kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности»для учащихся 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  "Основы предпринимательской деятельности" разработана для учащихся 7 класса.Рабочая программа включает пояснительную записку, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности»для учащихся 7 класса»





Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности»для учащихся 7 класса

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 7 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

Предпринимательское образование признается потенциально эффективным средством содействия превращению населения в предпринимателей, которые информированы о будущих карьерных возможностях посредством создания прибыльных мини-компаний.

Обучение предпринимательству на базовом уровне становится актуальным для развития навыков мышления и решения проблем, передачи знаний и создания основы для предпринимательства на всех этапах жизни. Цель состоит в том, чтобы постепенно развивать предпринимательский дух, начиная с базового образования ребенка, а затем укреплять его на последующих образовательных этапах, доказывая результативность такого образования экономически эффективным вхождением студента на рынок труда.

Согласно мнению ряда специалистов, предпринимательство - это тип поведения, основанный на возможностях и экономических ресурсах, более того, он представляет собой комбинацию риска, творчества, личного успеха и инноваций. Кроме того, предпринимательство должно чувствовать финансовую, моральную и социальную ответственность за создание новой бизнес-идеи, которая может способствовать решению социальных проблем.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в предпринимательстве, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Цели и задачи программы

Предлагаемая программа имеет своей целью сформировать у учащихся предпринимательские качества, помогает учащимся стать более гибкими, уверенными в себе, независимыми, а так же формирует знания, умения и навыки, необходимые для любой деятельности: знания о истории возникновения предпринимательской деятельности;основы знаний в технологии предпринимательства, области экономики, маркетинга, финансов;умение принимать решения, планировать, более творчески подходить к делу, решать проблемы, ориентироваться в ситуации, взаимодействовать с партнерами, иметь больше социальных навыков, информации о бизнесе, лучше узнать себя и научиться руководить, навыки эффективных коммуникаций (умение слушать и задавать вопросы, доносить информацию без потерь, аргументировать свою точку зрения, корректно реагировать на мнение, отличное от собственного);

умение находить нестандартные решения и креативно мыслить; навыки постановки целей и планирования своей деятельности; навыки управления проектами, в том числе бизнес-планирование; навыки уверенного поведения, презентации и самопрезентации;


Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, экскурсии на предприятия, встречи с действующими предпринимателями.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

учебные дискуссии, создание ситуаций успеха в учении;

2. методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

3. Игровые методы;

4. репродуктивные и проблемно-поисковые методы (от частному к общему, от общего к частному);

5. Технологии критического мышления;

6. Информационно-коммуникационные технологии;

7. методы устного контроля и самоконтроля в обучении.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, технологии.


II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Основы предпринимательской деятельности» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей, личной ответственности за свои поступки;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;

-умение работать в команде;

-формирование лидерских качеств.

Метапредметными результатами изучения курса «Основы предпринимательской деятельности» являются:

Познавательные:

- овладение системой знаний о предпринимательстве, как важной сфере человеческой деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений;

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование деятельности по достижению цели;

- оценка правильности выполнения действий;

-анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения. самооценка и взаимооценка;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

- составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения при работе в команде;

-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности в команде.

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
















Учебно-тематический план

7 класс (34 часа)


Название темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.Предприниматель в рыночной экономике. Бизнес и предпринимательство.

12

6

6

1.1История предпринимательства в России.

3

2

1

1.2 Финансовая грамотность.

3

1

2

1.3 Анализ рынка. Выбор рыночной ниши.


4

2

2

1.4 Взаимосвязь предпринимателя с другими экономическими агентами.

2

1

1

2 Развитие предпринимательских компетенций.

8

2

6

2.1Творческое и креативное мышление

2

0,5

2

2.2 Гибкие навыки

2

0,5

1

2.3 Предприимчивость

2

0,5

1

2.4Командообразование

2

0,5

2

3.Технология предпринимательства

14

8

6

3.1. Этапы создания собственного дела

1

1


3.2. Бухгалтерский учет и его роль в управлении фирмой.


