Просмотр содержимого документа
«Право, его роль в жизни общества и государства»
Тема: Право, его роль в жизни общества и государства
Цель урока: дать учащимся знания о сущности права как меры свободы и справедливости.
Оборудование: учебник
Основные понятия: социальные нормы, право, источники права, отрасли права
Вид урока: лекция
Ход урока
I. Орг. момент. II. Сообщение темы и цели урока. III. Изучение нового материала.
План:
Понятие права
Норма права. Закон
Система законодательства
Право – система обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах.
Признаки права:
основано на принципах справедливости ценностях, уважаемых в обществе
носит общеобязательный характер, нарушение влечёт юридическую ответственность.
носит системный характер, выражено в нормативных(правовых) актах.
связано с государством(правила, выработанные в обществе, устанавливаются и утверждаются государством.
Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников
Норма права состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза(если…) – элемент юридической нормы, который указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению (юридические факты).
Диспозиция (то…) – элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов
Санкция (иначе…) – элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).
Закон - это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующей наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Виды законов.
По юридической силе и порядку их принятия подразделяются на
- конституционные (основные), которые обладают наивысшей юридической силой и принимаются квалифицированным большинством (2/3) голосов. К ним относятся:
1. конституции (Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина. Термин "конституция" означает "установление", "устройство").
- обыкновенные (не основные). Обыкновенные законы должны соответствовать конституционным законам. Они принимаются простым большинством (50!% + 1 голос) голосов.
Подзаконный нормативный правовой акт - это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития.
3.Система законодательства- это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства. Законодательство- единая система, все части которой объединены и взаимодействуют на основе соподчинения. К основным частям относится: законы, подзаконные акты, конституция.
Законодательство, т.е. всю совокупность нормативных актов, подразделяют на большие группы- отрасли права. Отрасль права- совокупность правовых норм, которые регулируют отдельную сферу близких по своему характеру общественных отношений.
государственное (конституционное право) — ведущая отрасль права, включающая совокупность правовых норм, закрепляющая основы государственного и общественного строя, правовое положение граждан, систему государственных органов, их полномочия, национально-государственное устройство страны; источником отрасли является конституция;
административное право регулирует отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти;
финансовое право регулирует отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности;
гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;
семейное право регулирует имущественные и личные отношения в сфере брачно-семейных отношений;
трудовое право направленно на урегулирование отношений, возникающих в сфере трудовой деятельности;
земельное право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере использования и охраны земельных ресурсов;
предпринимательское право регулирует экономические отношения между предпринимателями, а также между предпринимателями и государством;
уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, какие наказания применяются за их совершение;
гражданско-процессуальное право определяет порядок судопроизводства по гражданским делам;
арбитражно-процессуальное право регулирует порядок рассмотрения споров между организациями, организациями и государственными органами;
исправительно-трудовое право определяет отношения, возникающие при исполнении уголовного наказания.
Формы реализации права:
1. По субъектному составу:
- индивидуальная;
- коллективная.
2. По характеру действий субъектов:
- Соблюдение права – такая форма его реализации, которая состоит в воздержании от совершения действий, запрещаемых правом.
- Исполнение права - такая форма его реализации, которая состоит в обязательном совершении действий, предусмотренных правовыми нормами.
- Использование права – такая форма его реализации, которая состоит в совершении действий, дозволенных правовыми нормами, в осуществлении субъектами своих прав.
- Применение права - властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.
IV. Закрепление изученного.
1) Учащиеся выполняют задания 1-3 с.77
2)Решение правовых задач:
1. Какими нормами российского права будут регулироваться нижеприведенные действия:
а) ученик 11 класса поздним вечером на улице приставал к прохожим, грубо и нецензурно выражался;
б) 16-летний К. пришел в Сбербанк, чтобы заключить договор банковского вклада, т. е. положить деньги на депозитный счет;
в) 18-летняя работница одного из государственных учреждений во время обеденного перерыва отлучилась с места работы;
г) гражданин С. позвонил в квартиру пожилого человека и, угрожая пистолетом, заставил его отдать дорогостоящую картину?
Какие из действий относятся к правомерным, а какие - к правонарушениям? Аргументируйте ответ. Поясните, каковы виды этих правонарушений и возможные меры наказания.
2. 15-летний учащийся колледжа внес на свое имя в банк 4000 рублей, полученных от родителей в подарок. Через три месяца он обратился в банк с просьбой выдать ему 2000 рублей. Однако контролер банка отказал ему в данном требовании, сказав, что деньги могут выдаваться несовершеннолетним только с согласия родителей. Правомерны ли действия контролера банка? Аргументируйте свой ответ.
3. Светлана Петровна не раз обращалась к подросткам, живущим с ней в одном подъезде, с просьбой не шуметь и не мусорить на лестничной клетке. Однако молодые люди не только не прислушались к ее словам, но, напротив, выжгли кнопку лифта, разрисовали стены, сломали мусоропровод. "Как же остановить хулиганов?" - подумала Светлана Петровна.
Правомерны ли требования Светланы Петровны к подросткам? Аргументируйте свой ответ. Какие действия она должна предпринять, чтобы пресечь правонарушения? Каковы возможные виды наказаний правонарушителей? V. Итог урока. Рефлексия.
Вопросы, требующие многовариантных ответов:
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Над чем заставил задуматься урок?
VI.Домашнее задание: учить § 8, составить схему «Формы реализации права»
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(177) "Конспект урока обществознания в 9 классе по теме «Право, его роль в жизни общества и государства»"
["seo_title"] => string(95) "konspiekturokaobshchiestvoznaniiav9klassiepotiemiepravoieghorolvzhizniobshchiestvaighosudarstva"
["file_id"] => string(6) "309564"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1458821046"
}
}