kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Права и свободы человека и гражданина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является 2 в системе изучения темы "Права и свободы человека и гражданина". Имеет практическую направленность

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Права и свободы человека и гражданина"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17 г. Вольска Саратовской области»



















Урок обществознания

«Права и свободы человека и гражданина»









Подготовила:

учитель истории и обществознания

Мазилкина М.В.











Вольск 2021


(слайд 1 – черный)

- Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята. Садитесь.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой права и свободы человека и гражданина. (слайд 2)

Сегодня мы подойдем к ней с практической точки зрения. Но для начала, все-таки немного теории. Давайте вспомним, каков характер наших прав и свобод? (слайд 3)

(слайд 4 – когда дети скажут всеобщий, неотчуждаемый, неделимый)

Ответы: - всеобщий (все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах). (слайд 5)

- неотчуждаемый (они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать). (слайд 6)

- неделимый (каждый человек обладает всей совокупностью прав). (слайд 7)

Звучит достаточно понятно. Но на деле не все так просто, когда кто-то пытается воплотить этот идеал в жизнь.

(слайд 8 – видео пока не включать)

Что же такое основные права человека, кто должен их определять, кто должен следить за их соблюдением.

(включить видео) (сразу переключить на слайд 9)

С этой целью генассамблея ООН приняла очень важный в истории всего человечества документ.

Что это за документ, когда он был принят и какие идеи отражает?

Ответы: 1948 – Всеобщая декларация прав человека.

(слайд 10)

Все верно. Хочется только добавить, что Декларация не наделяет одни права большей важностью, чем другие, настаивая на их всеобщности, неделимости и взаимозависимости.

Ребята, в истории каких стран были ранее изданы документы, регламентирующие гражданские права? В качестве подсказок у вас на столах лежат фотографии этих документов.

(слайд 11)

Ответ: Билль о правах 1791, Декларация независимости США 1776 и Декларация прав человека и гражданина Франция 1789. (слайд 12 – на несколько секунд)

(слайд 13 - черный)

Во всех странах мира относятся к Декларации как к самому авторитетному юридическому документу. Все ее статьи нашли отражение в конституциях демократических стран мира, в том числе и в Конституции РФ.

Все имеющиеся права условно поделены на 4 категории. Назовите их.

Ответы: гражданские, политические, социально-экономические, культурные.

(слайд 14) – подхожу и расставляю

- Поясните, что они регламентируют.

Ответы:……

- Ребята, перед вами лежат листы, на которых написаны различные права и свободы. Ваша задача определить к какой категории прав они относятся и занять соответствующий стол.

(слайд 15 - черный)

(поделились, проверка)

Основные права граждан неразрывно связаны с их обязанностями. И действительно, ведь как говорил французский философ и публицист Юг- де Ламеннэ: «Обязанность без права есть рабство. А право без обязанности – анархия».

У вас на столах лежат листы, которые вам в течение урока необходимо будет заполнить.

(слайд 16)

Приклейте к ним те права, которые достались вам в начале урока, а рядом в соответствующей графе запишите, какие обязанности накладывает на вас данное право. На выполнение задания вам дается 3 минуты.

(слайд 17 - черный)

Ребята, отведенное вам время истекло. Прошу закончить обсуждения и внимательно слушать других.

(проверка)

Как вы правильно отметили, за каждым вашим правом стоит целый ряд обязанностей. Поэтому общее благо возможно лишь тогда, когда все мы, как граждане, будем выполнять взятые на себя обязательства, а государство, в свою очередь, не только гарантировать, но и следить за соблюдением наших прав и законных интересов.

Возьмите конверт №1. Соберите из предложенных слов выражение, которое как нельзя лучше охарактеризует соотношение прав и обязанностей.

Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

(когда дети назовут выражение - слайд 18)

Данная цитата принадлежит выдающемуся философу 19 века Карлу Марксу. Как вы понимаете, какой смысл вложил он в данное выражение?

Ответы: ….

Получается, что права и обязанности не только взаимосвязаны, но и не могут быть предоставлены по отдельности, так как существуют в рамках государства, которое может функционировать только при соблюдении гражданами своих обязанностей.

(слайд 19)

В Конституции Российской Федерации конституционному статусу целиком посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей.

Ваше следующее задание – это работа с текстом Конституции. Выберете те статьи, не менее 2, которые касаются именно вашей категории прав. На выполнение задания вам дается 3 минуты.

(слайд 20 – черный)

Ребята, заканчиваем обсуждения и переходим к проверке. Прошу тишины.

(проверка)

ВЫВОД: Конституция легла в основу нормативно-правовых актов: таких как трудовой, семейный, уголовный кодексы и другие. (показываю рукой)

Возьмите 2 конверт и соберите выражение.

Не важно, на чьей стороне сила, важно, на чьей стороне закон.

(когда дети назовут - слайд 21)

Данная фраза принадлежит писателю Виктору Гюго. Как вы понимаете ее

В своем высказывании Гюго поднимает идею верховенства права, согласно которой никто не может быть выше закона, все равны перед ним.

(слайд 22)

Свои права и обязанности должен знать каждый, чтобы уметь правильно построить свою жизнь в обществе и защитить себя в любой ситуации. (слайд 23) Сейчас вам предстоит по сообщениям из СМИ определить соблюдения или нарушения прав человека, определить категорию прав и обосновать свой ответ.

(слайд 24 – видео не включать)

1. Довольно часто в СМИ можно встретить репортажи о вызывающем поведении подростков. Что это свобода творчества или нарушение чьих-то прав? Давайте разбираться.

(включить видео)

Ответ: данный ролик является ярким примером оскорбления чувств верующих, нарушающим гражданские права.

(слайд 25 – видео не включать)

2. Второй ролик посвящён конкурсному отбору молодых талантов, проходившему в рамках региональной Арт-олимпиады «Осенний марафон».

(включить видео)

Ответ: в данном ролике реализуется культурное право на свободу творчества.

Стоит отметить, что данное право может быть ограничено в случае пропаганды творческим работником агрессивной войны, насилия, жестокости, или иных подобных действий.

(слайд 26 – видео не включать)

3. Бывают ситуации, когда подростки из-за незнания правовых норм и обычного любопытства могут оказаться не в том месте и не в то время. Об этом следующий видеосюжет.

(включить видео)

Ответ: Здесь нет реализации политических прав, так как подростки приняли участие в несанкционированном митинге. И тут следует знать, что в середине декабря прошлого года Госдума приняла закон о введении административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные митинги. За нарушение закона гражданам грозит штраф до 50 тысяч рублей (в случае рецидива – до 300 тысяч) или административный арест до 15 суток.

(слайд 27 – видео не включать)

4. Смотрим четвертый видеосюжет.

(включить видео)

Ответ: реализовано право на труд, которое относится к социально-экономическим правам и означает, что каждый человек имеет право трудиться, выбирать работу и трудиться в комфортных условиях за достойное вознаграждение.

(слайд 28 – черный)

Знание своих прав и обязанностей поможет вам ориентироваться в жизненных ситуациях и избежать тех, за которые надо будет отвечать перед законом.

Возьмите 3 конверт и соберите выражение.

Чем больше прав у одного, тем больше обязанностей у другого.

(когда дети назовут выражение - слайд 29)

Эти слова принадлежат достаточно известному в 21 веке блогеру. Как вы понимаете данное выражение?

Наши права не существуют сами по себе. Право одного человека – это всегда обязанность другого. Ваше право на жизнь – это обязанность всех остальных не причинять вам физического вреда. Ваше право на свободу совести – это обязанность других не навязывать вам свою религию или атеизм и не преследовать вас за иную веру или отсутствие таковой.

(слайд 30 – черный)

Давайте закрепим полученные знания решением правовых задач.

На данное задание вам дается 3 минуты. Если вам будет необходимо сослаться на один из кодексов, вы можете подойти и взять его.

(решают)

Ребята, время закончилось. (слайд 31) Прошу внимательно слушать ответы других и при необходимости их дополнить.

(слайд - 32)

Слушаем задачу номер 2.

(слайд 33)

Переходим к 3 задаче

(слайд 34)

И последняя задача.

(слайд 35)

Давайте подведем (слайд 36) небольшой итог. Перед вами планета Земля. Я вам предлагаю закрепить свои рабочие листы вокруг нашей планеты, в знак того, что все живущие на ней люди, обладают равными правами и свободами.

В одной из задач мы с вами столкнулись с понятием дискриминации. Что оно обозначает?

Ответ: Дискриминация – это негативное или предвзятое отношение к человеку, или лишение его определенных прав на основании наличия какого-то признака.

(слайд 37)

Какие примеры дискриминации из истории вы можете привести?

(слайд 38)

Ответы: - расизм в Америке, ксенофобия () самый яркий случай ксенофобии произошел во время 2 мировой войны, когда под руководством Адольфа Гитлера защищалась чистота германской расы; гендерная дискриминация – отсутствие у женщин права голоса. А наилучшим примером дискриминации в отношении женщин на работе является разниц в заработной плате. Так, например, в Колумбии женщины до сих пор зарабатывают на 25% меньше, чем мужчины, выполняя одну и ту же работу.

(слайд 39 – черный)

Избавление от несправедливости и неравенства – одна из приоритетных задач современного общества. И этот процесс идет не безрезультатно, многие виды дискриминации остались в прошлом.

Но что же делать, если права человека всё-таки были нарушены? К кому идти за помощью?

(слайд 40)

В системе интернет существуют справочно-правовые программы, представляющие собой доступный и эффективный инструмент для работы с правовой информацией.

(слайд 41)

Также следует помнить о том, что в государстве есть специальные должностные лица, которые следят за соблюдением прав граждан. Это так называемые омбудсмены.

В нашей стране это:

·        Уполномоченный по правам человека

·        Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка;

·        Уполномоченный по защите прав предпринимателей ·        Уполномоченный по правам студентов

Именно к этим людям можно будет обратиться в случае нарушения ваших прав.

(слайд 42)
Кроме этого, существуют и другие механизмы защиты своих прав.

Перед вами лежат карточки, на которых отражена система органов защиты прав человека. Разложите их по степени вышестоящей инстанции. К кому следует обращаться в случае нарушения ваших прав.

Вывод: Каждый человек должен знать, куда обратиться в случае нарушения его прав. Более подробно с деятельностью различных органов власти мы будем знакомиться на следующем уроке.

(слайд 43 – черный)

У вас на столах лежат зеленые листья. Напишите на них то право, реализация которого является для вас сейчас самым актуальным. И приклейте листок на наше правовое дерево.

(спросить детей, кто какие права написал и почему)

Ребята, наш урок подходит к концу. И в завершении мне хотелось бы вспомнить слова Томаса Джефферсона, (слайд – 44) главы комитета по созданию декларации независимости. Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными; что они наделены своим Творцом неотчуждаемыми правами; что в число этих прав входят жизнь, свобода и возможность добиваться счастья.

(слайд 41)


Права человека – великая сила,

О них говорят и пишут в веках,

И будет страна в самом деле красива,

Когда она помнит об этих правах.

(слайд 42 – черный)

На этом наш урок закончен.

ДЗ: Выбрать из различных средств массовой информации статьи или сюжеты, в которых нарушаются или соблюдаются права и свободы человека. И подготовить об этом небольшое сообщение.

Оценки за урок…….


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Открытый урок "Права и свободы человека и гражданина"

Автор: Мазилкина Мария Владимировна

Дата: 30.08.2021

Номер свидетельства: 586038

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Открытое занятие по спецкурсу "Казахстанское право". Тема: Конституция – главный закон страны."
    ["seo_title"] => string(88) "otkrytoiezaniatiiepospietskursukazakhstanskoiepravotiemakonstitutsiiaghlavnyizakonstrany"
    ["file_id"] => string(6) "285058"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454082206"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Открытое занятие по спецкурсу "Казахстанское право". Тема: Конституция – главный закон страны."
    ["seo_title"] => string(89) "otkrytoiezaniatiiepospietskursukazakhstanskoiepravotiemakonstitutsiiaghlavnyizakonstrany1"
    ["file_id"] => string(6) "285059"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454082213"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Конспект открытого урока "Государственное устройство РК. Роль ВС в обеспечение национальной                                                       безопасности." "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-otkrytogho-uroka-gosudarstviennoie-ustroistvo-rk-rol-vs-v-obiespiechieniie-natsional-noi-biezopasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "173490"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423999688"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Открытый урок "Гражданин- отечества достойный сын""
    ["seo_title"] => string(51) "otkrytyi_urok_grazhdanin_otiechiestva_dostoinyi_syn"
    ["file_id"] => string(6) "389986"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486657670"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок по теме «Путешествие в страну правовых знаний.»"
    ["seo_title"] => string(65) "otkrytyi_urok_po_tiemie_putieshiestviie_v_stranu_pravovykh_znanii"
    ["file_id"] => string(6) "365640"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480860414"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства