kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гражданское общество и государство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Гражданское общество и государство

Цель: сформировать представление учащихся о государстве как о политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общества

Задачи: 

  • формирование представлений и знаний по теме;
  • знать основные черты государства как политического института общества;
  • продолжить формирование умения работать с различными источниками

Оборудование:

  • учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова 
  • раздаточный материал
  • схемы
  • презентация

Тип урока: изучение нового материала (лекция с элементами презентации и беседы)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гражданское общество и государство»

Тема урока: Гражданское общество и государство

Цель: сформировать представление учащихся о государстве как о политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общества

Задачи:

  • формирование представлений и знаний по теме;

  • знать основные черты государства как политического института общества;

  • продолжить формирование умения работать с различными источниками

Оборудование:

  • учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова

  • раздаточный материал

  • схемы

  • презентация

Тип урока: изучение нового материала (лекция с элементами презентации и беседы)

Ход урока

План

  1. Государство как основной политический институт.

  2. Гражданское общество.

Перед изучением новой темы повторить:

  1. Признаки государства

  2. Функции государства

  3. Точки зрения по вопросу возникновения государства

  1. Государство- политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории (слайд 1).

Опираясь на схему (слайд 2) дать характеристику государства как политического института.

При рассмотрении типов государства (слайд 3)– правовому государству дают определение ученики, социальному –учитель. Данное определение записать в тетрадь:

Социальное государство – форма организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации из талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Это государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия (примеры создания социальных государств могут привести ученики).

Рассматриваем схему-обобщение (слайд 4):

Государство

  • Содержание:

сфера реализации общезначимых интересов социальных групп, классов, этносов

  • Средства реализации:

конституция, власть. Право, принуждение

  • Основа государства:

политические институты, органы власти, лидеры, элита

  1. Гражданское общество- формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, социальных, духовных, религиозных и других.(слайд 5)

Структура гражданского общества(слайды 6,7,8):

  • Политические партии

  • Общественно-политические организации и движения: экологические, правозащитные

  • Союзы предпринимателей

  • Независимые средства массовой информации

  • Научные и культурные организации, спортивные общества

  • Семья

  • Церковь

Ученики в качестве примера могут назвать партии, которые они знают, а также средства массовой информации и спортивные общества, общественно-политические и научные организации

Все это обобщается в схеме(слайд9):

Гражданское общество

  • Содержание:

Сфера реализации повседневных интересов граждан

  • Средства реализации:

Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи

  • Основа гражданского общества

Свободный человек с неотъемлемыми правами и неполитические организации

Признаки гражданского общества (слайд 10)

  • Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина

  • Свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм

  • Осуществление права человека на информацию

  • Многоукладность экономики

  • Легитимность власти

  • Правовое государство

  • Сильная социальная политика государства

Разобрать и объяснить каждый признак, желательно чтобы сначала это попытались сделать ученики.

Функции гражданского общества(слайд 11)

  • Полное удовлетворение материальных, духовных потребностей человека.

  • Защита частных сфер жизни людей.

  • Мощный рычаг сдерживания политической власти от абсолютного господства.

  • Стабилизация общественных отношений и процессов.

Запись в тетради:

Общественные отношения (социальные отношения) — различные взаимодействия урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.

Условия возникновения и развития гражданского общества (слайд 12)

  • Социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политической дискуссии

  • Гласность и высокая информированность граждан

Обсудить с классом:

  • Есть ли в России гражданское общество?

  • Что нужно для того, чтобы в России сформировалось гражданское общество?

Обобщив все сказанное учениками, открываем следующий слайд

Условия формирования гражданского общества в России (слайд 13)

  • Развитие всех форм собственности (особенно частной), развитие экономической конкуренции

  • Ликвидация основ любой безраздельной политической власти

  • Укрепления чувства личного достоинства

Обсудить: насколько каждое из условий развито на данный момент

Форма сотрудничества государства и гражданского общества(слайд14)- Общественная палата

В соответствии с Федеральным законом [6] она «обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Целями и задачами Общественной палаты является привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений; проведение общественной экспертизы законопроектов и проектов нормативно-правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и местного самоуправления; осуществление общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации; выработка рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации; привлечение граждан, общественных объединений и представителей СМИ к обсуждению вопросов обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации и выработке по данным вопросам рекомендаций.

Заключения Общественной палаты по результатам экспертизы законопроектов и решений органов исполнительной власти и местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления; руководители федеральных органов исполнительной власти обеспечивают участие членов Общественной палаты в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

Казалось бы, столь серьезные задачи и правомочия Общественной палаты должны были бы вселить уверенность в том, что новый общественный орган придаст новый импульс развитию гражданского общества и повысит эффективность его взаимодействий с государством при решении общих задач. Однако создание Общественной палаты вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Определенная его часть, в том числе, экспертного сообщества, расценила его «как движение в никуда», как очередную попытку создания «видимости наличия демократических институтов в стране» .

Обсуждаем диаграмму: Данные опросов (и особенно их динамика) подтверждают скептицизм населения в отношении нового общественного органа. По данным ВЦИОМ на январь 2006 г., 11% опрошенных прогнозировали, что через несколько лет роль Общественной палаты возрастёт; тогда как 27% полагали, что её роль будет второстепенной, и 28% – что «вообще никакой». Ещё 33% затруднялись оценить её будущее. В октябре 2005 г., когда Общественная палата ещё не была окончательно сформирована, оптимистов было больше: тогда 18% предрекали ей значительную роль, и 23% –незначительную

(О современных формах взаимодействия гражданского общества и государства
(к вопросу о развитии новых форм институционализации общественного диалога в современной Россиию. Кулинченко Александр Викторович )

Вывод(слайд 15)

  • Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других.

  • Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.


Закрепление (слайд 16)

Ученики отвечают на вопросы:

  • Что такое гражданское общество?

  • Признаки гражданского общества

  • Какова взаимосвязь гражданского общества и государства?

Д/З . Заполнить таблицу

Общественные организации гражданского общества


Сферы общественной

жизни

Примеры организаций

Экономическая



Социальная



Культурная



Политическая

(правозащитная)



5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гражданское общество и государство

Автор: Цирихова Валентина Дзатеевна

Дата: 12.12.2021

Номер свидетельства: 594340

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Гражданское общество и государство"
    ["seo_title"] => string(40) "grazhdanskoe_obshchestvo_i_gosudarstvo_1"
    ["file_id"] => string(6) "619063"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1670134736"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Гражданское общество и государство "
    ["seo_title"] => string(41) "grazhdanskoie-obshchiestvo-i-ghosudarstvo"
    ["file_id"] => string(6) "186301"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426321568"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Правовое государство и гражданское общество"
    ["seo_title"] => string(47) "pravovoe_gosudarstvo_i_grazhdanskoe_obshchestvo"
    ["file_id"] => string(6) "538184"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1580653924"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Гражданское общество "
    ["seo_title"] => string(26) "grazhdanskoie-obshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "237657"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444364559"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Гражданское общество и правовое государство (презентация к уроку обществознания) "
    ["seo_title"] => string(95) "grazhdanskoie-obshchiestvo-i-pravovoie-ghosudarstvo-priezientatsiia-k-uroku-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "206406"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430160085"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства