Тема: Основные права и свободы личности
Цель урока: сформировать целостное представление учащихся о правах и свободах человека и гражданина в РК.
Задачи урока:
Образовательные – знакомство с основными правами и свободами человека и гражданина в РК, распределение их в группы в соответствии с самой распространенной классификацией в зависимости от сферы жизнедеятельности.
Воспитательные – повышение правовой культуры учащихся, воспитание уважения к законодательству РК.
Развивающие – развитие навыков мышления, умений обобщать, систематизировать предложенный материал и делать выводы, анализировать информацию, работать с текстом Конституции.
Оборудование урока: мультимедийная доска, презентация, учебник, раздаточный материал.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: традиционный урок
План урока:
I. Орг. момент
II. Актуализация знаний и объявление новой темы
III. Изучение нового материала
1. Основные права и свободы личности
IV. Первичное закрепление знаний (Тест)
V. Орг. момент
Часть урока
Время (мин.)
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Орг.момент
1-мин.
Приветствие, отметка в журнале отсутствующих,
Приветствие, подготовка к опросу
Проверка Д/З
10 мин.
Слайд 1
n Дайте понятие Конституции. В чем проявляется высшая юридическая сила Конституции Республики Казахстан?
n Расскажите о развитии Конституций в Казахстане, раскрывая содержание каждой из них
Словарь:
Государственный суверенитет –
Референдум –
Декларация -
Актуализация знаний, объявление новой темы
5 мин.
Слайд 2
Просмотр видеоролика «Женщина – инвалид выиграла судебный процесс против авиакомпании».
Определение темы урока после обсуждения сюжета видеоролика.
Слайд 3
Где изложена тема урока и эпиграф к теме. «Права человека и гражданина в РК».
«Права человека должны считаться священными, каких бы жертв это не стоило господствующей власти».
Иммануил Кант (1724-1804) - немецкий философ, основатель «критицизма» и «немецкой классической философии»; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794).
Постановка целей урока.
Перед учащимися ставится задача: к концу урока определить свое отношение к теме в придуманном ими самими изречении, подобно изречению И. Канта, которое взято в качестве эпиграфа к уроку либо высказать свое отношение к тому, что сказано в эпиграфе.
Каждый гражданин свободен с момента рождения и имеет права и обязанности.
Изучение нового материала
16 мин.
Практическое упражнение: Наши права.
Слайд 4
Суть упражнения в том, что учащимся предлагается представить себя человеком, летящим в воздушном шаре с десятью правами, изображенному на картинке на доске. Но шар начинает падать. С какими из предложенных прав можно расстаться в первую очередь. На обсуждение дается 3 минуты.
Приложение 1
Организуется работа в группе. После обсуждения в группе идет обсуждение в классе. В результате выполнения упражнения на второй половине доски выносятся права в соответствии с их значимостью. Учащиеся приходят к выводу, что важнейшим неотъемлемым правом является право на жизнь.
Слайд 5
Составление таблицы: «Права и свободы в РК. Таблица, состоящая из 4-х колонок. Учащимся необходимо распределить данные 10 прав на 4 группы, т.е. провести классификацию прав не с точки зрения важности, а с точки зрения сфер общественной жизни. После работы в группе заполняется таблица в тетради. Учитель корректирует работу, помогает правильно сгруппировать права.
Приложение 2
Затем открывается Слайд 6, где представлен окончательный вариант таблицы.
Работа с текстом Конституции РК. Из раздела II «Человек и гражданин» необходимо выбрать права и свободы и вписать их в таблицу, продолжив список прав. Каждая группа представляет результаты своей работы устно.
Чертят таблицу в тетради
Закрепление нового материала
6 мин.
Слайд 7
Приложение 3
Индивидуально каждый учащийся выполняет тест по теме.
Слайд 8
Проверка осуществляется по ключу:
Тест
1) Б
2) В
3) Г
4) В
5) Б
Слайд 9
Еще раз озвучивается эпиграф. Желающие высказывают свое отношение к теме. Таким образом, подводится итог урока. Учитель оценивает каждого учащегося с учетом выполненного теста и работой в течение всего урока.
Домашнее задание
1 мин.
§ 27, стр.189
Читать Вопросы и задания стр.197
Записывают задание
Орг.момент
1 мин.
Приложение 1.
Гражданские (личные) права
Социально-экономические права
Политические права
Культурные права.
Право на жизнь
Право судебную защиту
Право на частную жизнь
Право на труд
Право на образование
Право на жилище
Право на участие в мирных шествиях и демонстрациях
Право избирать
Право на пользование достижениями культуры
Приложение 2.
Приложение3.
1. Не являются высшими ценностями, закреплёнными в Конституции Республики Казахстан:
A). жизнь человека
Б). интересы государства
В). права человека
Г). свободы человека
2. Основные права, свободы и обязанности закрепляются в :
А) Гражданском кодексе РК
Б) Декларации прав и свобод граждан РК
В) Конституции РК
Г) Уголовном кодексе РК
3. Важнейшим неотъемлемым правом является:
А) На образование
Б) На собственность
В) На жилище
Г) Право на жизнь
4. Защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью:
A). военнообязанных граждан Республики
Б). мужского населения Республики
В). каждого гражданина Республики
Г). военнослужащих Министерства обороны Республики
5. Возможность для граждан РК свободно выражать свои мысли перед другими как индивидуально, так и в средствах массовой информации:
А) право любой пропаганды
Б) свобода слова
В) право агитации без всяких ограничений
Г) личная свобода граждан