ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №49
ГОРОД НАМАНГАН, РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ПРЕДМЕТУ ЧТЕНИЕ
ВО 2 КЛАССЕ
НА ТЕМУ: ЗУЛЬФИЯ «РОДНОЙ УЗБЕКИСТАН»
подготовила учитель начальных классов:
Керимова Лилия Энверовна
Тема: Зульфия «Родной Узбекистан»
Цели. Познакомить учащихся с содержанием стихотворений Зульфии «Родной Узбекистан»; рассказать о праздновании в Узбекистане Дня независимости; развивать логику мышления, речь учащихся; прививать любовь к Родине.
Ход урока
Шаг 1. Введение в тему. Вступительная беседа о праздновании Дня независимости в Узбекистане. Используется политическая карта Узбекистана, показываются границы и столица Ташкент. (Используется материал учебника.)
Шаг 2. Рассказ о поэтессе Зульфии и ее стихотворении «Родной Узбекистан».
Материал для рассказа
Зульфия — народный поэт Узбекистана. Она пользуется всенародной любовью соотечественников.
„Главное, чтобы ты был окружен друзьями, и чтобы ты сам был другом для людей». Такова была жизненная позиция Зульфии. Эту позицию она утверждает и в своем творчестве. В стихотворении «Родной Узбекистан» поэтесса раскрывает перед нами свое сердце — щедрое, доброе, доверчивое. От ее строк веет теплом, лаской, глубокой любовью к стране, где она родилась.
Шаг 3. Чтение стихотворения «Родной Узбекистан» учителем и учащимися.
Проверка восприятия стихотворения.
Родной Узбекистан
Здесь родилась я. Вот он, домик наш.
Супа здесь –возвышенье земляное,
На огороде низенький шалаш,
Куда я в детстве пряталась от зноя.
Когда в садах звенели соловьи
И расцветали пышные сунбули,
То с ними песни родились мои
И, оперившись, крыльями взмахнули.
И лучшие из песен, спетых мной,
Посвящены родной моей Отчизне:
Ведь счастье живо лишь в стране
родной,
А без неё горька услада жизни
Словарная работа. Объясняется знамение слов и выражений: зной, супа, двурогая луна, сунбул (гиацинт), Услада жизни.
Раскрытие значения выражения
«Ведь счастье живо лишь в стране родной,
А без нее горька услада жизни».
Задание: в тексте стихотворения найти слова, которые говорят об отношении автора к отчизне.
Шаг 4. Развитие логического мышления. Ответы на проблемные вопросы. От какого слова образовано слово «родина»? Что означает это слово? К слову «родина» подобрать близкие по значению слова (Отечество, Отчизна.)
Шаг 5. Игра на победителя «Столицы государств и мира». Начиная со столицы своего государства, дети называют знакомые названия столиц. Победитель тот, кто верно назвал больше всего столиц.
Шаг 6. Физкультминутка.
Руки подняли и помахали —
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули —
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Сели за парты вот так.
Шаг 7. Воспоминания о лете. Учащиеся рассказывают, как прошло лето, чем они занимались на каникулах, какие книги читали, как готовились к школе.
Шаг 8. Чтение стихотворения 3. Тумановой «Второе сентября» учащимися. Проверка восприятия. Заучивание стихотворения по четверостишиям. (Индивидуальное, хоровое чтение, чтение с подглядыванием, самостоятельное заучивание. Оценка.) Аналогичная работа проводится и над последующими четверостишиями.
Шаг 9. Продолжить пословицы об учении.
Учение — путь к. (умению).
Умелые руки не знают. {скуки).
Без муки нет. (науки).
Шаг 10. Подведение итогов урока.
Задание на дом. Стихотворение выучить наизусть