kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Политические режимы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: дать характеристику понятию «политический режим».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Политические режимы»

План-конспект урока по теме: «Политические режимы».

Учебник: Обществознание. 9 класс. Под ред. Н.Л. Боголюбова, А.И. Матвеева. Изд-во «Просвещение», 2011.

« Лучшие должны править во всех государствах

и при всех режимах. Всякий режим плох, если

в нём правят худшие».

И.А. Ильин, русский философ

Цель занятия: дать характеристику понятию «политический режим»

Задачи: познакомить обучающихся с понятиями «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия;

Развивать умения систематизировать информацию; применять знания в решении познавательных задач;

Развивать критическое мышление, умение анализировать тексты;

Воспитывать политическую культуру.

Планируемый результат: давать характеристику понятиям «авторитаризм», «тоталитаризм», «демократия», «политический режим»;

Применять полученные знания при решении творческих задач;

Извлекать информацию из источников

УУД: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие методических приёмов;

Умения выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I-этап «Организационно- мотивационный»

1.Актуализация знаний обучающихся (тесты по теме государство

Ключ: )

2.Постановка целей и задач урока

3.Делит класс на три группы


Выполняют тесты.

Оценивают работу сверстника (соседа по парте)

Планируют свою деятельность в соответствии с поставленными задачами

II-этап «Информационно-деятельностный

1.Объясняет понятие политический режим

Работают со словарём учебника (стр.220),записывают определение в тетрадь.

2. организует работу в группах ( выдаёт задание) 1 группа - тоталитарный режим

2 группа – авторитарный режим

3 группа - демократический

Работают с документами и учебным материалом:

1 – приложение 1,учебник стр. 21-23

2 – приложение 2, учебник стр. 23-24

3 – приложение 3, учебник стр 24 – 27

Отвечают на поставленные вопросы, заполняют свою часть таблицы (приложение 4)

3. организует проверку и коррекцию приобретённых знаний обучающихся по теме.

1. анализируют проработанный материал

2. формулируют основные понятия, записывают их в тетрадь.

3. заполняют оставшуюся часть таблицы

4. вносят необходимые коррективы

5. осуществляют оценивание проделанной работы

III – этап «рефлексия»

1.предлагает обучающимся выполнить синквейн: «режим»

2. при необходимости корректирует работу

Выполняют творческое задание


IV – этап домашнее задание

Задаёт и комментирует домашнее задание

§5, понятия. Рабочая тетрадь стр.13 задание 6.

Задают вопросы по существу полученного задания.




















Приложение 1.

Тоталитаризм


И. А. Ильин (1882—1954) — русский философ

Что такое тоталитарный режим?

Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в

жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и

принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь, целый».

Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того,

что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и

нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все

планировать, все предписывать...

Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен;

тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан.

Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю

жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй

совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление —

всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и

наказуемой...


Ильин И. А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948—1954 гг. — М., 1992. — Т. 1. —


Вопросы и задания:

1. Выявите по тексту признаки тоталитарного режима и поясните их.

2. Какие положения текста свидетельствуют о том, что тоталитарный порядок поддерживается с помощью карательной системы? Поясните свой ответ.

3. Каково положение личности при тоталитарном режиме? Аргументируйте ответ.

4. Докажите, что «тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство».

5. Приведите примеры тоталитарных режимов.










Приложение 2

А.П. Цыганков. Современные политические режимы: структура, типология, динамика

© Интерпракс, 1995.



Термин "авторитаризм", несмотря на его распространенность, не является строго определенным. В известной степени мир авторитаризма значительно более богат и разнообразен, чем мир демократии. Об этом свидетельствует опыт истории и современности….По справедливому наблюдению С. Хантингтона, единственное, что их объединяет, — это отсутствие свойственной демократиям процедуры выборов (33). В остальном они имеют между собой довольно мало общего. Тем не менее, выделение авторитарных режимов представляется нам методологически важным, ибо оно позволяет провести четкую границу между демократиями и не-демократиями, отделить друг от друга две принципиально отличающиеся политические вселенные.

Очень часто авторитарные режимы определяют, как правление силой (34). Смысл такого правления заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяя первостепенного внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Поэтому в своем чистом виде авторитаризм почти всегда может быть отождествлен с использованием инструментов принуждения и насилия. Армия, полиция, тюрьмы и концентрационные лагеря выступают для режима повседневными "аргументами" в доказательстве как неколебимости его устоев, так и обоснованности претензий на власть.

….В реальной действительности такие режимы сплошь и рядом стремятся использовать дополнительные средства стабилизации, опираясь, по возможности, на традицию и харизму лидера. Более того, исторический опыт убеждает в том, что ценности традиций, религиозных и культурно-региональных оказываются в условиях авторитаризма достаточно сильны. Испания при Франко, Португалия при Салазаре, Аргентина при Пероне могут служить убедительным тому подтверждением. В этом смысле авторитаризм следует отличать от тоталитаризма, который является как бы продолжением тенденций, имеющихся в условиях авторитарного режима, — таким продолжением, которое порождает совершенно новое качество, новую разновидность политического режима со своими специфическими характеристиками, институтами, принципами стабилизации и осуществления власти. По сравнению с тоталитарным правлением, авторитаризм не свободен в отправлении своей власти. В обществе сохраняются институты, которые представляют для режима реальную угрозу: семья, род, церковь, социальный класс, городская и деревенская культура, социальные движения и ассоциации. Иными словами, в обществе сохраняется довольно мощный потенциал для формирования и деятельности оппозиционных политических групп.

Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке. Нетерпимость режима с необходимостью порождает адекватную реакцию со стороны оппозиции — ее главной целью и смыслом деятельности становится устранение режима с политической сцены. Естественно, что избираемые для этого средства далеко не всегда являются правовыми и часто вступают в конфликт с тем, что является официально признанным (35).


ВОПРОСЫ:

1. В чём заключается смысл правления при авторитарном режиме?

2. Какие инструменты воздействия используются при авторитаризме?

3. Что представляет угрозу для авторитарного режима?





Приложение 3

Каутский К. “От демократии к государственному рабству”


Чем больше разрастается бюрократия и чем сильнее становится ее власть, тем скорее она из слуги общества делается его господином; тем скорее начинает свои собственные профессиональные интересы ставить выше интересов общества; тем более становится тяжеловесной и формалистичной; тем больше в ней увеличивается коррупция и узость. Подчинение бюрократии обществу; критика должностных тайн свободной печатью; противопоставление бюрократическим органам свободно образуемых партийно-политических организаций; существование рядом с централизованной верхушкой государственной бюрократии - правительством - централизованного организма, существующего милостью народа и действующего силой народа, т.е. парламента, - все это становится потребностью не только для народных масс, но и для самого государства, все силы которого начинают вырождаться, если народу не удается добиться введения этих политических установлений. Так возникает современная демократия, которая является уже не первобытной демократией рода, общины, марки, но демократией государства, которое лишь благодаря ей превращается в современное государство.


ВОПРОСЫ:

Чем современная демократия отличается от тех, которые существовали в ранние периоды истории человечества?

Каковы основные условия демократии?

Что является наибольшей опасностью для существования демократии?

Насколько мысли автора остаются актуальны сегодня?



Пятигорский А.М. Избранные труды


Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не может (или не хочет!) участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. Иными словами, демократия - не определенный режим или система власти, а скорее важнейшая предпосылка для такого режима и такой системы... История ХХ века показывает нам, что тоталитарный режим может упразднить демократические свободы и лишить свободного человека его права управлять, но что демократия не может быть создана не-свободными людьми...Свобода становится все более и более пассивной, мы все более и более требуем, чтобы нами хорошо управляли, и все менее и менее стремимся к управлению... Идеал “абсолютно частной жизни” может обернуться на пороге ХХI века новым тоталитаризмом...


ВОПРОСЫ:

С чего начинается демократия?

Насколько актуальны мысли автора о демократии для современного мира и России?

Должен ли человек участвовать в политической жизни? Согласны ли Вы с мыслями автора по этому вопросу?


Приложение 4

Характеристика политических режимов


Вопросы для сравнения

тоталитаризм

авторитаризм

демократия

Возможности власти









Кому принадлежит власть?









Права и свободы граждан








Методы политического действия со стороны государства











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Политические режимы

Автор: Клатаевская Ольга Анатольевна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170316

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Открытый урок по обществознанию в 9 классе на тему «Политические режимы»"
    ["seo_title"] => string(76) "otkrytyi_urok_po_obshchestvoznaniiu_v_9_klasse_na_temu_politicheskie_rezhimy"
    ["file_id"] => string(6) "488596"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1543769474"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Контрольный тест по теме "Политические режимы""
    ["seo_title"] => string(52) "kontrol-nyi-tiest-po-tiemie-politichieskiie-riezhimy"
    ["file_id"] => string(6) "153694"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1421063068"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Разработка урока по обществознанию по теме "Политические режимы". Подготовка к ГИА."
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_obshchiestvoznaniiu_po_tiemie_politichieskiie_riezhimy_podgh"
    ["file_id"] => string(6) "357863"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478881603"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Презентация "Политические режимы""
    ["seo_title"] => string(35) "prezentatsiia_politicheskie_rezhimy"
    ["file_id"] => string(6) "606112"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1651585408"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Советская танцплощадка как отражение Политического режима (на примере 1950 – 80 – гг.)."
    ["seo_title"] => string(80) "sovetskaia_tantsploshchadka_kak_otrazhenie_politicheskogo_rezhima_na_primere_195"
    ["file_id"] => string(6) "628837"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1680364216"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства