Формы работы: решение кроссворда (актуализация знаний по теме
«Экономика»), выполнение учащимися заданий в рабочих листах, работа с
учебником.
Ход урока:
Организационная часть. Рапорт дежурного, проверка преподавателем готовности к уроку.
Стадия вызова. Актуализация опорных знаний.
«Бизнес — это игра, величайшая игра в мире — если вы знаете, как в нее играть» Михаил Булгаков
Преподаватель предлагает нахимовцам вспомнить, что они знают о предпринимательской деятельности.
А. Преподаватель просит учащихся внести свои ассоциации в «понятийное колесо» (Слайд 3) в центре, которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова - ассоциации (словосочетания), которые предлагают учащиеся.
Но, чтобы стать предпринимателем, надо уметь апеллировать экономическими терминами.
Б. Решение кроссворда (см. приложение к уроку № 1).
3.Стадия осмысления новой информации.
А. Преподаватель вместе с учащимися формулируют тему урока и обозначают цель урока. Вместе с классом разбираются вопросы:
Что такое предпринимательство? Слайд 4
Варианты развития предпринимательства (с использованием ЦОР)
Б. Задание классу – выпишите из текста учебника (стр. 148) основные
характеристики предпринимательской деятельности (задание №1,
рабочий лист, см. Приложение к уроку №2)
На данной стадии преподаватель предлагает использовать прием “Инсерт”
Этот прием является средством, позволяющим учащемуся отслеживать свое понимание прочитанного текста. Преподаватель знакомит с рядом маркировочных знаков и предлагает по мере чтения ставить их карандашом на полях распечатанного из учебника текста, чтобы не портить книгу. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки могут быть следующие:
– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна нахимовцу. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Учащийся ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
– Знаком “минус” (– ) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у нахимовца представлениями, о чем он думал иначе.
– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным учащемуся и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как преподаватель, так и те учащиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного.
В. Нахимовцы вместе с преподавателем формулируют особенности предпринимательской деятельности. Слайд 5
Свобода в выборе хозяйственной деятельности;
Самостоятельность;
Риск и ответственность за принятие решения и их последствия;
Ориентация на достижение экономического и морального успеха
Следующий шаг обсуждение по группам.
Почему не все люди становятся коммерсантами?
Ребята высказывают свое мнение, хотят ли они стать предпринимателями, если нет, то почему?
В результате дискуссии ребята вместе с преподавателем формулируют выводы. Слайд 6.
Г. Преподаватель акцентирует внимание. Чтобы открыть «свое дело» надо выполнить условия…
Учащиеся вместе с преподавателем анализируют условия, необходимые для бизнеса.
Слайд 7
Чтобы закрепить данный вопрос темы, преподаватель предлагает провести конкурс кластеров.
Как пример преподаватель демонстрирует свой кластер. Слайд 8
При подведении итогов по данному заданию ребята выполняют задание (рабочий лист, задание №2, см. Приложение к уроку 2).
Нахимовцы вместе с преподавателем дискутируют по вопросам:
каким должен быть предприниматель?
какие черты характера, личности должен сформировать в себе человек, чтобы быть успешным предпринимателем? Слайд 9
личные и деловые качества предпринимателя.
Д. Чтобы бизнес был успешным, помимо капитала и деловых качеств
будущий предприниматель должен знать нормативную базу (документы). Учащиеся самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос. Знание, каких документов и законов понадобятся предпринимателю при регистрации «своего бизнеса»? (В помощь нахимовцам преподаватель предлагает использовать Интернет ресурсы и параграф учебника). Преподаватель вместе с учащимися формулирует, что недопустимо в предпринимательской деятельности. Слайд 10. Для закрепления знаний учащиеся выполняют (задание №3 рабочий лист).
4.В качестве закрепления материала урока преподаватель предлагает учащимся задачки от Остапа Бендера (см. рабочий лист), строят логическую цепочку (задание №4 рабочий лист).
5. Стадия рефлексии.
На стадии рефлексии учащиеся заполняют карты самодиагностики.
Карта самодиагностики
Критерии самодиагностики
Да
Нет
Я у участвовал в рабочем диалоге
Я са самостоятельно формулировал понятия
Я па предпринимал активное участие в принятии рабочих решений
мне было интересно вести диалог и обсуждать результаты
6.Преподаватель подводит итоги работы на уроке. Выставляет оценки. Благодарит всех за работу.