kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока на тему "Избирательная система"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока в доступной форме знакомит учащихся со спецификой избирательной сиситемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока на тему "Избирательная система"»


Проект урока по обществознанию для 10 класса общеобразовательной школы на тему "Избирательная система"

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Сидоров Петр Николаевич

Район

Чкаловский

Место работы

МКОУ Либежевская СШ имени Р.Е. Алексеева

Должность

учитель истории и обществознания


Общая информация

Тема урока

Избирательная система

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель – сформировать представление об избирательной системе.

Задачи:

образовательная – познакомить с основным понятием избирательного права; дать представление об избирательном процессе; изучить различные избирательные системы; выяснить, как проходят выборы по пропорциональной, мажоритарной, смешанной системах, понимать их особенности;

развивающая – продолжить формирование навыков аргументировать свою точку зрения, его различных видов, а также навыков работы с документами.

воспитательная – способствовать формированию потребности социально-активного поведения гражданина.

Необходимое оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, экран

Дидактическое обеспечение

Учебник Обществознание. 10 класс: базовый уровень / под ред. Боголюбова Л.Н. – М: Просвещение. 2014


Планируемые результаты урока
  • личностные

  • Воспитание российской идентичности;

  • Воспитание активной гражданской позиции.


  • предметные

  • Добиться усвоения учащимися понятий темы урока;

  • Выяснить, что такое избирательная система, избирательное право, избирательный процесс;

  • Отличие референдума от выборов, голосования от выборов


  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • Умение самостоятельно определять цель и проблему в деятельности;

  • Умение выдвигать версии, излагать свое мнение, аргументируя его;

  • Умение организовать учебное сотрудничество.


Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Фронтальный опрос, парная и групповая работа, анализ источников



Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Конституция РФ;

  • Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации” - Москва, 2007 г.;

  • Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” - Москва, 2007 г.;


Дополнительная

  • Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах. - М., 2007.


Интернет-ресурсы

  • Портал ЦИК РФ // http://www.cikrf.ru/


ЭОРы

Мультимедийная презентация "Избирательная система"




План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока Время Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации

1. Организационный

2 мин.

Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Вводно-мотивационный

3 мин.

В Конституции РФ сказано:

Ст.3. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Ст. 32. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Вопрос: О чем будем говорить на уроке? Сформулируйте тему.

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

3. Актуализация знаний

4 мин.

Послушайте небольшой рассказ.

- Мама, а я могу стать самым главным в нашем городе? – спросил Татьяну Николаевну первоклассник Миша.

- Имеешь в виду – стать главой города? Миша кивнул головой.

- Можешь.

- А депутатам могу? – не унимался Миша.

- И депутатом можешь, - обнадежила мама.

- А Путиным могу? – допытывался сын.

- Нет, Путиным не можешь, а вот Президентом России – пожалуйста, - улыбаясь, ответила мама.

- А кто депутатов и президентов на работу принимает?

- Мы с папой, - пояснила мама.

На Мишином лице от восторга, что его родители такие важные люди расплылась довольная улыбка.

- Как это вы с папой? – все же решил уточнить он.

-  Ну, если точнее, не только мы с папой, но и бабушка с дедушкой, наши соседи, все граждане России. Мы выбираем Президента страны и депутатов. И ты, когда подрастешь, тоже будешь принимать участие в выборах. А если сейчас будешь хорошо учиться, то может быть, потом тебя выберут президентом России.

Вопрос: Какое возникает противоречие между статьями Конституции и ответами мамы?

Проблема: кто имеет активное и пассивное избирательное право, уклонение от выборов россиян – это проблема?

Знакомство с новым термином – абсентеизм 
Проблема записывается на доске и в тетради

Предлагают варианты ответов, делают записи в тетради.

Формулируют цели и задачи

4. Изучение нового материала

10 мин.

Делит класс на три группы с таким расчетом, чтобы в каждой оказался эксперт (заранее подготовленный ученик), координирует работу экспертов.

Информационный материал - Приложение 1


Конкурсные задания между группами.

  1. Разминка

Объясните понятия:

Избирательное право, демократия, конституция, Государственная Дума, абсентеизм, плюрализм, популизм, президент, выборы, публичное право.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Четвертый лишний:

1.выборы, власть, партия, гимн

2.депутат, мандат, пакт, электорат

3."Единая Россия", КПРФ, СНГ, ЛДПР

За правильный ответ команда получает 1 балл.


  1. Подумай и выбери

Догадайтесь,  какие  слова  характеризуют  демократические  выборы,  а  какие - недемократические.
Тайное  голосование – открытое  голосование.
Один  кандидат – несколько  кандидатов
25 лет – 18 лет
Избиратели – белые  избиратели
Отсутствие  прессы – присутствие  прессы
90%  избирателей – 30%  избирателей

За каждое правильное слово команда получает 1 балл. Максимум -6 б.

  1. Рассыпное лото.

Команды должны соединить карточки с термином и карточки с его объяснением.

  1. Действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти

( политическое участие).

  1. Палата Федерального Собрания, состоящая из депутатов, избираемых по территориальным округам, главная задача которой – принятие федеральных законов (Государственная Дума)

  2. Наличие в обществе двух или более партий (многопартийность).

  3. Область, специалисты которой с помощью рекламы, создают привлекательный для избирателей имидж кандидата в депутаты (политический маркетинг).

  4. Территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов ( избирательный участок).

  5. Устанавливаемое Конституцией или избирательным законом условие для получения или осуществления избирательного права (избирательный ценз).

  6. Гражданин государства, обладающий активным избирательным правом

( избиратель).

  1. Наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата

( избирательная квота).

  1. Избираемый представитель населения в органах государственной власти и местного самоуправления ( депутат).

  2. Всенародное голосование с целью принятия наиболее важных решений (референдум).

  3. Парламент РФ, представительный и законодательный орган РФ (Федеральное Собрание РФ).

Работа с информацией.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы.

Работают с информационным материалом в группах



Анализ, обсуждение, фиксация результатов.

Выполняют задания

Ответ:

Избирательная комиссия права, так как согласно ст.67 ФЗ « О выборах Президента РФ» заявление о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования может быть подано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за 4 часа до истечения времени голосования в день голосования. В данном случае срок пропущен и отказ обоснован.

Ответ:

Ст. 48 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав» прямо предусматривает, что запрещается проведение предвыборной агитации благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний (п.7).

5.Первичное закрепление пройденного на уроке материала

12 мин.

Победитель та команда, которая сделает это быстрее и правильнее. Максимальный балл 5.

1. « Избирательный процесс».

Необходимо построить пирамиду из стадий избирательного процесса. (стадии на карточках)

1.Назначение даты выборов

2.Выдвижение и регистрация кандидатов,

3. Предвыборная агитация,

4. Голосование и подведение итогов выборов

Побеждает команда, которая быстрее и правильно заполнит пирамиду - 4 балла.

2. На приеме у юриста.

Учитель по очереди предлагает ситуации, а команды должны с правовой точки зрения их объяснить.

Предлагаемые ситуации:

1. Гражданин Петров по пути на избирательный участок споткнулся и сломал ногу. После того как ему наложили гипс в травматологической поликлинике и доставили домой, было уже 19 часов. Желая не оставаться в стороне от политической жизни страны и принять участие в выборах президента, Петров отправил жену в участковую избирательную комиссию с просьбой проголосовать вне помещения для голосования, однако в просьбе Петрову отказали. Правомерен ли отказ избирательной комиссии? Свой ответ аргументируйте.

2. В ходе предвыборной агитации при проведении выборов в Государственную Думу РФ епископ Московский во время воскресной проповеди призвал всех католиков России проголосовать за гр. Радченко, являющегося их единоверцем. У членов избирательной комиссии возник вопрос, является ли подобного рода агитационное заявление законным. Дайте юридическую консультацию по данному вопросу.

3. Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек в черном костюме и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка. Какой принцип демократических выборов нарушается? К чему это может привести?

4. В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? Где использовалась в прошлом такая система? К каким последствиям может привести такой порядок выборов?

За правильный ответ 5 баллов. Если у команды нет ответа, вторая команда может ответить и заработать дополнительные баллы.

3. Деньги, деньги, деньги...

Составьте список из 5 источников финансирования Вашей избирательной кампании. Объясните, почему названные Вами люди, организации захотят поддержать Вашу избирательную кампанию.

Время на выполнение задания - 2-3 минут, полнота и правильность объяснения 5 баллов.

Выполняют задание.

Составляют программу.

6. Подведение итогов урока

10 мин.

Организует рефлексию.

  1. Подведение итогов турнира, выставление оценок.

  2. Задает вопросы:

  1. Является ли голосование человека на выборах его участием в управлении страной?

  2. Совместимы ли свобода и добровольность выборов с гражданским долгом и юридическими санкциями?

  3. Возвращение к проблеме урока: Кто имеет активное и пассивное избирательное право, уклонение от выборов – это проблема?

Отвечают на вопросы.

Аргументируют свою позицию.

7. Организация изучения домашнего задания

4 мин.

Задает д/з: Написать сочинение – размышление на тему: «Я – будущий избиратель»

Записывают домашнее задание


Приложение 1. Информационный материал.

В каждом государстве к настоящему времени сложились свои правила, которые регулируют порядок выборов и предоставления избирательных прав гражданам. Выборы позволяют людям выразить свою волю и сформировать такую государственную власть, которая могла бы отражать их интересы.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения.

В России сложился особый порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, должностных лиц федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, который закрепляется соответствующими федеральными законами. Они образуют избирательное законодательство.

Избирательная система – совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования.

Избирательная система порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования.

Избирательная система

Избирательное право

Избирательный процесс

Комплекс правовых норм о порядке выборов.

Комплекс действий в процессе выборов.

Избирательное право часть конституционного права

  • Узкий смысл – политическое право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления

  • В широком смысле + избирательные законы и др. нормативно-правовые акты

Активное избирательное право право избирать, то есть право граждан государства

Участвовать в выборах в органы государственной власти, местного самоуправления.

  • С 18 лет

Пассивное избирательное право – право быть избранными.

  • С 21 года в представительные органы

  • С 35 лет президентом

Избирательное право – призвано гарантировать одно из основных конституционных политических прав гражданина – право участвовать в выборах.

Ядром этих гарантий выступают принципы проведения выборов. Согласно ст.3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» гражданин РФ участвует на основе :

ПРИНЦИПОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В настоящее время выработаны обязательные требования к порядку организации и проведения выборов, которые и образуют принципы избирательной системы.

Принципы избирательной системы:

  • Всеобщность ( - ограниченные

  • Равенство ( - неравные

  • Тайное голосование ( - с открытым голосованием

  • Прямые выборы ( - косвенные

  • Обязательность и периодичность проведения выборов.

  • Свобода и добровольность выборов.

Данный принцип действует во многих демократических странах , в т. ч. В РФ.

А в некоторых странах, например в Италии, конституционно закрепляется ,что голосование на выборах является гражданским долгом избирателя. За его нарушение иногда предусматриваются юридические санкции: в Австралии – штраф, в Греции и Турции – лишение свободы.

Вопрос: Совместима ли свобода и добровольность выборов с гражданским долгом и юридическими санкциями?

Гражданский долг как нравственная категория совместим с указанным демократическим принципом. За нарушение гражданского долга должны предусматриваться исключительно моральные санкции.

В нашей стране выборы являются всеобщими. Это значит, что все взрослые граждане имеют право принимать в них участие независимо от пола, расы, вероисповедания.

Ценз – специальные юридические правила, ограничивающие допущение лиц а к пользованию какими-либо политическими правами.

  • Российское избирательное право вводит два ценза: возрастной и оседлости. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или те , кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда.

  • Все граждане, имеющие право избирать и быть избранными, имеют равные права и обязанности.

  • Прямые выборы означают, что каждый гражданин сам, непосредственно принимает в них участие.

(США- граждане каждые 4 года избирают выборщиков -538 чел., которые избирают Президента)

Каждый российский избиратель вправе никому не рассказывать о своем выборе, реализуя это право тайным голосованием.

Избирательная система включает:

  • порядок избрания Президента РФ;

  • порядок избрания депутатов Государственной Думы;

  • порядок избрания глав администраций субъектов Федерации;

  • порядок избрания депутатов законодательных органов местного самоуправления.

В настоящее время в России действует немало нормативных правовых актов, которые определяют сущность избирательной системы, Субъекты Федерации могут принимать нормативные правовые акты по вопросам организации и проведения выборов: как создавать списки избирателей, избирательные участки, избирательные комиссии.

ИСТОЧНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Конституция России

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

  • Федеральный закон «О выборах Президента РФ»

  • Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

  • Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

  • Федеральный конституционный закон «О референдуме»

  • Указы Президента РФ

  • Нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ

  • Конституции республик, уставы краев, областей, акты глав администраций избирательных комиссий и др.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Избирательный процесс – это деятельность по подготовке и проведению выборов.

Он состоит из нескольких этапов:

  • Установление даты выборов

  • Составление списки избирателей (ознакомление не позднее чем за 20 дней до выборов)

  • Образование и утверждение  избирательных округов и участков

  • Формирование избирательных комиссий

  • Выдвижение, регистрация кандидатов

  • Предвыборная агитация

  • Голосование

  • Подсчет голосов и установление результатов выборов

Избирательные комиссии:

  • Центральная Избирательная комиссия РФ ( действует постоянно)

  • Избирательные комиссии субъектов РФ

  • Окружные избирательные комиссии

  • Территориальные избирательные комиссии

  • Участковые избирательные комиссии

Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе, срок полномочий - 4 года, состоит из 15 человек: пять назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, пять – Президентом РФ.

Функции Центральной избирательной комиссии:

  • Руководство деятельностью избирательных комиссий

  • Контроль за соблюдением избирательных прав

  • Издание нормативных актов

  • Оказание правовой , методической, организационно-технической помощи избирательным комиссиям

  • Регистрация уполномоченных представителей политических партий

  • Регистрация кандидатов и выдача удостоверений

Участковые избирательные комиссии:

  • Выставляют списки избирателей

  • Производят подсчет голосов и устанавливают итоги выборов

  • Обеспечивают подготовку помещений для голосования

  • Организуют голосование

Важным этапом избирательного процесса является выдвижение и регистрация кандидатов. Этим правом обладают избирательные объединения, сами избиратели, а также сами граждане.

Со дня регистрации кандидата начинается предвыборная агитация и прекращается за сутки до выборов. Голосование проводится в календарный выходной день. Избирателю, который по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего проживания в день выборов и не сможет прийти на избирательный участок, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии за 15-4 дня до голосования. Участковая избирательная комиссия должно обеспечить возможность проголосовать тем людям, которые по состоянию здоровья не могут прийти на участок.

Выборы могут быть признаны несостоявшимися, если в них приняло участие меньшее число избирателей , чем предусмотрено в законе.

За нарушение избирательных прав граждан – подкуп, обман, подлог документов, заведомо неправильный подсчет голосов – предусмотрена административная, а в некоторых случаях – уголовная ответственность.

РЕФЕРЕНДУМ

Для решения особо важных проблем в государстве используют референдумы.

Референдум – проведение тайного голосования по утверждению или неутверждению, выражению согласия или несогласия с каким-либо важным документом, действиями главы государства, парламента, правительства.

Правила проведения референдума аналогичны рассмотренным выше. Решение, которое принимается на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Особые правила разработаны в отношении выборов Президента РФ. Президент не может занимать свой пост более 2-х сроков подряд.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию РФ.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин РФ может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 человек, обладающих активным избирательным правом.

При подготовке и проведении выборов Президента РФ избирательные комиссии вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему для информирования избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, результатах выборов.

Граждане РФ, политические партии вправе проводить в любых допускаемых законом формах предвыборную агитацию.

Расходы на подготовку и проведение выборов Президента РФ проводятся за счет федерального бюджета.

В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:

  • Призывы голосовать за или против кандидата

  • Выражение предпочтения кому-либо из кандидатов, какой-либо политической партии

  • Описание возможных последствий избрания или не избрания кандидата

  • Распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивным, либо негативными комментариями

  • Распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением его служебных обязанностей

  • Деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей.

Предвыборная агитация может проводиться:

  • На каналах организаций  теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях

  • Посредством проведения массовых мероприятий

  • Посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.

Законодательство гарантирует всем кандидатам и избирательным объединениям равные условия доступа к СМИ. Не допускается злоупотребление свободой массовой информации , агитация, разжигающая социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ:

  1. Мажоритарная избирательная система

  • Территория страны разбивается на территориальные единицы- избирательные округа.

  • От каждого округа как правило избирается только один депутат (одномандатные округа), но иногда и более (многомандатные округа).

  • Округа равны по численности

  • Избиратели голосуют за личность( представитель партии, движения или независимый кандидат)

  • Избранным считается кандидат , получивший большинство голосов по этому округу

  • АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО

(Австралия) 50% + 1 голос

  • ОТНОСИТЕЛЬНОЕ БОЛЬШИНСТВО

( США, Канада) – Побеждает тот, кто набрал голосов больше , чем каждый из его соперников

При мажоритарной системе возможно голосование в один или два тура, во втором туре участвуют два кандидата, набравших большинство голосов.

«+» Прочные связи между депутатом и избирателями

«-» Голоса избирателей ,отданные за непобедившего кандидата пропадают , а победитель иногда имеет поддержку явного меньшинства

А-25% , Б – 38% , В – 35%, голоса за кандидатов А и В – пропали.

  1. ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Так при использовании пропорциональной системы учитывается количество поданных голосов, и в соответствии с ними распределяются депутатские мандаты при выборах в парламент.

  • Территория страны- единый избирательный округ

  • Политические партии, союзы – выдвигают кандидатов

  • Избиратели голосуют не за личности в той или иной партии , а за партию в целом

  • Партии получают места в представительном органе четко  пропорционально поданным за них голосам

«+» Более справедливое соотношение мест в парламенте

«-» Если много партий – раздробленность , поэтому во многих странах устанавливается барьер ( в России не менее 7% голосов). Голоса партий, набравших менее 7% -делятся пропорционально между партиями, набравшими большинство.

3. СМЕШАННАЯ

До 2007 года выборы в Государственную думу 225-по одномандатным округам (мажоритарная система), 225 по единому общенациональному округу (пропорциональная).

Сейчас - только пропорциональная ( по партийным спискам).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Проект урока на тему "Избирательная система"

Автор: Сидоров Петр Николаевич

Дата: 07.02.2017

Номер свидетельства: 389139

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Тема: «Применение деятельностного подхода в преподавании курса МДК по профессии «Официант, бармен», как аспект реализации творческой личности студента»"
    ["seo_title"] => string(164) "tiema-primienieniie-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-priepodavanii-kursa-mdk-po-profiessii-ofitsiant-barmien-kak-aspiekt-riealizatsii-tvorchieskoi-lichnosti-studienta"
    ["file_id"] => string(6) "306627"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458152911"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Политические права и свободы."
    ["seo_title"] => string(31) "politichieskiie_prava_i_svobody"
    ["file_id"] => string(6) "404931"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490856106"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "«Первая российская революция. Реформы политической системы»"
    ["seo_title"] => string(67) "piervaia-rossiiskaia-rievoliutsiia-rieformy-politichieskoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "268135"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450551327"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Живой организм "
    ["seo_title"] => string(16) "zhivoi-orghanizm"
    ["file_id"] => string(6) "209365"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431103352"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Учебная программа 7го класса по информатике к учебнику Угриновича Н. Д "
    ["seo_title"] => string(79) "uchiebnaia-proghramma-7gho-klassa-po-informatikie-k-uchiebniku-ughrinovicha-n-d"
    ["file_id"] => string(6) "128915"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415606899"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства