Открытый урок по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"/8-й класс.
Открытый урок по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"/8-й класс.
Цели:
Расширить представление учащихся об экономике как важной сфере жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.
Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.
Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.
Цели:
Расширить представление учащихся об экономике как важной сфере жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.
Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.
Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"/8-й класс.»
Открытый урок по обществознанию.
Тема: Экономика и ее роль в жизни общества. 8-й класс.
Учитель обществознания Магамедалиев Э.О.
Цели:
Расширить представление учащихся об экономике как важной сфере жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.
Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.
Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.
План изучения нового материала:
Потребности и ресурсы.
Свободные и экономические блага.
Экономический выбор и альтернативная стоимость.
Вариант организации учебной работы.
Предлагается комбинированный урок с различными формами работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Ход урока.
I. Организационный момент, сообщение темы урока.
Формулирование целей урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Цель: связать новый материал с уже знакомым.
Понятием «экономика» обозначают широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, различные стороны хозяйственной деятельности, денежное обращение, финансы. Под экономикой обычно понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. Слово “экономика” происходит от греческих слов oikos – домашнее хозяйство и nomоs – закон. В буквальном смысле трактуется как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами.
Однако в современном языке оно более многозначительно и имеет три основных значения:
экономика – хозяйство отдельного района, страны, группы стран, всего мира, включающее соответствующие отрасли и виды производства или его часть.
экономика – научная дисциплина, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.( 1 слайд)
Проводится вводная беседа с классом по вопросам:
В чем состоят потребности человека?
Каковы основные участники экономики?
Из чего складываются ресурсы семьи?
Что такое семейный бюджет?
III. Изучение основных идей и понятий темы.
Цель: выяснить, каким образом экономика принимает участие в удовлетворении потребностей человека и общества в целом.
Человек практически ежедневно сталкивается с множеством проблем: тепло или холодно в квартире, есть ли еда в холодильнике, сколько денег в кошельке и на что их потратить, можно ли купить новый телевизор или выписать любимый журнал, работает ли библиотека и т. п.? Нас интересуют вопросы, связанные с удовлетворением наших многообразных потребностей.
Потребности и ресурсы.
1. Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.
- Каким образом экономика принимает участие в удовлетворении потребностей человека, общества в целом? ( 2 слайд)
Работа в группах. Для поиска ответа на этот вопрос учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом раздела «Потребности и ресурсы». Результативность усвоения учебного материала учитель выявляет в процессе организации беседы по следующим вопросам:
1 группа. От чего зависит набор и характер потребностей людей? 2 группа. Как изменяются потребности? 3 группа. Что необходимо для удовлетворения разнообразных потребностей?
Все ли потребности и всегда ли можно удовлетворить?
4 группа. В чем суть проблемы ограниченности ресурсов? ( 3 слайд)
В завершение беседы можно предложить учащимся проанализировать кажущийся простым вопрос: кто обеспеченнее современные люди или пещерный человек? С точки зрения количества удовлетворенных потребностей – современник, ибо он имеет и еду, и жилье, и тепло, и развлечения, и духовную пищу. Но с точки зрения соотношения потребностей и возможностей обеспеченнее первобытный человек, ведь ему не хватает только еды, тепла, одежды (других потребностей он и не знает), а современному человеку не хватает десятков и сотен благ, т. к. система его потребностей куда шире!
Понятие ресурсы. (4 слайд)
2. «Свободные блага» и «экономические блага»
В результате изучения второго пункта плана учащиеся должны усвоить значения понятий «свободные блага» и «экономические блага», их различия и возможности использования для удовлетворения потребностей людей. (5-6 слайд)
Работа в парах. Учащиеся самостоятельно заполняют схему «Жизненные блага» учебник стр. 91 задание 2 рубрики « В классе и дома».
Необходимо обратить внимание на существующее противоречие между необходимостью обеспечения высокого уровня жизни людей и ограниченностью экономических благ. Это позволит подвести учащихся к важному выводу о необходимости обществу искать пути и способы рационального использования и распределения ограниченных ресурсов.
В целях усвоения этой ключевой проблемы экономики рассматриваем и обсуждаем следующую актуальную для всего человечества, и в частности для нашей страны, проблему. (7 слайд)
Добыча полезных ископаемых, как правило, влечет за собой нанесение ущерба окружающей среде. Люди вынуждены делать выбор между потребностью в большем объеме энергии и желанием сохранить природную среду. Как общество решает эту проблему?
При рассмотрении проблемы ограниченности ресурсов в экономике важно подчеркнуть, что каждая страна по-своему пытается добиться эффективности их использования, исходя из целей, идеологии, обеспеченности ресурсами.
Россия – страна, наиболее щедро наделенная природными ресурсами. Какими ресурсами? (Вспоминаем уроки географии.)
Но можно добывать тонны угля, однако при транспортировке нести потери более чем 20 процентов, или добывать много нефти и экспортировать ее в сыром виде, а не перерабатывать в продукты. Простое выкачивание природных ресурсов не способствует экономическому росту страны, а превращает ее в сырьевой придаток мировой экономики.
Перед учащимися ставится следующий вопрос: какие меры может принять государство для эффективного использования ограниченных природных ресурсов?
Возможные ответы:
Усиление государственного контроля над использованием природных ресурсов.
Внедрение достижений науки и техники в процесс добычи, переработки и транспортировки природных ресурсов и др.
3 . Экономический выбор и альтернативная стоимость.
Итак, мы знаем, что человек живет в мире ограниченных возможностей, когда его потребности превосходят имеющиеся ресурсы. Это противоречие рождает сложную проблему выбора: на что истратить ограниченные средства? Какие потребности удовлетворить в первую очередь? Как распорядиться тем, что имеем, наилучшим образом? В экономике этот выбор приходится делать практически на каждом шагу и всем участникам экономических отношений: Отдельному производителю и потребителю, каждой семье, предприятию, государству, В чем заключается этот выбор?
В основе выбора чаще всего лежит желание как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности, Однако выбирающему всегда приходится от чего-то отказываться.
(8 слайд)
Работа с документом.
Документ. Фрагмент из работы американских и российских ученых:
«Большинство ситуации таковы, что нужно выбрать лучшую альтернативу из возможных... Если вам предстоит построить мост и есть несколько вариантов места для его строительства, то никак невозможно выбрать два варианта, ибо нужен только один мост.
По принципу «все или ничего» может быть принято совеем немного решений... Бизнесмен может сочетать ограниченный бюджет на газетную рекламу с широко развернутой кампанией рекламы по почте, а правительство может отложить постройку некоторых школ с целью отремонтировать дороги с интенсивным движением. Каждое из этих решений представляет собой компромиссны и выбор частично отказаться от чего-либо, чтобы получить что-то другое в более полной мере.
Одними из наиболее ясных примеров проблемы выбора являются решении, принимаемые в связи с проблемами защиты окружающей среды. Например, больно и астмой, инженеры, политики и экологи могут спорить о допустимых нормах загрязнения атмосферы, однако стоимость полного устранения атмосферного загрязнения очень высока, В результате принятые Правительством допустимые нормы являются компромиссными с учетом противоположных интересов данных групп людей».
Как документ помогает понять проблему ограниченности ресурсов и выбора в экономике? Приведи собственные примеры принятия решений; тобой или другими на основе экономического выбора.
Каждому участнику экономики приходится проводить своеобразное ранжирование своих потребностей по степени их важности и неотложности. При этом каждый решает проблему выбора по-своему, но, как правило, стремится поступать рационально (от лат. ratio — разум: rationis — мера, расчет), т. е. разумно, расчетливо. В экономике это предполагает выбор варианта, который кажется людям наилучшим; приносит им больше выгоды по сравнению с затратами.
Таким образом, сложность проблемы выбора заключается в том, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других, а выбирая вариант использования ограниченных ресурсов, мы теряем возможность использовать их по иному назначению. Значит, за принятое решение мы вынуждены платить, и любой выбор имеет свою цену, которую экономисты называют альтернативной стоимостью. Ее основу составляют отвергнутые блага или варианты использования ресурсов, которые невозможно реализовать из-за того, что ресурсы уже затрачены на удовлетворение выбранного варианта. Альтернативной стоимостью является польза или выгода, которую мы могли бы получить от самого лучшего из не выбранных вариантов. Чтобы лучше понять, как определяется стоимость выбора, обратимся к примерам.
Работа с учебником. Примеры стр. 88
Вывод : экономика показывает, как общество осуществляет рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
IV. Подведение итогов.
Что является основной проблемой экономики?
Как человек пытается решить проблему ограниченности?
Какие ресурсы на земле практически безграничны?
Какие трудности возникли при изучении нового материала? Что было самым сложным?