Просмотр содержимого документа
«Программа учебного курса "Практикум решения обществоведческих задач"»
Пояснительная записка
Программа курса по обществознанию «Практикум решения обществоведческих задач» предназначена для учащихся 10-11 классов, мотивированных на углубленное изучение вопросов обществознания. Программа курса «Практикум решения обществоведческих задач» рассчитана на 2 года обучения (10-11 классы - 68 часов). В 10 классе предусмотрено 34 часов из расчёта 1 час в неделю. В 11 классе – 34 часов (из расчёта 1 час в неделю).
Необходимость разработки данной программы обусловлена запросами учеников и их законных представителей в осмыслении и понимании наиболее сложных и дискуссионных вопросов обществознания.
Ряд содержательных элементов курса «Обществознания», требует более глубокого изучения в силу различных причин: появление новых элементов в содержании («Экономика», «Право», «Политика»), недостаточное внимание к разделу («Человек и общество»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), дефицит учебного времени.
Цели и задачи курса:
Углубленно рассмотреть темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера и имеющие дискуссионный характер; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки;
Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.
Для достижения поставленных целей и задач наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.
При проведении лекций и семинарских занятий основное внимание уделяется наиболее трудным и дискуссионным вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.
Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.
Лабораторные занятия ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.
Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
При организации занятий главное внимание уделяется личностно-ориентированному подходу по овладению программой курса, учитывающему пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика. При организации и проведении занятий используются дидактические материалы Интернет-ресурсов.
Общая характеристика курса
«Практикум решения обществоведческих задач»
Элективный курс «Практикум решения обществоведческих задач» относится к предметной области «Общественные науки». Курс даст возможность не только повысить уровень освоения знаний, но и повысить степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания.
Результаты освоения курса
«Практикум решения обществоведческих задач»
сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);
умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
овладение навыками по составлению алгоритма при решении заданий ЕГЭ 2 части (В, С);
овладение навыками по написанию эссе на многочисленные темы по различным тематическим направлениям.
Содержание программы курса
«Практикум решения обществоведческих задач»
10 класс
1 Содержательные линии «Общество»: ключевые понятия, трудные и дискуссионные вопросы (4ч.).
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
Тренинг
2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек». (4ч.)
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач).
Тренинг
3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (2ч.).
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
Тренинг
4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (7ч.).
Сложные теоретические вопросы Экономические системы. Рыночный механизм. Измерители экономической деятельности. Экономический рост и развитие. Роль государства в экономике Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Финансовые институты. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.
Тренинг
5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (8ч.).
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.
Тренинг
6 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы (7ч.).
Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.
Тренинг
7 Итоговая контрольная работа (2ч.)
11 класс
1. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2 ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в кимах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (18 ч.).
2.1 «Человек и общество» (3 ч).
Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий
2.2 «Человек. Познание» (3 ч.)
Тренинг по выполнению заданий части 1 (А) и части 2 (В) по данным содержательным линиям.
2.3 «Социальные отношения»(3 ч).
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4 «Экономика» (3 ч.).
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по их выполнению.
2.5 «Политика»: (3 ч.).
Сложные теоретические вопросы.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по данному содержательному блоку.
Тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.
2.6 «Право»: (3 ч.).
Проблемные вопросы.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.
2.7 Контрольная работа по части 1 (А) и части 2 (В) (2ч)
3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (12ч.).
3.1 Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий А и В (1 ч.).
Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1 (А): на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий части 2 (В) с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
3.2 Общая характеристика заданий части 2 (С).
Особенности заданий С1.-С4. (3 ч).
С1-С4- составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
3.3 Специфика заданий С5.-С8. (3 ч).
С5. – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.
С6. – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.
С7. – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества
С8. – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.
3. 4 Эссе как творческая работа выпускника (3 ч).
С9. (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.
4. Итоговая контрольная работа (2 ч.)
Тематическое планирование
№
пп
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе
Теория Практика
Формы занятий
10 класс
1
Содержательные линии «Общество»: ключевые понятия и трудные вопросы
4
2
2
лекция
семинар
практикум
2
Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек »
4
2
2
лекция
семинар
практикум
3
«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы
2
1
1
лекция
семинар
практикум
4
Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»
7
3
4
лекция
семинар
практикум
5
Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов
8
4
4
лекция
семинар
практикум
6
«Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы
7
3
4
лекция
семинар
практикум
7
Итоговая контрольная работа
2
-
2
Итого
34
15
19
11 класс
1
Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы
2
1
1
вводная лекция
практикум
(входной контроль)
2
Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ
18
6
12
практикум
2.1
«Человек и общество
3
1
2
лекция
семинар
практикум
2.2
«Человек. Познание»
3
1
2
лекция
семинар
практикум
2.3
«Социальные отношения»
3
1
2
лекция
семинар
практикум
2.4
«Экономика»
3
1
2
лекция
семинар
практикум
2.5
«Политика»
3
1
2
лекция
семинар
практикум
2.6
«Право»
3
1
2
лекция
семинар
практикум
2.7
Контрольная работа по части 1 (А) и части 2 (В)
2
-
2
Пробный ЕГЭ
3
Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ
12
1
11
тематический контроль (эссе)
3.1
Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий А и В
1
1
0
практикум
3.2
Общая характеристика заданий части 2 (С).
Особенности заданий С1.-С4.
3
-
3
лекция
лабораторное занятие
3.3
Специфика заданий С5.-С8
3
-
3
семинар
тренинг
3.4
Эссе как творческая работа выпускника
3
-
3
лекция
практикум
4
Итоговая контрольная работа
2
-
2
Пробный ЕГЭ
Итого
34
8
26
Итого (10-11 класс)
68
23
45
Литература
1. Баранов П.А. Обществознание: Человек и общество: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. - Москва: Астрель, 2012
2. Баранов П.А. Обществознание: Социальные отношения: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. - Москва: Астрель, 2011
3. Баранов П.А. Обществознание: Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. - Москва: Астрель, 2011
4. Баранов П.А. Обществознание: Право: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. - Москва: Астрель, 2011
5. Баранов П.А. Обществознание: Политика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. - Москва: Астрель, 2012
Брандт М.Ю. Обществознание. Словарь понятий и терминов.М.: Экзамен, 2015
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.-М «Просвещение», 2011;
Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В.
Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2015
Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. Учебно-методическое пособие: А.И. Николаев, Л.И. Николаева - Ростов н/Д. М.: Народное образование, 2013.
Павлов С.Б. Обществознание. Расширенный курс. М.: Айрис пресс, 2015
Человек и общество. Обществознание: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Л. Н. Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Л. Ф. Иванова, и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: Просвещение, 2012;
Чернышова О.А. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ (С8, С9), Эссе, сложный план развёрнутого ответа. 10-11 классы: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2014.
Школьный словарь по обществознанию. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова.- М. «Просвещение», 2010
Интернет - ресурсы
1.http://www.mon.ru.gov.ru– официальный сайт Министерства образования и науки РФ
2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
5.http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
6. http://reshuege.ru – образовательный портал для подготовки к экзаменам
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебного года "
["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
["file_id"] => string(6) "132821"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416411991"
}
}