kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Основной закон страны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Цели и задачи:

        Объяснить значение понятий: «конституция», «принцип разделения властей», «президент», «депутат»; и проследить историю складывания конституций в мире и в России; охарактеризовать основные разделы Конституции РФ; объяснить и характеризовать систему власти в Российской Федерации; задуматься над проблемой воспитания в себе законопослушности, ответственности перед законом и государством.

        Ожидаемые учебные результаты:

        Учащиеся должны:

         -анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;

         -работать с документами, выделять главное, актуализировать ранее изученное;

         -вырабатывать навыки работы в группе.

       Оборудование: учебник, пакет с рабочими материалами, текст Конституции Российской Федерации, компьютер, проектор.

        Тип урока: комбинированный

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Основной закон страны» »

Открытый урок по обществознанию в 6 классе

на тему «Основной закон страны»

Выполнила учитель истории и обществознания МОБУ СОШ им. С.С. Ильина с. Жуково МР Уфимский район Лихая Татьяна Геннадьевна


«Создайте лишь немного законов,

но следите за тем, чтобы они соблюдались»

Джон Локк


«Я требую, чтобы государство защитило

не только меня, но и других.

Я требую, чтобы оно защитило

свободу – и мою собственную,

и всех окружающих людей».

Карл Поппер

Цели и задачи:

Объяснить значение понятий: «конституция», «принцип разделения властей», «президент», «депутат»; и проследить историю складывания конституций в мире и в России; охарактеризовать основные разделы Конституции РФ; объяснить и характеризовать систему власти в Российской Федерации; задуматься над проблемой воспитания в себе законопослушности, ответственности перед законом и государством.

Ожидаемые учебные результаты:

Учащиеся должны:

-анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;

-работать с документами, выделять главное, актуализировать ранее изученное;

-вырабатывать навыки работы в группе.

Оборудование: учебник, пакет с рабочими материалами, текст Конституции Российской Федерации, компьютер, проектор.

Тип урока: комбинированный


Ход урока

Мотивация

Китайский философ IV в до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.


Вопросы к классу:

1. О чем рассказывает эта притча?

2. В чем ее смысл?

3. Как она связана с темой нашего урока?


Объявление темы и хода занятия.

«Основной закон страны – Конституция РФ»

План проведения занятия:

1. Понятие «конституция».

2. Из истории складывания Конституции в мире и в России.

3. Конституция – Основной закон жизни.

4. Система органов власти в современной России.

Проблемный вопрос: Для чего человеку нужна конституция?


1.Понятие «конституция».

Задание: подберите ассоциации к слову конституция. (см. на схему).


Учитель: Термин «конституция» произошел от латинского слова constitution – устройство, постановление. Это основной закон страны, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принцип организации и деятельности органов государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан.

Определяет:

  • устройство государства

  • органы государственной власти

  • права и обязанности граждан

  • гимн, герб, флаг и столицу


2. Из истории складывания Конституции.

Учитель: Для того чтобы разобраться в тех вопросах, которые мы наметили, я предлагаю совершить экскурсию в удивительную страну под названием «Конституция». Познакомит нас с историей складывания конституций в мире и в России Богданова Яна, которая подготовила презентацию.


Первые попытки создать Конституцию возникли много столетий назад. Еще в древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров.

В своем современном виде первые конституции появились в США в 1787г. (в1791 г. Билль о правах) и во Франции в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина».

Фрагмент «Декларация независимости» США

«Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа».

Первые попытки создать Конституцию в России принадлежит декабристам П.Пестелю и Н.Муравьеву. Но крепостная Россия не была тогда готова к переходу от господства царского самодержавия к власти правды и закона. Примером может служить трагикомический факт. Очевидцы утверждали, что мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 года на Сенатскую площадь Петербурга, кричали: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!» Не слишком понимая тонкости права и престолонаследия, они полагали, что Конституция – Это жена великого князя Константина, который должен был сменить на троне своего брата – умершего императора Александра I.

Активно процесс вызревания конституционного строя пошел в период правления Александра II – царя-реформатора. Умный, дальновидный император своей властью намерен был даровать выборный парламент, который ограничивал бы его же самодержавную власть. Однако намерениям не суждено было сбыться. Императора убили террористы.

Следующий шаг на пути к Конституции в России был сделан 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Царь «даровал своим подданным политические и гражданские права и свободы, а также провозглашал создание нового законодательного органа – Государственной думы, избираемого на основе народного представительства. Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией, а Думу – первым русским парламентом.

После Октябрьской революции в 1918 году был принят документ с названием Конституция. Нона закрепила власть рабочих, у которых было несколько больше прав, чем у крестьян.

Затем были Конституции 1936., 1977 г.

Сегодня действует Конституция Российской Федерации, которая была принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г.


Учитель: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.


3. Конституция – Основной закон жизни.

Учитель: Продолжим наше путешествие. Сейчас мы попадем на страницы ныне действующей Конституции.

Конституция РФ состоит из преамбулы,

2 разделов, 9 глав,

137 статей и

9 параграфов переходных и заключительных положений.


Практическая работа с тестом Конституцией РФ. Откроем непосредственно саму Конституцию.


Учитель: Начнем по порядку, читаем преамбулу, то есть вступление (один человек вслух) и постараемся при этом выделять ценности, которые содержит эта краткая вводная часть.


Ученик:

1. Утверждая права и обязанности человека – ценности демократии.

2. «Утверждая… гражданский мир и согласие» - ценности социального мира.

3. «Что память предков; передававших нам любовь и уважение к Отечеству» - ценности патриотизма.

4. Вера в добро и справедливость — нравственные ценности.

5. Возрождая… государственность «России и утверждая незыблемость ее демократической основы» - ценности демократии.

6. «Сознавая себя частью мирового сообщества» - ценности международного сотрудничества.


Задание

У вас на столе у каждого находится листок который называется «Структура и содержание Основного закона жизни», сейчас внимательно посмотрите на него, изучите, и ответьте на вопрос


- Почему Конституция – это Основной закон жизни?



4. Система органов власти в современной России.

Учитель: Наша следующая остановка в путешествии называется «Кто и как, согласно Конституции нами управляет?»


Задание

Сейчас работаем с карточками по группам, вам даны одинаковые задания, нужно правильно заполнить схемы «Форма государства», использую гл.1, и «Государственная власть».

Попробуем восполнить недоработку, используя полученные знания, и следующие термины: Президент, Федеральное собрание, Верховный суд, Государственная дума, Правительство, Совет Федерации, Министерства, Демократия, Федерация.


Конституция РФ.


Работая с главой 1 Конституции РФ ст. 1; 2; 3; 5 ч.1; 6 ч.2,; 10,11 ч.2; 13 ч.3; заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции


Форма государства




Форма правления Форма государственного Политический

устройства режим




Республика Федеративное Демократический


На основания ст. 94,95 опишите структуру законодательной власти РФ

На основании гл. 6 напиши кто представляет исполнительную власть

Виды судов на основании ст. 118 ч. 2


Учитель: Посмотрите внимательно на схему. На ней хорошо видно, что в Конституции нашей страны закреплен принцип разделения власти (каждая ветвь власти выполняет свои задачи).


Давайте попробуем еще немного поработать группой по карточкам где нарисованы схемы, но они не заполнены. Четыре группы по 2 задания, (одно общее).


Работа в группах по изучению текста Конституции.


первая группа работает с главой 4 «Президент РФ».

Задание: Составить схему «Полномочия Президента». Ст.84







вторая группа работает с главой 5 «Федеральное собрание».

Задание: Заполнить схему «Структура и полномочия Федерального собрания». Ст.102


третья группа работает с главой 6. «Правительство РФ»

Задание: заполнить схему «Полномочия правительства». Ст.114




четвертая группа работает с главой 7 «Судебная власть».

Задание: Заполнить схему «Полномочия судов». Ст.125, 126, 127

Общее задание группы работают с главой 3 «Федеративное устройство».

Здание: Составить схему «Типы субъектов РФ». Ст. 65





Подводятся итоги обсуждения и делаются выводы.





5. Депутаты и их роль в жизни общества.

Учитель: Я несколько не сомневаюсь, что следующая и последняя наша остановка вам покажется интересной, потому что носит название «Станция Депутатская».

- Кто такие депутаты?


Задание

- Я предлагаю «оживить» станцию и «нарисовать» портрет депутата.

Разобьемся по группам:

Первая группа - описывает внешний облик депутата, манеры поведения.

Вторая группа – профессиональные качества, уровень образования, широту знаний, эрудицию.

Третья группа – необходимые черты характера (пунктуальность, тактичность, доброжелательность, выдержку и т.д.).

Четвертая группа – моральные качества.

Группы выполняют задание, и по ходу презентации работы групп на доске появляется «портрет» депутата.


Учитель: Внешний и внутренний мир депутата стал понятен. А для чего вообще нам с вами нужны депутаты?

- Может быть, не стоит тратить столько денег и сил на их выборы?

- Какую роль в жизни нашего общества играют депутаты?

Высказываются мнение ребят и подводятся итоги работы.




















Подведение итогов занятия

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в интересную страну «Конституция».

- Что вам запомнилось больше всего?

- О чем новом для себя вы узнали?


Ответьте на такой вопрос?

А идеальна ли наша Конституция, как основной закон страны.


Спасибо всем, что вы высказали свое мнение.


Мнение президента РФ Д.А. Медведева о нашей Конституции, которое он озвучил в 2008 г., на торжественном заседании, посвященном 15-летию конституции (видео).


Какие ждут нас в будущем дела?

Об этом думать мы должны все чаще.

И если гражданин ты настоящий,

Большой отдачи ждет от нас страна!


И все же никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.

Проблемный вопрос: Для чего человеку нужна конституция?



Домашнее задание: Выучить п.8 и выполнить задание 3,4 к параграфу. - работа с главой 2 «Права и свободы человека и гражданина».

Задание: Составить схему «Классификация основных прав и свобод».



Права и свободы








Личные



Социальные



Культурные





Экономические


Политические





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Основной закон страны»

Автор: Лихая Татьяна Геннадьевна

Дата: 16.10.2015

Номер свидетельства: 240163

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация к уроку по теме:"Конституция - основной закон страны"/ "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-konstitutsiia-osnovnoi-zakon-strany"
    ["file_id"] => string(6) "101874"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402463231"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация к уроку по теме:"Конституция - основной закон страны". "
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-konstitutsiia-osnovnoi-zakon-strany-1"
    ["file_id"] => string(6) "101889"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402464334"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока по теме :"Конституция - основной закон страны" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-tiemie-konstitutsiia-osnovnoi-zakon-strany"
    ["file_id"] => string(6) "100688"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402389645"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Устный журнал "Конституция РФ - основной закон страны""
    ["seo_title"] => string(53) "ustnyi-zhurnal-konstitutsiia-rf-osnovnoi-zakon-strany"
    ["file_id"] => string(6) "312405"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459340214"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Презентация к уроку "Основной закон страны" "
    ["seo_title"] => string(45) "priezientatsiia-k-uroku-osnovnoi-zakon-strany"
    ["file_id"] => string(6) "211666"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431668320"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства