуализация знаний, планирование собственной деятельности.
Открытие нового знания и формулирование вывода.
Применение нового знания.
5. Ход урока.
Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
Обращается к ученикам:
– какую работу выполняли мужчины и женщины в домашнем хозяйстве?
– какие предметы необходимые в доме делались руками самих домочадцев?
Подытоживает результаты обсуждения вопросом:
– от чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи миром, где всем тепло и уютно?1
Записывает варианты ответов на доске.
Выдвигают различные предположения: об отношениях в семье, о различиях в домашних обязанностях мужчины и женщины, рассказывают о предметах сделанными руками самих людей.
Могут высказать разные мнения – от счастья до денег.
Например, могут сказать:
– взаимопонимание
Имеющиеся знания, опыт.
Фронтальная работа.
Формулирование суждений.
Предлагает послушать притчи о «Счастье»
Вопросы классу:
- о чем эта притча?
- в чем ее смысл?
- какое отношение она имеет к нашему уроку?
Внимательно слушают учителя, размышляют и отвечают на поставленные вопросы
Определение противоречий, формулирование проблемы урока.
Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,
планирование собственной деятельности.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
– Определите, трудовые обязанности в вашей семье.
Обязанности мамы –
Обязанности папы –
Мои обязанности –
Обязанности других членов семьи -
Находят аргументы в тексте.
Составляют кластер.
Возможно, скажут, что его знания недостаточны, они неполные, отношения между людьми могут быть сложными.
Проблемный диалог, собственный опыт и знания;
фронтальная работа.
Аргументация ответа, формулирование суждений.
Совместный труд семьи помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности: пища, одежда, отдых, жилье, общение, творчество.
Могут предложить следующие шаги:
– научиться самим получать знания об обществе;
– научиться видеть проблемные ситуации;
– научиться решать с помощью полученных знаний разные проблемы2.
Проблема, записанная в тетрадях;
фронтальная работа.
Выдвижение гипотез, составление плана действий.
Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
Раздает карточки
Карточка №1
«У Дяди Федора есть дом в деревне Простоквашино и квартира в городе. В чем разница между этими жилищами? В чем преимущества и недостаток проживания в каждом из них»
Карточка №2
« Подготовь рассказ о роли техники в быту»
Карточка №3
«Сформулируй свои правила ведения домашнего хозяйства»
Правило №1. Тратить деньги исходя из доходов в семье. Планировать расходы
Правило №2. Бережливость
Правило №3. Сотрудничество и взаимопомощь.
Выбирают уровень выполнения задания.
Выявляют новое знание: отношения в семье многогранны и необходимо учиться их строить.
Записывают промежуточный вывод в тетрадь.
Работа с карточками;
работа индивидуальная или в парах.
Выделение главного.
Предлагает учащимся ознакомиться с другими типами заданий: решение жизненной задачи и создание проекта.
– Докажите, что выполнение этих заданий может помочь в решении жизненных проблем.
Доказывают, что их выполнение может помочь в решении реальных проблем. Получают новое знание: опыт выполнения таких заданий может пригодиться в жизни. Записывают промежуточный вывод в тетрадь.
Учебник, с. 8;
работа в парах или групповая.
Соотнесение информации, формулирование суждений.
Предлагает учащимся обобщить промежуточные выводы и на их основе сформулировать вывод по проблеме урока.
Формулируют вывод, например, такой: на уроках обществознания можно не только получить знания, но и научиться применять их в жизни.
Запись в тетради.
Формулирова-ние вывода.
Этап урока: применение нового знания, домашнее задание.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
– Попробуйте применить полученные знания при выполнении задания.
Выполняют задание на выбранном уровне.
Работа индивидуальная или в парах.
Выделение главного, формулирование суждений.
Домашнее задание.
Ты пригласил на свой день рождения восемь одноклассников. Составь меню и рассчитай стоимость праздничного обеда.
Выполнение задания по желанию.
Рабочая тетрадь, задание 4.
Описание своих действий по алгоритму.
1
2Примечание. Для того чтобы учащиеся могли планировать собственную деятельность, учителю на первом уроке необходимо объяснить, как это можно сделать. Можно задать несколько наводящих вопросов, которые позволили бы понять принцип планирования своей деятельности (пошаговое выявление нового знания), и увидеть логику (внутреннюю взаимосвязь) между элементами (шагами) такой деятельности.