Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности»для учащихся 7 класса Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 7 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ; Предпринимательское образование признается потенциально эффективным средством содействия превращению населения в предпринимателей, которые информированы о будущих карьерных возможностях посредством создания прибыльных мини-компаний. Обучение предпринимательству на базовом уровне становится актуальным для развития навыков мышления и решения проблем, передачи знаний и создания основы для предпринимательства на всех этапах жизни. Цель состоит в том, чтобы постепенно развивать предпринимательский дух, начиная с базового образования ребенка, а затем укреплять его на последующих образовательных этапах, доказывая результативность такого образования экономически эффективным вхождением студента на рынок труда. Согласно мнению ряда специалистов, предпринимательство - это тип поведения, основанный на возможностях и экономических ресурсах, более того, он представляет собой комбинацию риска, творчества, личного успеха и инноваций. Кроме того, предпринимательство должно чувствовать финансовую, моральную и социальную ответственность за создание новой бизнес-идеи, которая может способствовать решению социальных проблем. Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в предпринимательстве, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки. Цели и задачи программы Предлагаемая программа имеет своей целью сформировать у учащихся предпринимательские качества, помогает учащимся стать более гибкими, уверенными в себе, независимыми, а так же формирует знания, умения и навыки, необходимые для любой деятельности: знания о истории возникновения предпринимательской деятельности;основы знаний в технологии предпринимательства, области экономики, маркетинга, финансов;умение принимать решения, планировать, более творчески подходить к делу, решать проблемы, ориентироваться в ситуации, взаимодействовать с партнерами, иметь больше социальных навыков, информации о бизнесе, лучше узнать себя и научиться руководить, навыки эффективных коммуникаций (умение слушать и задавать вопросы, доносить информацию без потерь, аргументировать свою точку зрения, корректно реагировать на мнение, отличное от собственного); умение находить нестандартные решения и креативно мыслить; навыки постановки целей и планирования своей деятельности; навыки управления проектами, в том числе бизнес-планирование; навыки уверенного поведения, презентации и самопрезентации; Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю. Формы реализации программы. Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса: Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, экскурсии на предприятия, встречи с действующими предпринимателями. Методы обучения. На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся. В процессе обучения используются: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учебные дискуссии, создание ситуаций успеха в учении; 2. методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; 3. Игровые методы; 4. репродуктивные и проблемно-поисковые методы (от частному к общему, от общего к частному); 5. Технологии критического мышления; 6. Информационно-коммуникационные технологии; 7. методы устного контроля и самоконтроля в обучении. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, технологии. II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Планируемые результаты: Личностными результатами изучения курса «Основы предпринимательской деятельности» являются: - осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; -проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; -проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей, личной ответственности за свои поступки; - проявление познавательной и творческой инициативы; -оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов; -умение работать в команде; -формирование лидерских качеств. Метапредметными результатами изучения курса «Основы предпринимательской деятельности» являются: Познавательные: - овладение системой знаний о предпринимательстве, как важной сфере человеческой деятельности; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений; Регулятивные: - понимание цели своих действий; - планирование деятельности по достижению цели; - оценка правильности выполнения действий; -анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения. самооценка и взаимооценка; - проявление познавательной и творческой инициативы; - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; - составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; - определение общей цели и путей её достижения при работе в команде; -умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности в команде. - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |