kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Право, его роль в жизни общества и государства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок даст учащимся знания о сущности права как меры свободы и справедливости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Право, его роль в жизни общества и государства»

Тема: Право, его роль в жизни общества и государства

Цель урока: дать учащимся знания о сущности права как меры свободы и справедливости.

Оборудование: учебник

Основные понятия: социальные нормы, право, источники права, отрасли права

Вид урока: лекция

Ход урока

I. Орг. момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Изучение нового материала.

План:

  • Понятие права

  • Норма права. Закон

  • Система законодательства

Право – система обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах.

Признаки права:

  • основано на принципах справедливости ценностях, уважаемых в обществе

  • носит общеобязательный характер, нарушение влечёт юридическую ответственность.

  • носит системный характер, выражено в нормативных(правовых) актах.

  • связано с государством(правила, выработанные в обществе, устанавливаются и утверждаются государством.

Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обя­занностей их участников

Норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза (если…) – элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты).

Диспозиция (то…) – элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов

Санкция (иначе…) – элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

Закон - это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующей наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

  • Виды законов.

По юридической силе и порядку их принятия подразделяются на

- конституционные (основные), которые обладают наивысшей юридической силой и принимаются квалифицированным большинством (2/3) голосов. К ним относятся:

1. конституции (Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина. Термин "конституция" означает "установление", "устройство").

2. конституционные законы, дополняющие конституцию,

3. конституции и уставы субъектов Федерации.

- обыкновенные (не основные). Обыкновенные законы должны соответствовать конституционным законам. Они принимаются простым большинством (50!% + 1 голос) голосов.

Нередко обыкновенные законы подразделяют на:

  • кодификационные (семейный кодекс, административный, гражданский, уголовный, земельный)

  • текущие (закон о прокуратуре).

Подзаконный нормативный правовой акт - это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.

3.Система законодательства- это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства. Законодательство- единая система, все части которой объединены и взаимодействуют на основе соподчинения. К основным частям относится: законы, подзаконные акты, конституция.

Законодательство, т.е. всю совокупность нормативных актов, подразделяют на большие группы- отрасли права. Отрасль права- совокупность правовых норм, которые регулируют отдельную сферу близких по своему характеру общественных отношений.

  • государственное (конституционное право) — ведущая отрасль права, включающая совокупность правовых норм, закрепляющая основы государственного и общественного строя, правовое положение граждан, систему государственных органов, их полномочия, национально-государственное устройство страны; источником отрасли является конституция;

  • административное право регулирует отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти;

  • финансовое право регулирует отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности;

  • гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;

  • семейное право регулирует имущественные и личные отношения в сфере брачно-семейных отношений;

  • трудовое право направленно на урегулирование отношений, возникающих в сфере трудовой деятельности;

  • земельное право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере использования и охраны земельных ресурсов;

  • предпринимательское право регулирует экономические отношения между предпринимателями, а также между предпринимателями и государством;

  • уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, какие наказания применяются за их совершение;

  • гражданско-процессуальное право определяет порядок судопроизводства по гражданским делам;

  • арбитражно-процессуальное право регулирует порядок рассмотрения споров между организациями, организациями и государственными органами;

  • исправительно-трудовое право определяет отношения, возникающие при исполнении уголовного наказания.


Формы реализации права:

1. По субъектному составу:

- индивидуальная;

- коллективная.

2. По характеру действий субъектов:

- Соблюдение права – такая форма его реализации, которая состоит в воздержании от совершения действий, запрещаемых правом.

- Исполнение права - такая форма его реализации, которая состоит в обязательном совершении действий, предусмотренных правовыми нормами.

- Использование права – такая форма его реализации, которая состоит в совершении действий, дозволенных правовыми нормами, в осуществлении субъектами своих прав.

- Применение права - властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.

IV. Закрепление изученного.

1) Учащиеся выполняют задания 1-3 с.77

2)Решение правовых задач:

1. Какими нормами российского права будут регулироваться нижеприведенные действия:

а) ученик 11 класса поздним вечером на улице приставал к прохожим, грубо и нецензурно выражался;

б) 16-летний К. пришел в Сбербанк, чтобы заключить договор банковского вклада, т. е. положить деньги на депозитный счет;

в) 18-летняя работница одного из государственных учреждений во время обеденного перерыва отлучилась с места работы;

г) гражданин С. позвонил в квартиру пожилого человека и, угрожая пистолетом, заставил его отдать дорогостоящую картину?

Какие из действий относятся к правомерным, а какие - к правонарушениям? Аргументируйте ответ. Поясните, каковы виды этих правонарушений и возможные меры наказания.

2. 15-летний учащийся колледжа внес на свое имя в банк 4000 рублей, полученных от родителей в подарок. Через три месяца он обратился в банк с просьбой выдать ему 2000 рублей. Однако контролер банка отказал ему в данном требовании, сказав, что деньги могут выдаваться несовершеннолетним только с согласия родителей. Правомерны ли действия контролера банка? Аргументируйте свой ответ.

3. Светлана Петровна не раз обращалась к подросткам, живущим с ней в одном подъезде, с просьбой не шуметь и не мусорить на лестничной клетке. Однако молодые люди не только не прислушались к ее словам, но, напротив, выжгли кнопку лифта, разрисовали стены, сломали мусоропровод. "Как же остановить хулиганов?" - подумала Светлана Петровна.

Правомерны ли требования Светланы Петровны к подросткам? Аргументируйте свой ответ. Какие действия она должна предпринять, чтобы пресечь правонарушения? Каковы возможные виды наказаний правонарушителей?
V. Итог урока. Рефлексия.

 Вопросы, требующие многовариантных ответов:

Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?


VI.Домашнее задание: учить § 8, составить схему «Формы реализации права»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Право, его роль в жизни общества и государства

Автор: Киселева Нина Ивановна

Дата: 06.08.2016

Номер свидетельства: 338754

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока обществознания в 9 классе по теме «Право, его роль в жизни общества и государства»"
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekturokaobshchiestvoznaniiav9klassiepotiemiepravoieghorolvzhizniobshchiestvaighosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "309564"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458821046"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Тема: "Право, его роль в жизни общества и государства"."
    ["seo_title"] => string(53) "tema_pravo_ego_rol_v_zhizni_obshchestva_i_gosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "520476"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569155055"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация "Право,его роль в жизни общества и государства.""
    ["seo_title"] => string(62) "prezentatsiia_pravo_ego_rol_v_zhizni_obshchestva_i_gosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "565671"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1607264914"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Роль права в жизни человека, общества, государства"
    ["seo_title"] => string(56) "rol-prava-v-zhizni-chielovieka-obshchiestva-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "258390"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448477120"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Классный час "Права и обязанности" "
    ["seo_title"] => string(34) "klassnyi-chas-prava-i-obiazannosti"
    ["file_id"] => string(6) "171193"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423651228"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства