2. | Изучение нового материала. Данный этап предполагает: Тип урока: комбинированный Учащиеся СМОГУТ определить, что Россия является федерацией, она состоит из субъектов; называть признаки РФ; воспроизводить при опоре на учебный материал права субъектов РФ. СМОГУТ выступить оппонентом, защитить свою точку зрения, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Цели: Познавательные: смогут познакомиться с основными понятиями темы Наша Родина -Россия. Развить навыки работы с определениями, смогут давать объяснения понятиям, решать проблемные задания. Воспитательные: смогут выразить свое отношение к учебному процессу, сформировать активное участие в процессе обучения; использовать содержательные возможности материала, формировать оценочные суждения. Развивающие: смогут сформировать умения и навыки составления схем, изучая новый материал, умение осуществлять основные мыслительные операции, развитие системности критического мышления. Дидактическая цель. Способствовать созданию условий для усвоения нового материала, формирование опыта творческой деятельности, проблемной ситуации для постановки учебной цели. Методическая цель (задача). Продолжить работу по обучению работ с визуальным материалом, составления простых схем в соответствии с целями, и ситуацией заданной модели урока. | Звучит музыка гимна РФ, дети встают. Слово учителя: (Это гимн Российского государства) Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России) Значит тема нашего сегодняшнего урока? ( Россия. Учитель записывает на доске название темы) Но такое название темы не совсем полное. Россия – это не просто государство, это наша Родина. Давайте уточним тему (Наша Родина - Россия). Учитель записывает на доске продолжение названия темы) Откройте тетрадочки и запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Ученики записывают тему урока: Наша Родина – Россия. Слово учителя: Как вы думаете, что конкретно в рамках данной темы мы будем изучать? (Ответы учащихся). Правильно! Обобщив ваши ответы, давайте выделим цели нашего урока: (слайд) - изучить как устроено наше государство; - рассмотреть понятие Родина И в конце урока каждого из вас я попрошу ответить на вопрос: Почему Россия является вашей Родиной? Формулируется главный вопрос урока: Почему Россия является нашей Родиной? Слово учителя: Для того, чтобы изучить устройство нашего государства давайте посмотрим на карту. Откройте в учебнике страничку 94. (Слайд) Обратите внимание на название карты. (по просьбе учителя один из учеников зачитывает вслух название карты: Российская Федерация). Вопрос к ученикам: Ребята, кому из вас знакомо слово федерация? Слово учителя: Федерация (от лат.) = союз, объединение. (учитель фиксирует определение на доске, ученики в своих тетрадях). Следовательно, Россия представляет собой союз, она что-то объединяет. Что объединяет? Давайте посмотрим на карту. (Предложения детей) Вопрос к ученикам: Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской Федерации? (ответы детей) Субъекты = края, области, республики, автономные округи, города. Слово учителя: несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют равные права. Давайте зафиксируем это в схеме: Права Субъект ====== Субъект А теперь давайте с вами запишем права субъектов РФ: Право иметь свою территорию. Вопрос к ученикам: Ребята, а в каком субъекте РФ живем мы с вами? (Слайд: карта Волгоградской области). Право иметь свой герб и флаг. (Слайд: Флаг и герб Волгоградской области). Право обучать детей на родном языке. Давайте разберемся: является ли русский язык родным для всех людей, которые живут в Российской Федерации? - Нет, т.к. Россия – это многонациональное государство; народы, проживающие в России говорят более чем на 100 языках. Русский язык является государственным языком: Составляются документы; На русском языке Россия ведет переговоры с другими государствами; Русский язык изучают во всех школах. Слово учителя: ребята, мы живем с вами в многонациональном государстве. А как бы вы ответили на вопрос: что такое Родина? (Ответы учащихся) Должен ли человек любить Родину? Почему? А как называют человека который любит свою родину, который готов на подвиг ради нее? (Патриот). Слово учителя: обратимся к учебнику, откройте страничку 96, рубрику «Жил на свете человек». (Слайд: портрет В.И. Даля) Задание: прочитать и ответить на вопрос: можно ли назвать Владимира Ивановича Даля патриотом? Ребята, свой ответ необходимо обосновать. Слово учителя: Молодцы, вы работали хорошо! Давайте подведём итог урока. |
3 | Закрепление учебного материала Цель, которая должна быть достигнута учащимися: учиться создавать опорный конспект Цель, которую ставит перед собой учитель: выяснить, насколько правильно учащиеся поняли новый материал. | Что мы сегодня узнали о России? (Ответы учащихся) Совместно с учителем дети составляют «Карту памяти», и записывают в тетрадь: Россия Является федерацией Состоит из субъектов Субъектами являются края, области, республики, автономные округи, города Субъекты обладают равными правами Русский язык является государственным Является многонациональным государством Является нашей Родиной Слово учителя: Итак, мы возвращаемся с вами к нашему вопросу: Почему Россия является вашей Родиной? И я прошу вас ответить. (Ответы учеников) Мы ответили с вами на наш главный вопрос. |