Данный урок направление на расширение, углубление и обобщение знаний и представлений учащихся о независимости; воспитание чувства гордости и патриотизма, уважения и любви к своей Родине - Узбекистану (совершить экскурс в прошлое нашей Родины, рассказать о настоящем, о позитивных переменах, произошедших в жизни нашего государства за 25 лет независимости); развитие у учащихся познавательного интереса, внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, речи, уважения к истории и традициям узбекского народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Независимый Узбекистан»
16
Методическая разработка урока по предмету
«Чувство Родины» 5 класс
Тема Независимый Узбекистан
Разработала преп. Свиридова И.А.
Цели урока: продолжать работу по расширению, углублению и обобщению знаний и представлений учащихся о независимости; воспитывать чувства гордости и патриотизма, уважения и любви к своей Родине - Узбекистану (совершить экскурс в прошлое нашей Родины, рассказать о настоящем, о позитивных переменах, произошедших в жизни нашего государства за 25 лет независимости); развивать у учащихся познавательный интерес, внимание, память, логическое и абстрактное мышление, речь, уважение к истории и традициям узбекского народа.
Оборудование: государственная символика Узбекистана, тематические плакаты, стихи, материалы периодической печати, раздаточные материалы, маркеры.
Ход урока
1. Организационный момент (15 мин.).
Вопросы для активизации внимания учащихся:
Какую годовщину независимости мы отмечали в этом году?
Когда была провозглашена независимость Республики Узбекистан?
Назовите государственные символы Узбекистана и даты их утверждения. (Ответы учащихся сопровождаются иллюстративным материалом).
В чем вы видите заботу и поддержку государства по отношению к подрастающему поколению?
Как перевести на узбекский язык слово «независимость»?
Как вы понимаете значение слова «независимость»?
Составление кластера.
Независимость для народа Узбекистана - это...
2. Рассказ учителя (10 мин.).
Напомнить учащимся о том, что за прошедшие годы со дня обретения независимости нашей страной пройден большой путь, достигнуты существенные результаты. Узбекистан не только сохранил основные секторы национальной экономики, но и сумел обеспечить зерновую и энергетическую независимость, развить мощную индустрию, освоить новые отрасли промышленности, в том числе автомобилестроение. В результате мудрой и дальновидной политики главы Узбекистана наша страна стала крупным экономическим, политическим и культурным центром Центральной Азии.
Достижения Узбекистана восхищают многие страны. Узбекистан добился не только экономического роста, но и удивительных результатов в общественном строительстве, спорте, культуре и многих других сферах (плакаты или видеофильм о развитии Узбекистана за годы независимости).
Основными вехами на пути строительства нашего государства стали: коренным образом обновленный облик наших городов и сел, всей страны; создание новых коммуникаций, устремленных на Восток, Запад и Юг автомобильных и железных дорог, возведение крупных сооружений, открытие новых, современных предприятий, обеспечивающих людей работой; возрождение историко-культурных и религиозных ценностей, воспитание всесторонне развитого молодого поколения, реализация грандиозных программ, которые вписаны в историю нашего государства. Важнейшими факторами, обеспечивающими достижение этих высоких рубежей, стали: прежде всего, мир и спокойствие, взаимопонимание и согласие, жизненно необходимые обществу и хранимые нашим народом; всесторонне и глубоко продуманные, последовательно и твердо проводимые политические и экономические реформы, в центре внимания которых находятся интересы народа; укрепление дружбы и сотрудничества с дальними и ближними соседями, интеграция в международное сообщество, обретение в нем достойного места.
По инициативе первого президента РУз Ислама Каримова в нашей стране особое внимание уделялось работе по изучению богатого культурного и духовного наследия наших предков, возрождению, благоустройству святых мест поклонений, реставрации архитектурных и исторических памятников, их сохранению для последующих поколений. Мировой финансово-экономический кризис нанес урон экономикам многих стран. Благодаря своевременно предпринятым Президентом страны антикризисным мерам Узбекистан практически не пострадал от кризиса. Это можно видеть на примере стабильного развития экономики Узбекистана и растущего вал внутреннего продукта. Реализация инвестиционной программы, расширение социальных и инфраструктурных проектов, обеспечение за счет этого занятости населения служат важными факторами развития всех сфер в Узбекистане. Поэтому эта программа может служить образцом для многих государств, которые все еще находятся под воздействием финансово-экономического кризиса.
В Узбекистане с первых дней независимости большое значение придается возрождению национальных ценностей, совершенствованию системы образования, воспитанию гармонично развитого поколения в духе патриотизма и любви к Родине. Реализация Закона Республики Узбекистан «Об образовании», Национальной программы по подготовке кадров, Государственной общенациональной Программы развития школьного образования имеет целью воспитание и образование молодежи, овладение ею профессиями, обеспечение работой, охрану здоровья, повышение духовности, развитие способностей и талантов подрастающего поколения. Для этого введены учебные программы по изучению духовного и культурного наследия великих предков, идеи национальной независимости.
