kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные институты общества.1.9

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей и обучающихся.

Предлагаю краткий конспект по обществознанию. Содержание соответствует «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения  ЕГЭ по обществознанию». Здесь изложен материал, который будет полезен для обучающихся  в подготовке к урокам и к сдаче ЕГЭ по обществознанию, даны краткие ответы на все вопросы, которые могут встретиться на ЕГЭ. «Человек и общество» является одним из базовых блоков курса обществознания, и занимает одно из ведущих мест в экзаменационных работах. Материал максимально удобен для ознакомления и изучения данного элемента кодификатора: сначала даётся краткое содержание темы, а затем более подробное изложение по материалам сайта sosnovo-school. Это позволяет более продуктивно использовать время при подготовке и к экзаменам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные институты общества.1.9 »

1.9 Основные институты общества. Богбаз10, §2, 21 – 24; Богпроф10, §10, 101 – 102. 

Термин «институт» пришёл из латинского: institutum – установление, устройство. Со временем он приобрёл два значения – 1) узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и 2) широкое социальное: институт брака, институт наследования.

     Социальные институты – 1) исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия); 2) совокупность общественных обычаев, воплощение определённых привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.
Признаки социального института
1) набор социальных ролей; 2) комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения; 3) совокупность норм, регулирующих поведение; 4) базовые ценности, лежащие в основании этих норм; 5) символы.


Типы социальных институтов.
Основные и неосновные социальные институты
     Предназначение институтов – удовлетворять важнейшие потребности общества. Этих потребностей пять, как и основных социальных института:

     1) потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);

     2) потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

     3) потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

     4) потребность в получении знаний, социализации поколений, подготовке кадров;

     5) потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
     
     Основные социальные институты:

     1) институты семьи и брака;

     2) политические институты, особенно государство;

     3) экономические институты;

     4) институты образования, науки и культуры;

     5) институт религии.  
     Институты возникли в глубокой древности. Производству насчитывается 2 млн. лет, если за отправную точку брать орудие труда, созданное человеком. Семья возникла приблизительно 0,5 млн. лет тому назад. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5-6 тысяч лет.
     Неосновные (неглавные) институты, которые входят в главные, выполняют частные задачи. 
     Примеры: 1) в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения; 2) институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. 


Функции социальных институтов. Явные функции и скрытые, латентные (Роберт Мертон).
     Главная функция любого института – удовлетворение определённой потребности.
     Явные функции социальных институтов:

     1) функция социализации;

     2) регулятивная;

     3) интегративная;

     4) коммуникативная.
     Скрытые (латентные) функции социальных институтов – это такие функции, которые осуществляются на самом деле.
     Латентный (лат. latens – скрытый) – скрытый, внешне не проявляющийся.

Латентные функции школы: возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса.  
Тотальные институты – институты, которые охватывают полный суточный цикл своих подопечных (армия, пенитенциарная система). 
     Пенитенциарий (сред.-лат. poenitentiarius – покаянный, исправительный) – в ряде стран – тюрьма, исправительное учреждение.

ПОДРОБНО


     11.1. Что такое социальный институт?
     11.2. Признаки социального института.
     11.3. Этапы институционализации.
     11.4. Типы социальных институтов.
     11.4.1. Главные (основные) и неосновные социальные институты.
     11.4.2. Социальные институты с точки зрения содержания целей и задач.
     11.4.3. Формальные и неформальные социальные институты.
     11.5. Функции социальных институтов. Явные и скрытые, латентные.
     11.6. Взаимодействие и развитие социальных институтов.
     11.7. Как связаны основные подсистемы общества и главнее социальные институты? 

     11.1. В европейские языки термин «институт» пришёл из латинского: institutum – установление, устройство. Со временем он приобрёл два значения – 1) узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и 2) широкое социальное: институт брака, институт наследования.
     В социологию понятие «социальный институт» ввёл Герберт Спенсер (1820-1903). Одним из первых развёрнутое определение социального института дал американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857-1929). Его книга «Теория праздного класса» (1899) не устарела до сих пор. 
     Социальные институты – 1) исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия); 2) совокупность общественных обычаев, воплощение определённых привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.
     11.2. Признаки социального института
     11.2.1. Версия №1:
     1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности;

     2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;

     3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;

     4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества;

     5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия.
     11.2.2. Версия №2:
     1) набор социальных ролей; 2) комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения; 3) совокупность норм, регулирующих поведение; 4) базовые ценности, лежащие в основании этих норм; 5) символы.
     11.2.3. Версия №3:
     1) установки и образцы поведения; 2) культурные символы; 3) утилитарные культурные черты – материальные средства и условия; 4) устные и письменные кодексы поведения; 5) идеология (для семьи – романтическая любовь, либо совместимость, либо индивидуализм).
     11.3Этапы институционализации:

     1) возникновение насущной потребности, осознание её обществом, формирование общих целей;

     2) постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;

     3) создание особой системы знаков, символов;

     4) возникновение соответствующей системы статусов и ролей;

     5) создание материальной базы социального института;

     6) включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.  
     11.4Типы социальных институтов.
     11.4.1. Основные и неосновные социальные институты
     Предназначение институтов – удовлетворять важнейшие потребности общества. Этих потребностей пять, как и основных социальных института:

     1) потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);

     2) потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

     3) потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

     4) потребность в получении знаний, социализации поколений, подготовке кадров;

     5) потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
     Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. 
     Основные социальные институты:

     1) институты семьи и брака;

     2) политические институты, особенно государство;

     3) экономические институты;

     4) институты образования, науки и культуры;

     5) институт религии.  
     Институты возникли в глубокой древности. Производству насчитывается 2 млн. лет, если за отправную точку брать орудие труда, созданное человеком. Семья возникла приблизительно 0,5 млн. лет тому назад. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5-6 тысяч лет.
     Неосновные (неглавные) институты, которые входят в главные, выполняют частные задачи. 
     Примеры: 1) в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения; 2) институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. 
     11.4.2. Социальные институты с точки зрения содержания целей и задач: 1) экономические (собственность, деньги, банки); 2) политические (государство, армия, политические партии и движения, профсоюзы); 3) социальные (социальные статусы и роли); 4) культуры (образование, наука, искусство).
     11.4.3. Формальные и неформальные институты.
     В формальных институтах взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений и т.п. 
     Неформальные институты (дружба) хотя и регулируются в социальных действиях, связях, но не оформлены законом, регламентом. 
     11.5Функции социальных институтов. Явные функции и скрытые, латентные (Роберт Мертон).
     Главная функция любого института – удовлетворение определённой потребности.
     В чём заключаются условия успешного выполнения социальным институтом своих функций?  
     1) чёткое определение цели и объёма функций;
     2) рациональное разделение труда и его рациональная организация;
     3) высокая степень деперсонализации действий индивидов и объективизация функций (независимость от личных склонностей и субъективных предпочтений исполнителей);
     4) высокое признание и престиж;
     5) бесконфликтное включение в систему социальных институтов. 
     Те функции, которые открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах, официально заявляются, называются явными.
     Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения.
     Явные функции социальных институтов:

     1) функция социализации;

     2) регулятивная;

     3) интегративная;

     4) коммуникативная.
     Скрытые (латентные) функции социальных институтов – это такие функции, которые осуществляются на самом деле.
     Латентный (лат. latens – скрытый) – скрытый, внешне не проявляющийся.

     Торстейн Веблен: «… было бы наивным считать, что люди едят чёрную икру потому, что хотят утолить голод; или же покупают роскошный "кадиллак” потому, что хотят приобрести хорошую машину; очевидно, что эти вещи приобретаются не ради приобретения явных насущных потребностей. Здесь удовлетворяется потребность в повышении собственного престижа».
     К явным функциям школы относится получение знаний, подготовка к вузу, усвоение базисных ценностей общества. Латентные функции школы: возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса.  
     Иногда латентные функции вполне тождественны заявленным, но обычно между реальной и формальной деятельностью существует лаг (расхождение, различие) небольшой или же очень глубокий. Например, довольно часто возникает непонятное на первый взгляд явление: институт продолжает существовать и даже успешно функционировать в ситуации, когда он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации. Очевидно, что у такого института есть скрытые функции, т.е. он удовлетворяет потребности определённых социальных групп (подобное часто наблюдается среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени).
     Расхождение между формальной и реальной деятельностью институтов – своеобразный показатель нестабильности общества.
     Дисфункции социального института (от лат. dis – раз…, не… и function – исполнение, соврешение) – нарушение нормального взаимодействия социального института с социальной средой (обществом).
     В чём выражаются дисфункции социального института?
     1) неясность целей; 2) неопределённость функций; 3) падение социального престижа; 4) подчинение интересам отдельных лиц (персонализация). 
     11.6Взаимодействие и развитие социальных институтов.
     Виды взаимосвязи социальных институтов:

     1) сотрудничество;

     2) конфликт (борьба в средневековой Европе государства и католической церкви).
     Институты редко остаются устойчивыми в течение долгого времени.
     Примеры:

     1) институт дворянских дуэлей чести (Авраам Линкольн предложил в качестве оружия бросание картошин с расстояния 20 м.);

     2) школа (в индустриальную эпоху в значительной степени отбирает у семьи функцию социализации подрастающего поколения).  
     Общей тенденцией в наши дни является сегментация институтов, т.е. рост их числа и сложности, в основе которой лежит степень разделения труда в обществе.
     Тотальные институты – институты, которые охватывают полный суточный цикл своих подопечных (армия, пенитенциарная система). 
     Пенитенциарий (сред.-лат. poenitentiarius – покаянный, исправительный) – в ряде стран – тюрьма, исправительное учреждение.
     11.7. Как связаны основные подсистемы общества и главные социальные институты
     11.7.1. Между сферами общественной жизни и социальными институтами отсутствует жёсткое соответствие. Для выполнения функций каждой из сфер общественной жизни необходимо объединить усилия нескольких главных институтов. 
     11.7.2. Если объединить такие институты как образование (культура и наука) и религия в один, то между сферами общественной жизни и главными социальными институтами, можно будет установить взаимооднозначное соответствие:

     1) экономическая сфера – производство;

     2) социальная сфера – семья и брак;

     3) политическая сфера – государство;

     4) духовная сфера – образование и религия.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Основные институты общества.1.9

Автор: Копылов Юрий Геннадьевич

Дата: 24.04.2015

Номер свидетельства: 205334

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Презентация к занятию по дисциплине ОДБ.05 Обществознание по теме: "Общество как сложная система". "
    ["seo_title"] => string(116) "priezientatsiia-k-zaniatiiu-po-distsiplinie-odb-05-obshchiestvoznaniie-po-tiemie-obshchiestvo-kak-slozhnaia-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "127111"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415272769"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Презентация по политологии "Государство- основной институт политической системы" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-po-politologhii-gosudarstvo-osnovnoi-institut-politichieskoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "207707"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430624329"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Гражданское общество и государство"
    ["seo_title"] => string(38) "grazhdanskoe_obshchestvo_i_gosudarstvo"
    ["file_id"] => string(6) "594340"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1639312979"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "урок по предмету "Человек. Общество. Право", класс 9 "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-po-priedmietu-chieloviek-obshchiestvo-pravo-klass-9"
    ["file_id"] => string(6) "130723"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415980721"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Роль экономики в жизни общества. Урок обществознания. 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(69) "rol-ekonomiki-v-zhizni-obshchiestva-urok-obshchiestvoznaniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "143845"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418585544"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства