Правовое регулирование отношений в области образования
Правовое регулирование отношений в области образования
В данном уроке дается представление о важнейшем и небходимом институте общества - образовании. В работе проводится основная мысль о взаимосвязи образования и воспитания в современном мире. Раскрываются права и обязанности участников учебного процесса. В ходе урока вырабатываются навыки работы с правовыми документами. Широко используются технологии сотрудничества,развития критического мышления, личностно-ориентированные технологии. Ценность данного урока состоит в том,что,работая с правовыми документами, учащиеся вырабабывают навыки защиты собственных прав.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- технология работы с нормативными документами и учебником.
1. Организационный момент
Что учащиеся должен узнать? - нормативные акты, действующие в сфере
образования;
- образовательные уровни;
- сущность права на образование;
- права и обязанности субъектов правоотношений
в образовании;
- виды образовательных учреждений.
Чему должен научиться: - навыкам работы с учебным текстом;
- навыкам работы с юридическими документами;
- умению работать в группе;
- делать выводы, представлять ответ группы;
- умению защищать свои права.
Дидактическая задача данного этапа – подготовка учащихя к работе на уроке.
Содержание этапа:
взаимное приветствие учащихся и преподавателей;
проверка внешнего состояния учебной аудитории;
проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид);
организация внимания.
Данный этап урока имеет основной задачей создать нормальную обстановку для работы, а затем настроить учащихся к предстоящему занятию.
Этот этап очень важен: секундный организационный момент – это результат воздействия серии уроков, на которых преподаватель учит учащихся перед началом работы собираться, настраиваться, сосредотачиваться. Это следствие кропотливой и длительной работы преподавателя, где нет «мелочей».
2. Стадия вызова или опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Дидактическая задача данного этапа.
Установить в ходе проверки правильность и полноту выполнения домашнего задания. Осуществляется это с помощью фронтального опроса по теме «Образование»:
Что такое образование?
Каков правовой статус вашего образовательного учреждения? Каково его полное название?
Какое образование в нашей стране является обязательным?
Какие функции выполняет образование в обществе?
Какие основные принципы положены в основу государственной политики в области образования?
Данный опрос необходим преподавателю для перехода к индивидуальным письменным ответам учащихся.
Преподаватель, обращаясь к учащимся: В техникум вы все пришли из школы, в вашей памяти еще свежи впечатления о школе. Сегодня углубляем тему «Образование» и соединяем с теми знаниями нашей учебной дисциплины «Право».
3. Преподаватель объявляет тему урока «Правовое регулирование отношений
в области образования» (учащиеся записывают тему).
Преподаватель, обращаясь к личному социальному опыту учащихся, предлагает ответить на вопросы:
«За что я благодарен школе!»
«За что я обижаюсь на школу?»
Каждый учащийся работает индивидуально, на отдельном листке записывает по три фразы на каждый из вопросов. Индивидуальные ответы не озвучиваются.
Возможные варианты ответов:
- школа дает новые знания
- в школе мы встретили друзей
- школа дает развитие интересов
и способностей
- диктаторский стиль некоторых
учителей
- очень много задают на дом
- приходится носить много
тяжелых учебников
Далее ответов (возможно используя уже им знакомый метод «мозгового штурма») предлагает ответ группы на предложенные вопросы. Такая работа мотивирует учебную активность учащихся, т.к. каждой группе хочется, чтобы их ответы были наиболее полными. Ответ группы оформляется на ватмане, вывешивается на доске и озвучивается.
4. Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний.
Дидактическая задача этапа.Организовать и направить познавательную деятельность .
Содержание этапа:
постановка конкретной учебной цели и задачи изучения нового материала;
показ практической значимости изучения нового материала;
постановка учебной проблемы.
Преподаватель ставит учебную задачу.
Образовательные отношения в нашей стране регулируются Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О некоммерческих организациях», постановлениями Правительства РФ, Уставом образовательной организации . Конституцией РФ ст. 43 провозглашается право граждан России на образование. В чем суть этого права? Какие виды образовательных учреждений вы знаете? Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений? Каковы уровни образования? Ответы на эти и другие вопросы мы найдем в Законе РФ «Об образовании».
5. Стадия осмысления (усвоение новых знаний).
Дидактическая задача этапа. Учащиеся путем работы по группам с текстом учебника и адаптированным юридическим текстом добиваются усвоения нового материала. Группы работают по следующему алгоритму:
Прочитать текст.
Кратко, тезисно сформулировать ответ на вопрос.
Оформить ответ группы на листе ватмана.
Закрепить ватман на доске.
Выступление группы (3-5 мин.).
Сформулировать и записать три основных принципа реформирования современного образования (это может быть школа или техникум).
Группа 1: сущность права на образование (выдержка из Закона РФ
«Об образовании».
Группа 2: виды образовательных учреждений (учебник «Обществознание» под ред.
А.Г. Важенина. – 9е изд. М., Изд центр «Академия», 2011, с. 145-147.
Группа 3: права и обязанности участников образовательного процесса: студентов,
родителей, преподавателей (выдержки из Закона РФ «Об образовании»,
Устав ГБОУ СПО «ВПТ», Правила внутреннего распорядка техникума).
Группа 4: Образовательные уровни (вышеуказанный учебник, стр. 147-148).
Презентация ответа группы. Группам могут быть заданы вопросы и это мотивирует и учебная активность группы в ходе защиты и качества усвоения нового материала. Эффективностью усвоения студентами новых знаний и умений является правильность их ответов и действий при осуществлении презентации, а также активное участие группы в их самостоятельной работе.
В реальном педагогическом процессе восприятие, осознание и осмысление осуществляется одновременно, т.к. эти процессы тесно связаны (При анализе урока необходимо помнить, что именно на этом этапе наиболее полно раскрываются знания студентов!).
6. Стадия рефлексии.
Каждая группа формулирует три или более принципа реформирования образования (например: акцент на профильное обучение в старших классах; уважение личности обучаемого; внимание к потребностям и интересам обучаемых; возможность реальной защиты обучаемых своих прав и др.). Предполагается, что эти принципы будут учтены в новой редакции (проекте) Закона РФ «Об образовании», который находится в Государственной Думе на рассмотрении.
На этом этапе преподаватель использует в работе со технологию развития критического мышления. (Данная работа будит мысль, воображение, эмоции. Здесь нет бессмысленного запоминания и формализма в полученных знаниях, т.к. учащиеся к выводу пришли сами).
7. Подведение итога урока
Преподаватель предлагает каждому подвести итог собственной работы на уроке, используя следующую схему ответа:
Я узнал (а) ____________________________________________________________
Важность действий состоит в том, что учащиеся сами определяют свой уровень усвоений знаний, выработке умений, получения навыков и полезного опыта.
8. Задание на дом: 4.6 «Образование» по учебнику А.Г. Важенина.
Обществознание, вопросы для самопроверки (устно), вопрос 8 (письменно
в тетради) стр. 151.
Дидактическая задача. Сообщить учащимся о содержании домашнего задания, разъяснить методику его выполнения, проверить запись в тетради домашнего задания. Это обязательно выполняется до звонка!
9. Преподаватель подводит итоги урока, работы групп в целом. Выделяет из групп
тех, кто работал более активно. Выставляет оценки с их обязательными
комментариями.
Преподаватель высшей квалификационной категории Кошман Л.С.