Гарантируют поддержку молодежи и способствуют ее развитию законы Республики Узбекистан «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан», «Об образовании», «Об охране здоровья граждан», «О Национальной программе по подготовке кадров», «О физической культуре и спорте», «О гарантиях прав ребенка», «О занятости населения» и другие.
3. Закрепление (15 мин.).
Класс делится на 3 группы, каждая получает задание.
1-я группа: кроссворд «Узбекистан».
1. Как называется Основной Закон нашего государства? (Конституция).
2. Перевод слова «mustaqillik» на русский язык. (Независимость).
3. Какое право гарантирует Основной Закон нашего государства каждому ребенку начиная с 7 лет? (Образование).
4. Как называется сельскохозяйственная культура, снопы которой изображены на гербе Республики Узбекистан? (Пшеница).
5. Как называется «белое золото», созревающее на полях нашей Родины? (Хлопок).
6. Название широко распространенной в Центральной Азии религии. (Ислам).
7. Как называется праздничная скатерть, на которой подают угощение дорогим гостям? (Дастархан).
8. Какой административный статус имеет город Ташкент? (Столица).
9. Как называется совместный коллективный труд, во время которого сообща выполняется определенная работа? (Хашар)
10. Кто по праву считается главным богатством Родины, способным продолжить дела великих предков? (Народ).
1
К
О
5
Н
Х
С
Л
Т
2
4
О
7
И
Н
3
П
П
Д
8
9
Т
Е
О
Ш
О
6
А
С
Х
10
У
З
Б
Е
К
И
С
Т
А
Н
Ц
А
Р
Н
С
Т
О
Ш
А
И
В
А
И
Л
А
Л
А
Р
Я
И
З
Ц
А
Р
И
Р
О
С
О
А
М
Х
Ц
Д
И
В
А
А
М
А
Н
О
Н
С
И
Т
Е
Ь
2-я группа. Поразмышлять о смысле пословиц и изложить его письменно:
Живи добрее - будешь всем милее.
Нет друга - ищи, нашел - береги.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Своя родина - мать, чужая - мачеха и т.д.
3-я группа: Как называется главная песня государства? Мы часто слышим и исполняем гимн Республики Узбекистан. Напишите содержание 2-го куплета гимна на русском языке.
4. Комментирование и выставление оценок (3 мин.).
Учителю необходимо уделить внимание каждому ученику и поощрить за участие в обсуждении темы урока.
5. Домашнее задание (2 мин.).
Найти дополнительную информацию о достижениях Республики Узбекистан за годы независимости, подготовить рассказ, проиллюстрировав его фотографиями из газет, журналов и т.д.
1
5
4
2
3
7
8
9
6
10
кроссворд «Узбекистан».
1. Как называется Основной Закон нашего государства?
2. Перевод слова «mustaqillik» на русский язык.
3. Какое право гарантирует Основной Закон нашего государства каждому ребенку начиная с 7 лет?
4. Как называется сельскохозяйственная культура, снопы которой изображены на гербе Республики Узбекистан?
5. Как называется «белое золото», созревающее на полях нашей Родины?
6. Название широко распространенной в Центральной Азии религии.
7. Как называется праздничная скатерть, на которой подают угощение дорогим гостям?
8. Какой административный статус имеет город Ташкент?
9. Как называется совместный коллективный труд, во время которого сообща выполняется определенная работа?
10. Кто по праву считается главным богатством Родины, способным продолжить дела великих предков?
Дополнительный материал к изучаемой теме.
Флаг в его нынешнем виде существует около тысячи лет. Но еще задолго до н.э. со штандартами – полотнищами, крепившимися между поперечными и продольными древками, - побеждали войска Древнего Рима, с бунчуками – палками, на которых были насажены конские хвосты, - неслись в атаку азиатские племена.
Сначала флаг нужен был, чтобы выделить вождя, чтобы воины в походе могли найти своего предводителя. А так как предводителями были крупные землевладельцы, их военное знамя становилось флагом их владений. Позже флаг превратился в символ государства, стал гордостью страны. За честь флага люди отдают жизнь, погибшего во славу Родины героя покрывают национальным флагом.
Государственный флаг представляет собой одноцветное или многоцветное полотнище с гербом или эмблемой. Государственные флаги поднимают над зданиями, где размещаются высшие органы власти, правительства, посольства, миссии, таможни, а в дни празднеств флаги вывешивают повсюду. Флаги поднимают при открытии международных конференций, во время официальных церемоний, при вручении международных спортивных наград.
Приспущенный флаг означает траур, перевернутый – национальное бедствие, белый флаг – мир.
Флаг каждой страны отражает ее особенности, характерные черты. На полотнищах флагов многих стран, существующих несколько столетий, сохранились изображения львов или орлов, как свидетельства об их могуществе и власти.
Государственный флаг Узбекистана утвержден 18 ноября 1991 года. Небесно-голубой цвет на флаге символизирует голубое небо и чистую воду. Лазурный цвет почитаем на Востоке, его избрал для своего флага Амир Темур.
Белый цвет – символ мира и чистоты. Молодое независимое государство должно преодолеть на своем пути высокие перевалы. Белый цвет на флаге означает доброе пожелание, чтобы путь был чист и светел.
Красные полосы - это жизненные силы, пульсирующие в каждом живом существе, символ жизни. Зеленый цвет – олицетворение благодатной природы. Сейчас во всем мире ширится движение по охране окружающей среды, символом которого также является зеленый цвет.
Полумесяц соответствует многовеликой традиции народа. Полумесяц и звезды – символ безоблачного мирного неба.Число 12 изначально считалось знаком мироздания, совершенства (12 месяцев, 12 созвездий). Поэтому на нашем флаге12 звезд.
Государственный флаг – символ прошлого, настоящего и будущего республики.
Герб - это эмблема в виде сочетания фигур и предметов, которым придается символическое значение, выражающее исторические традиции владельца, в частности государства.
Гербы появились в глубокой древности. Прообразом их были тотемичи, представлявшие собой изображения животных – покровителей. Племени, рода. Непосредственными предшественниками герба были родовые и семейные знаки собственности (метки, тамги), которые встречаются на оружии, ремесленных изделиях, перстнях.
Первыми гербами были эмблемы, постоянно повторяющиеся на монетах, печатях, медалях. Уже в третьем тысячелетии до н.э. у шумерских государств был герб с изображением орла с львиной головой. Известны также гербы Египта – змея, Персии – орел, Армении – коронованный лев. В средние века возникли гербы Венеции – крылатый лев, Парижа – ладья, Лондона – крест и меч и др.
Государственный герб Узбекистана утвержден 2 июля 1992 года. В центре герба изображена птица Семург, которая также называется птицей Хумо. Эта птица символизирует счастье и освобождение.
Образ птицы Хумо известен из древних источников тюркских государств. О ней упоминалось еще в священной книге «Авеста», где она наделялась такими качествами, как доброта, красота и сила. Величие птицы в том, что она на своих крыльях уносит людей от беды, спасает от жестоких преследователей, но помогает она только благородным и гуманным.
Древнетюркские источникиптицу Хумо называют «Далат куши». Считается, что она приносит счастье и благополучие. В древнеперсидских словарях птица Хумо характеризуется как птица, перья которой излучают свет. Существует также предание, что блеск перьев всех птиц мира – это отражение свечения перьев птицы Хумо.
Птица Хумо восполняется великим поэтом узбекского народа Алишером Навои, классиками восточной поэзии Фирдоуси и Фадриддином Аттаром.
Птица Хумо, изображенная на гербе Республики Узбекистан, впитала в себя все эти исторические традиции фольклорные мотивы. Высоко поднятыми серебристыми крыльями она как бы охватывает весь Узбекистан с его высокими горами, зелеными долинами, широкими полями, реками и садами, оберегая от бед и ненастий.
Колосья на гербе - это символ хлеба насущного, стебли с раскрывающимися коробочками хлопка – главное богатство нашей солнечной земли, прославившее ее во всем мире. Колосья пшеницы и коробочки хлопка символизирует единение народов, проживающих в республике.
В верхней части герба находится восьмигранник – знак утверждения республики, а внутри него – полумесяц со звездой.
Изображение солнца – пожелание, чтобы путь государства был озарен ярким солнечным светом. Оно указывает также на уникальные природно-климатические условия республики.
Герб в цветном изображении представляет собой птицу серебристого цвета: солнце, колосья, коробочки хлопка и надпись «Узбекистан» - золотистого цвета; ветки, листья, долина – зеленого; горы – голубого; хлопок в коробочках, реки, полумесяц и звезды – белого, лента государственного флага – в четырех цветах.
Герб Республики отражает чаяния нашего народа о мире, доброте и счастье, стремление вновь рожденной независимой суверенной республики к свободе и благополучию. В символике герба выражена многовековая мечта человека о достижении совершенства и счастья.
ГИМН.Национальный гимн – патриотическая песня. Гимн республики принят 10 декабря 1992 года.
Слово имеет греческое происхождение и означает торжественную песнь на стихи программного характера.
Известны гимны государственные, религиозные, революционные, в честь исторических событий, героев и т.д. В Древней Греции гимном называли культовую песнь в честь божества.
Величественно-торжественный гимн Узбекистана написан Муталом Бурхановым на слова Абдуллы Арипова. В гимне прославляется Узбекистан – страна солнца и золотых долин, свободолюбивый и миролюбивый узбекский народ, опирающийся в своих деяниях на богатую историю и опыт предков, выражается глубокая вера в великое и светлое будущее Родины.