2

1

2

3.3. Налоги и сборы, уплачиваемые предпринимателями


6

2

4

3.4. Риски в предпринимательской деятельности


2

2


3.5. Юридические вопросы для начинающих.

2

2




Практические занятия

Номер темы

Наименование практического занятия

Кол-во часов

1

Дисскусия «История предпринимательства»

1

1.2

Деловая игра «Своя фирма»

2

1.3

Встреча с предпринимателем «Кто такой предприниматель»

2

1.4

Деловая игра «Фирма и сотрудничество»

1

2.1

Игровой блок по развитию творческого и креативного мышления

2

2.2

Игровой блок по развитию гибких навыков

2

2.3

Игровой блок по развитию предприимчивости

2

2.4

Игровой блок по развитию командообразования

2

3.2

Мини-проекты «Я предприниматель»

2

3.3

Ситуционный кейс «Фонды»

4


Итого

20


Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт


1.Предприниматель в рыночной экономике. Бизнес и предпринимательство.

12



1-2

История предпринимательства в России.

2



3

Дисскусия «История предпринимательства»

1



4

Финансовая грамотность.

1



5-6

Деловая игра «Своя фирма»

2



7-8

Анализ рынка. Выбор рыночной ниши.


2



9-10

Встреча с предпринимателем «Кто такой предприниматель»

2



11

Взаимосвязь предпринимателя с другими экономическими агентами

1



12

Деловая игра «Фирма и сотрудничество»

1




2 Развитие предпринимательских компетенций.

8



13

Творческое и креативное мышление

1



14

Игровой блок по развитию творческого и креативного мышления

1



15

Гибкие навыки

1



16

Игровой блок по развитию гибких навыков

1



17

Предприимчивость

1



18

Игровой блок по развитию предприимчивости

1



19

Командообразование

1



20

Игровой блок по развитию командообразования

1




3.Технология предпринимательства

14



21

Этапы создания собственного дела

1



22

Бухгалтерский учет и его роль в управлении фирмой.


1



23

Мини-проекты «Я предприниматель»

1



24

Мини-проекты «Я предприниматель»

1



25

Налоги и сборы, уплачиваемые предпринимателями


1



26

Налоги и сборы, уплачиваемые предпринимателями


1



27

Ситуционный кейс «Фонды»

1



28

Ситуционный кейс «Фонды»

1



29

Ситуционный кейс «Фонды»

1



30

Ситуционный кейс «Фонды»

1



31

Риски в предпринимательской деятельности

1



32

Риски в предпринимательской деятельности

1



33

Юридические вопросы для начинающих.

1



34

Юридические вопросы для начинающих.

1









Содержание курса внеурочной деятельности 7 кл.


Раздел 1 Предприниматель в рыночной экономике. Бизнес и предпринимательство.


1.1История предпринимательства в России.

Реформы второй половины ХIX - начала ХХ вв. и предпринимательство. Социальный облик российских предпринимателей конца XIX – начала XX в

1.2 Финансовая грамотность.

Финансовое планирование и отчетность. Понятие о бухгалтерском учете и его роль в управлении фирмой.


1.3 Анализ рынка. Выбор рыночной ниши.


Предпринимательская идея - основа бизнеса. Источники бизнес -идей. Анализ предпринимательских идей. Формирование предпринимательского капитала.


2 Развитие предпринимательских компетенций.

2.1Творческое и креативное мышление

Креатив в создании нового продукта. Техники креативного мышления. Упражнения

2.2 Гибкие навыки

Лидерские качества предпринимателя. Способность к разумному риску. Способность к творчеству, уверенность в себе, умение перехватить инициативу на рынке, организаторские способности, стремление к успеху, воля к победе.


2.3 Предприимчивость

Упражнения на развитие предпринимательских качеств. Навыки эффективного мышления. Задачи по ТРИЗ.

2.4Командообразование

Выработка принятие коллективных решений. Методы экспертных оценок. Метод сценариев. Мозговой штурм.


3.Технология предпринимательства

3.1. Этапы создания собственного дела

Франчайзинг, его сущность, преимущества и недостатки.

3.2. Бухгалтерский учет и его роль в управлении фирмой.


Понятие об индивидуальной предпринимательской деятельности. Определение малого предпринимательства и его критерии в России. Субъекты малого предпринимательства. Значение и задачи малого предприятия. Плюсы и минусы малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства. Проблемы малого предпринимательства в России и пути их преодоления.

3.3. Налоги и сборы, уплачиваемые предпринимателями


Внебюджетные фонды. Пенсионный фонд. Фонд социального страхования. Фонд медицинского страхования. Виды социальной помощи по государственному страхованию. Фонд занятости.


3.4. Риски в предпринимательской деятельности


Банкротство и ликвидация предприятий. Вероятность банкротства предпринимателя и оценка ликвидности его предприятия. Разработка программы вывода предприятия из банкротства.

3.5. Юридические вопросы для начинающих.

Стадии оздоровления предпринимательской фирмы. Санация. Присоединение, разделение и преобразование организации. Информационное



4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины



Предусмотрена промежуточная и итоговая аттестация, которая проводится в форме защиты проекта.


По итогам изучения предлагаются формы оценка результатов:

-работа в дискуссиях и деловых играх

1) анализ и обработка материала

2) защита своей идеи

3) творческий подход к решению задач

- выполнение комплексного практического задания (решение ситуационной задачи).

1) работа в команде,

2) сбор и анализ информации

3) умение аргументирировать свои идеи

4) креативность и творческий подход

-выполнение и защита проекта.

1)реалистичность проекта

2) креативность идеи

3) работа в команде

4) презентация, с учетом всех требований

5) защита проекта





5 Список литературы.

Для педагога: 1. Кондраков Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: Инфра-М, 2017. - 192 c.
2. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): Учебник / Н.Ю. Круглова. - М.: КноРус, 2018. - 77 c.
3. Никушин В.В. Основы охранной деятельности в сфере предпринимательства / В.В. Никушин В.В. Тишков. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2016. - 128 c.
4. Рубин Ю.Б. Основы предпринимательства: Учебник / Ю.Б. Рубин. - М.: МФПУ Синергия, 2016. - 464 c.
5. Самарина В.П. Основы предпринимательства. Учебное пособие / В.П. Самарина. - М.: КноРус, 2015. - 128 c.

5. Конституция РФ [Электронный ресурс]: http://ivo.garant.ru/;

6. Бюджетный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями[Электронный ресурс]: Режим доступа– http://ivo.garant.ru/;

7. Гражданский кодекс РФ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: Режим доступа–http://ivo.garant.ru/;

8. Трудовой кодекс РФ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: Режим доступа–http://ivo.garant.ru/; 5. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 3 июля 2018 г.) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru. ; 9. Босчаева, З.Н. Формула малого предпринимательства как основы развития регионов / З.Н. Босчаева. - М.: Экономика, 2012. - 254 c.:

Для ученика:
1. Филиппова О.И. Основы экономики и предпринимательства: Рабочая тетрадь: Учебное пособие / О.И. Филиппова. - М.: Academia, 2019. - 288 c.
2. Филиппова О.И. Основы экономики и предпринимательства: рабочая тетрадь / О.И. Филиппова, Л.А. Волкова, Н.В. Малецкая. - М.: Academia, 2018. - 340 c.
3. Филиппова О.И. Основы экономики и предпринимательства: Рабочая тетрадь: Учебное пособие / О.И. Филиппова. - М.: Academia, 2018. - 16 c.
4. Чеберко Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: Учебник и практикум / Е.Ф. Чеберко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 420 c.
Для родителя:

  1. Сьюэлл, К. Клиенты на всю жизнь/ К. Сьюэлл. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005.

  2. Чернецова, Н.С. Экономическая теория: Учебное пособие / Н.С. Чернецова, В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская. - М.: КноРус, 2013. - 264 c.

  3. Шевченко, Д.А. Реклама. Маркетинг. PR/ Д.А. Шевченко.– М.: РГГУ, 2014

  4. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства / Л.Н. Череданова. - М.: Academia, 2019. - 64 c.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Финансовая грамотность

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фасхутдинова Гульсина Назировна

Дата: 25.06.2024

Номер свидетельства: 653667


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства