Предлагаю краткий конспект по обществознанию. Содержание соответствует «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по обществознанию». Здесь изложен материал, который будет полезен для обучающихся в подготовке к урокам и к сдаче ЕГЭ по обществознанию, даны краткие ответы на все вопросы, которые могут встретиться на ЕГЭ. «Человек и общество» является одним из базовых блоков курса обществознания, и занимает одно из ведущих мест в экзаменационных работах. Материал максимально удобен для ознакомления и изучения данного элемента кодификатора: сначала даётся краткое содержание темы, а затем более подробное изложение по материалам сайта sosnovo-school. Это позволяет более продуктивно использовать время при подготовке и к экзаменам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные институты общества.1.9 »
1.9 Основные институты общества. Богбаз10, §2, 21 – 24; Богпроф10, §10, 101 – 102.
Термин «институт» пришёл из латинского: institutum – установление, устройство. Со временем он приобрёл два значения – 1) узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и 2) широкое социальное: институт брака, институт наследования.
Социальные институты – 1) исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия); 2) совокупность общественных обычаев, воплощение определённых привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним. Признаки социального института: 1) набор социальных ролей; 2) комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения; 3) совокупность норм, регулирующих поведение; 4) базовые ценности, лежащие в основании этих норм; 5) символы.
Типы социальных институтов. Основные и неосновные социальные институты. Предназначение институтов – удовлетворять важнейшие потребности общества. Этих потребностей пять, как и основных социальных института:
1) потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);
2) потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
3) потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
4) потребность в получении знаний, социализации поколений, подготовке кадров;
5) потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
Основные социальные институты:
1) институты семьи и брака;
2) политические институты, особенно государство;
3) экономические институты;
4) институты образования, науки и культуры;
5) институт религии. Институты возникли в глубокой древности. Производству насчитывается 2 млн. лет, если за отправную точку брать орудие труда, созданное человеком. Семья возникла приблизительно 0,5 млн. лет тому назад. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5-6 тысяч лет. Неосновные (неглавные) институты, которые входят в главные, выполняют частные задачи. Примеры: 1) в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения; 2) институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов.
Функции социальных институтов. Явные функции и скрытые, латентные(РобертМертон). Главная функция любого института – удовлетворение определённой потребности. Явные функции социальных институтов:
1) функция социализации;
2) регулятивная;
3) интегративная;
4) коммуникативная. Скрытые (латентные) функции социальных институтов – это такие функции, которые осуществляются на самом деле. Латентный (лат. latens – скрытый) – скрытый, внешне не проявляющийся.
. Латентные функции школы: возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса. Тотальные институты – институты, которые охватывают полный суточный цикл своих подопечных (армия, пенитенциарная система). Пенитенциарий (сред.-лат. poenitentiarius – покаянный, исправительный) – в ряде стран – тюрьма, исправительное учреждение.
ПОДРОБНО
11.1. Что такое социальный институт? 11.2. Признаки социального института. 11.3. Этапы институционализации. 11.4. Типы социальных институтов. 11.4.1. Главные (основные) и неосновные социальные институты. 11.4.2. Социальные институты с точки зрения содержания целей и задач. 11.4.3. Формальные и неформальные социальные институты. 11.5. Функции социальных институтов. Явные и скрытые, латентные. 11.6. Взаимодействие и развитие социальных институтов. 11.7. Как связаны основные подсистемы общества и главнее социальные институты?
11.1. В европейские языки термин «институт» пришёл из латинского: institutum – установление, устройство. Со временем он приобрёл два значения – 1) узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и 2) широкое социальное: институт брака, институт наследования. В социологию понятие «социальный институт» ввёл Герберт Спенсер (1820-1903). Одним из первых развёрнутое определение социального института дал американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857-1929). Его книга «Теория праздного класса» (1899) не устарела до сих пор. Социальные институты – 1) исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия); 2) совокупность общественных обычаев, воплощение определённых привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним. 11.2.Признаки социального института: 11.2.1. Версия №1: 1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности;
2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;
3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;
4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества;
5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия. 11.2.2. Версия №2: 1) набор социальных ролей; 2) комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения; 3) совокупность норм, регулирующих поведение; 4) базовые ценности, лежащие в основании этих норм; 5) символы. 11.2.3. Версия №3: 1) установки и образцы поведения; 2) культурные символы; 3) утилитарные культурные черты – материальные средства и условия; 4) устные и письменные кодексы поведения; 5) идеология (для семьи – романтическая любовь, либо совместимость, либо индивидуализм). 11.3. Этапы институционализации:
1) возникновение насущной потребности, осознание её обществом, формирование общих целей;
2) постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;
3) создание особой системы знаков, символов;
4) возникновение соответствующей системы статусов и ролей;
5) создание материальной базы социального института;
6) включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения. 11.4. Типы социальных институтов. 11.4.1. Основные и неосновные социальные институты. Предназначение институтов – удовлетворять важнейшие потребности общества. Этих потребностей пять, как и основных социальных института:
1) потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);
2) потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
3) потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
4) потребность в получении знаний, социализации поколений, подготовке кадров;
5) потребность в решении духовных проблем смысла жизни. Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата. Основные социальные институты:
1) институты семьи и брака;
2) политические институты, особенно государство;
3) экономические институты;
4) институты образования, науки и культуры;
5) институт религии. Институты возникли в глубокой древности. Производству насчитывается 2 млн. лет, если за отправную точку брать орудие труда, созданное человеком. Семья возникла приблизительно 0,5 млн. лет тому назад. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5-6 тысяч лет. Неосновные (неглавные) институты, которые входят в главные, выполняют частные задачи. Примеры: 1) в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения; 2) институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. 11.4.2. Социальные институты с точки зрения содержания целей и задач: 1) экономические (собственность, деньги, банки); 2) политические (государство, армия, политические партии и движения, профсоюзы); 3) социальные (социальные статусы и роли); 4) культуры (образование, наука, искусство). 11.4.3. Формальные и неформальные институты. В формальных институтах взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений и т.п. Неформальные институты (дружба) хотя и регулируются в социальных действиях, связях, но не оформлены законом, регламентом. 11.5. Функции социальных институтов. Явные функции и скрытые, латентные (Роберт Мертон). Главная функция любого института – удовлетворение определённой потребности. В чём заключаются условия успешного выполнения социальным институтом своих функций? 1) чёткое определение цели и объёма функций; 2) рациональное разделение труда и его рациональная организация; 3) высокая степень деперсонализации действий индивидов и объективизация функций (независимость от личных склонностей и субъективных предпочтений исполнителей); 4) высокое признание и престиж; 5) бесконфликтное включение в систему социальных институтов. Те функции, которые открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах, официально заявляются, называются явными. Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения. Явные функции социальных институтов:
1) функция социализации;
2) регулятивная;
3) интегративная;
4) коммуникативная. Скрытые (латентные) функции социальных институтов – это такие функции, которые осуществляются на самом деле. Латентный (лат. latens – скрытый) – скрытый, внешне не проявляющийся.
Торстейн Веблен: «… было бы наивным считать, что люди едят чёрную икру потому, что хотят утолить голод; или же покупают роскошный "кадиллак” потому, что хотят приобрести хорошую машину; очевидно, что эти вещи приобретаются не ради приобретения явных насущных потребностей. Здесь удовлетворяется потребность в повышении собственного престижа». К явным функциям школы относится получение знаний, подготовка к вузу, усвоение базисных ценностей общества. Латентные функции школы: возникновение прочных дружеских связей, приобретение определённого социального статуса. Иногда латентные функции вполне тождественны заявленным, но обычно между реальной и формальной деятельностью существует лаг (расхождение, различие) небольшой или же очень глубокий. Например, довольно часто возникает непонятное на первый взгляд явление: институт продолжает существовать и даже успешно функционировать в ситуации, когда он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации. Очевидно, что у такого института есть скрытые функции, т.е. он удовлетворяет потребности определённых социальных групп (подобное часто наблюдается среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени). Расхождение между формальной и реальной деятельностью институтов – своеобразный показатель нестабильности общества. Дисфункции социального института (от лат. dis – раз…, не… и function – исполнение, соврешение) – нарушение нормального взаимодействия социального института с социальной средой (обществом). В чём выражаются дисфункции социального института? 1) неясность целей; 2) неопределённость функций; 3) падение социального престижа; 4) подчинение интересам отдельных лиц (персонализация). 11.6. Взаимодействие и развитие социальных институтов. Виды взаимосвязи социальных институтов:
1) сотрудничество;
2) конфликт (борьба в средневековой Европе государства и католической церкви). Институты редко остаются устойчивыми в течение долгого времени. Примеры:
1) институт дворянских дуэлей чести (Авраам Линкольн предложил в качестве оружия бросание картошин с расстояния 20 м.);
2) школа (в индустриальную эпоху в значительной степени отбирает у семьи функцию социализации подрастающего поколения). Общей тенденцией в наши дни является сегментация институтов, т.е. рост их числа и сложности, в основе которой лежит степень разделения труда в обществе. Тотальные институты – институты, которые охватывают полный суточный цикл своих подопечных (армия, пенитенциарная система). Пенитенциарий (сред.-лат. poenitentiarius – покаянный, исправительный) – в ряде стран – тюрьма, исправительное учреждение. 11.7.Как связаны основные подсистемы общества и главные социальные институты? 11.7.1. Между сферами общественной жизни и социальными институтами отсутствует жёсткое соответствие. Для выполнения функций каждой из сфер общественной жизни необходимо объединить усилия нескольких главных институтов. 11.7.2. Если объединить такие институты как образование (культура и наука) и религия в один, то между сферами общественной жизни и главными социальными институтами, можно будет установить взаимооднозначное соответствие: