kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правовое государство и гражданское общество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1. Обеспечить усвоение учащимися сущности правового государства, гражданского общества и его подсистемы; процесс становления гражданского общества на современном этапе; знаний об общественном контроле над институтами публичной власти. 2. Способствовать развитию умений учащихся объяснять понятия: «правовое государство» и «гражданское общество»; называть и характеризовать основные признаки гражданского общества и правового государства; принципы правового государства; навыки формирования на основе приобретенных правовых знаний собственных суждений и аргументов; умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения, участвовать в дискуссии, работать с документами. 3. Воспитать у учащихся ответственность за социальный выбор в пользу построения гражданского общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правовое государство и гражданское общество»

11-класс

Правовое государство и гражданское общество

Цели урока: 1. Обеспечить усвоение учащимися сущности правового государства, гражданского общества и его подсистемы; процесс становления гражданского общества на современном этапе; знаний об общественном контроле над институтами публичной власти. 2. Способствовать развитию умений учащихся объяснять понятия: «правовое государство» и «гражданское общество»; называть и характеризовать основные признаки гражданского общества и правового государства; принципы правового государства; навыки формирования на основе приобретенных правовых знаний собственных суждений и аргументов; умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения, участвовать в дискуссии, работать с документами. 3. Воспитать у учащихся ответственность за социальный выбор в пользу построения гражданского общества.

Ожидаемые результаты (После этого урока учащиеся смогут):

- давать определение понятиям: «правовое государство» и «гражданское общество»;

- называть и характеризовать признаки правового государства и гражданского общества;

- соотносить правовое государство и гражданское общество;

- высказывать своё отношение к становлению гражданского общества на современном этапе;

- делать выводы об общественном контроле над институтами публичной власти.

Оборудование: 1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2015. – 335 с.

2. Раздаточный материал (Приложение).

Тип урока: урок формирования и усовершенствования знаний и умений.

Структура урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)

  2. Актуализация опорных знаний. (5 мин.)

Работа в группах по четыре человека. Решение кроссворда «Признаки государства» (Приложение 1).

  1. Мотивация учебной деятельности. (3 мин.)

Составление схем по предложенным теориям.

  1. Оглашение темы, представление её содержания и ожидаемых результатов. (2 мин.)

  2. Изучение нового материала. (27 мин.)

1. Сущность правового государства (Метод «мозгового штурма», работа с учебником, эвристическая беседа).

2. Гражданское общество и правовое государство (Работа в парах с текстом (Приложение 2); составление схемы, работа с определением; работа в 4-х группах по заполнению таблицы).

3. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти (Анализ схемы).

VI. Систематизация и обобщение изученного материала. (3 мин.)

Практическая работа по анализу Конституции Донецкой Народной Республики (Приложение 3).

  1. Итог урока. (3 мин.)

Вывод, рефлексия, выставление оценок.

  1. Инструктаж домашнего задания. (1 мин.)

Дифференцированное домашнее задание.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Работа в группах по четыре человека.

Решите кроссворд «Признаки государства» и укажите слово зашифрованное по горизонтали (Приложение 1).






1т



5н

3п


2с


Е

А

Р

4в


У

Р

6в

Л

А

Л

В

Р

С

О

В

А

Е

И

Е

Г

О

С

У

Д

А

Р

С

Т

В

О

И


Т


Е


О


Б


Ь

Н

Р

Щ


И

И

Н

Т

Я

О

Е


С

Т

Т


Ь


  1. Мотивация учебной деятельности.

Существуют несколько теорий о соотношении государства и общества:

А) теория этатизма - название - Б) теория правового государства

Георг-Фридрих Гегель - автор - И. Кант и Роберт фон Моль

Государство стоит над обществом, - содержание - Государство подчиняется обществу

утверждается широкое и активное и обязано обеспечивать нормальное

государственное вмешательство в функционирование гражданского

экономическую и социальную жизнь общества. общества.

Исходя из теорий, представьте их в виде схем. Выскажите свое мнение.




Государство общество









Теория этатизма Теория правового государства

Разобраться в соотношении правового государства и гражданского общества предстоит на уроке.

  1. Оглашение темы, представление её содержания и ожидаемых результатов.

Тема урока: «Правовое государство и гражданское общество».

На уроке будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Сущность правового государства.

2. Гражданское общество и правовое государство.

3. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

После урока Вы сможете:

- давать определение понятиям: «правовое государство» и «гражданское общество»;

- называть и характеризовать признаки правового государства и гражданского общества;

- соотносить правовое государство и гражданское общество;

- высказывать своё отношение к становлению гражданского общества на современном этапе;

- делать выводы об общественном контроле над институтами публичной власти.

  1. Изучение нового материала.

  1. Сущность правового государства.

Метод «мозгового штурма»: назовите ассоциации, которые возникают у вас при употреблении понятия «Правовое государство». Все названные понятия фиксируются на доске.

Обратимся к учебнику – с. 240 темным шрифтом выделено определение, прочтите и сравните с вашими ассоциациями, сделайте вывод о главной цели правового государства.

Определение запишите в тетрадь: Правовое государство – это такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека и наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.

Предполагаемый вывод: главными целями правового государства являются - обеспечение гарантии прав и свобод граждан во всех сферах жизнедеятельности; деятельность государства ограничена правом; контроль за властью со стороны общества.

Индивидуальная работа с учебником.

Выделите признаки правового государства с. 241-242 и выпишите их в тетрадь.

- Охарактеризуйте основные черты правового государства.

- В чем сущность и значимость признаков правового государства?

- Как вы считаете, что главнее из принципов правового государства: верховенство закона в обществе или незыблемость свободы личности, её прав, интересов, чести и достоинства? Ответ аргументируйте.

Народ как объединение всех граждан Донецкой Народной Республики не является некой сплошной массой, толпой, скоплением случайно оказавшихся рядом людей. Народ строит правовое государство и самоорганизуется в гражданское общество.

  1. Гражданское общество и правовое государство.

Правовое государство тесно связано с гражданским обществом. Именно в нем граждане реализуют свои потребности и интересы. Разберем природу и сущность гражданского общества.

Работа в парах с текстом (Приложение 2).

Прочитайте представленный текст и выделите основные черты гражданского общества в виде схемы.

- Дайте понятие гражданскому обществу.

Сравните с учебником – с. 244: Гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.

Рассматривая гражданское общество как систему, его отношения и институты можно представить в виде подсистем: социальной, экономико-хозяйственной, духовно-культурной и политической.

Работа в 4-х группах по заполнению таблицы.

Используя учебник – с. 244-245, заполните свою строку подсистемы.

Типы подсистем гражданского общества

Подсистемы

Характеристика

Социальная.


Экономико-хозяйственная.


Духовно-культурная.


Политическая.


Представитель группы представляет работу своей команды.

- Сделайте вывод о принципах, на которых основывается гражданское общество.

3. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

По своей сути гражданское общество - это контроль общества за деятельностью институтов публичной власти.

Рассмотрите схему «Структура гражданского общества», выскажите своё мнение о том, как гражданское общество может контролировать публичную власть.

  1. Систематизация и обобщение изученного материала.

- Проанализируйте выдержку из Конституции Донецкой Народной Республики (Приложение 3) и определите, как на законодательном уровне представлено правовое государство и гражданское общество.

  1. Итог урока.

- Возвращаясь к теориям о соотношении государства и права, сделайте вывод.

Теория правового государства отражает истинные демократические ценности, при которых гражданское общество создает и контролирует деятельность государства на основании правовых норм.

- Проследите, были ли выполнены ожидаемые результаты.

Рефлексия. Проверьте, как вы усвоили материал:

я понял…

я узнал…

я бы хотел…

мне было интересно…

затруднение вызвало…

Выставление оценок.

  1. Инструктаж домашнего задания.

Дифференцированное домашнее задание.

Обязательная часть:

  1. Прочитайте § 22 и устно ответьте на вопросы к нему.

  2. Выучите определения «правовое государство» и «гражданское общество», их признаки и основные черты.

Дополнительное задание:

Предложите свой вариант контроля над публичной властью молодёжью.










Приложение 1.



1



5

3


2



4




6















































1.Отделенная границами часть земного шара, на которую распространяется суверенитет государства и в пределах которой население становится гражданами. 2.Политико-правовое свойство государственной власти, означающее ее верховенство внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере. 3. Система, которую устанавливает государство для всего населения в виде общеобязательных правил поведения и закрепляет их в нормах права. 4. Органы, имеющие политический характер власти, выступающие от имени населения, состоящие из органов власти и аппарата принуждения. 5. Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, в целях финансового обеспечения деятельности государства. 6. Признак права, означающий, что правовые нормы обязательны для всех, они действуют, не ограничиваясь кругом определенных лиц, во времени и в пространстве.


Приложение 2.

Понятие «гражданское общество» означает такое состояние социума, при котором создаются условия для соблюдения прав и свобод, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в политике. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Становление гражданского общества шло и идет  рука об руку с формированием правового государства. Гражданское общество и правовое государство, взаимодействуя между собой, образуют сферу публичной политики. В развитом гражданском обществе человеческое достоинство и уважение к личности и семье утверждаются в качестве незыблемого фундамента общественно-политического и государственного строя. Достойное существование человека - это его свобода, благополучие, безопасность и возможность развивать свои способности. Государство - лишь инструмент для достижения этих целей. Смысл его существования в том, чтобы обслуживать граждан, а не приносить их в жертву абстрактным идеям. Основной принцип такого общества: государство для человека, а не человек для государства. Правовая регуляция взаимоотношений правового государство и гражданского общества осуществляется по принципам: для власти – запрещено все, что не разрешено законом; для граждан - разрешено все, что не запрещено законом.

Функции гражданского общества выполняются его структурными элементами - самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях «вызревает» гражданская активная личность. Гражданское общество невозможно без признания свободы в качестве абсолютной ценности в жизни человека. Только свободное государство может обеспечить благосостояние и безопасность своих граждан и получить перспективу динамичного развития в XXI веке. Свобода не может сохраниться в обществе, не стремящемся к справедливости. Справедливость требует стремиться не только к равенству прав, но и к равенству возможностей граждан в реализации своих способностей, а также гарантировать достойное существование тем, кто их лишен. Свободное общество может быть построено только в том случае, если в этом заинтересовано большинство. Обязанность государства - в создании условий для того, чтобы от свободы выиграло максимально возможное число граждан. Гражданское общество - это общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых. Это означает, что важнейшим условием существования свободного общества в России является не только раскрепощение частной инициативы, но и развитая система социальной поддержки. Свободное общество может быть построено только в рамках стабильной политической системы, которая исключает любой произвол и предполагает активную роль государства в создании экономического порядка, имеющего целью благосостояние для всех. Рынок - не самоцель, а средство достижения свободы и достатка всех граждан России. Задача государства в том, чтобы ориентировать свободный рынок на достижение социальных целей, а не в том, чтобы его к этому принуждать. Гражданское общество не должно основываться на узкоэгоистических требованиях. Оно должно быть озабочено сохранением баланса между интересами общества в целом и интересами отдельных институтов и секторов гражданского общества, в частности.


Приложение 3.

Конституция Донецкой Народной Республики

Статья 1.

1. Донецкая Народная Республика является демократическим правовым социальным государством.

Статья 2

1. Источником власти в Донецкой Народной Республике является ее народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Статья 3

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Донецкой Народной Республики, ее государственных органов и должностных лиц.

Статья 6

1. Государственная власть в Донецкой Народной Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 12

1. В Донецкой Народной Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

4. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правовое государство и гражданское общество

Автор: Авраменко Наталья Леонидовна

Дата: 02.02.2020

Номер свидетельства: 538184

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Учебный проект "В каком государстве мы живем ?" "
    ["seo_title"] => string(50) "uchiebnyi-proiekt-v-kakom-ghosudarstvie-my-zhiviem"
    ["file_id"] => string(6) "174741"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424175870"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Гражданское общество и государство"
    ["seo_title"] => string(40) "grazhdanskoe_obshchestvo_i_gosudarstvo_1"
    ["file_id"] => string(6) "619063"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1670134736"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "педагогический проект "Формирование гражданской идентичности личности у младших школьников". "
    ["seo_title"] => string(104) "piedaghoghichieskii-proiekt-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-lichnosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "219558"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434270963"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Гражданское общество и государство "
    ["seo_title"] => string(41) "grazhdanskoie-obshchiestvo-i-ghosudarstvo"
    ["file_id"] => string(6) "186301"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426321568"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Курсовая работа по теме "Модель деятельности учителя начальных классов, направленная на формирование гражданской идентичности обучающихся". "
    ["seo_title"] => string(160) "kursovaia-rabota-po-tiemie-modiel-dieiatiel-nosti-uchitielia-nachal-nykh-klassov-napravliennaia-na-formirovaniie-ghrazhdanskoi-idientichnosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "167135"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423053856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства