Предлагаю краткий конспект по обществознанию. Содержание соответствует «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по обществознанию». Здесь изложен материал, который будет полезен для обучающихся в подготовке к урокам и к сдаче ЕГЭ по обществознанию, даны краткие ответы на все вопросы, которые могут встретиться на ЕГЭ. «Человек и общество» является одним из базовых блоков курса обществознания, и занимает одно из ведущих мест в экзаменационных работах. Материал максимально удобен для ознакомления и изучения данного элемента кодификатора: сначала даётся краткое содержание темы, а затем более подробное изложение по материалам сайта sosnovo-school. Это позволяет более продуктивно использовать время при подготовке и к экзаменам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мировоззрение, его виды и формы 1.2 »
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
Богбаз10, §4, 40 – 44. Богпроф11, §29, 301-304.
КРАТКО
Мировоззрение –
1) совокупность взглядов человека на мир, который его окружает;
2) совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок; определяющих отношение человека к окружающему миру;
3) целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества.
Из каких элементов состоит мировоззрение?
Знания, убеждения, установки, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы.
Уровни мировоззрения:
Классификация видов (типов) мировоззрения:
Формы мировоззрений – это такая система взглядов, которая органически включается в жизнь человека, в нормы его мышления и поступков.
В историческом плане можно выделить три основные формы мировоззрений: мифологическое, религиозное и философское.
Какую роль мировоззрение играет в деятельности людей?
1) Мировоззрение даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности.
2) Мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.
3) Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного.
ПОДРОБНО
4.1. Что такое мировоззрение?
4.2. Классификация типов мировоззрения.
4.3. Какую роль мировоззрение играет в деятельности людей?
4.1. Что такое мировоззрение?
4.1.1. Мировоззрение - 1) совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; 2) совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок; определяющих отношение человека к окружающему миру; 3) целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества.
4.1.2. Термины, близкие по значению.
Мироощущение – эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств.
Мировосприятие – мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам.
Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.
Менталитет – это специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность.
4.1.3. Чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека?
1) Мировоззрение представляет собой взгляд человека не на отдельную сторону мира, а на весь мир в целом.
2) Мировоззрение отражает отношение человека к миру.
4.1.4. Из каких элементов состоит мировоззрение?
Знания, убеждения, установки, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы.
Немецкий философ Людвиг Фейербах назвал основные стороны духовной жизни человека сердцем, разумом иволей. В мировоззрении личности 1) ценности выражают линию сердца, 2) знания – линию разума. Но только воля делаетмировоззрение реальным, связывает его с жизнью, переводит в план поведения. Такой перевод осуществляется посредством 3)установки – состояния готовности к определенного типа деятельности, к поступку.
4.1.5. Субъекты (носители) мировоззрения:
1) отдельный человек;
2) группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные);
3) общество в целом.
4.1.6. От чего зависит мировоззрение?
Каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои ценности.
4.2. Классификация типов мировоззрения:
4.2.1. Версия №1:
1) теоцентризм;
2) природоцентризм (космоцентризм, космизм);
3) антропоцентризм;
4) социоцентризм;
5) знаниецентризм (наукоцентризм, сциентизм).
Теоцентризм(греч. Theos – Бог + лат. Centrum – центр круга) – понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. Основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.
Космоцентризм (греч. Κοσμος + центр) - система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место.
Восприятие мира как огромного и таинственного Космоса, гармоничного и многообразного в своих проявлениях характерно для древнегреческой философии.
Русский космизм - мировоззрение, возникшее в России в конце 19 - начале 20 вв.:1) синтетическое видение реальности; 2) восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания.
Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, высшая в конечная цель всего мироздания.
Социоцентризм – мировоззрение, согласно которому общество является более значимой реальностью, чем составляющие его индивиды;
Сциентизм – мировоззрение, в основе которого лежит представление о научном знании как о высшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, как о главном факторе общественного прогресса и основном средстве решения экологических и социальных проблем.
4.2.2. Версия №2.
1) Обыденное мировоззрение:
+ опирается на непосредственный жизненный опыт человека; – мало использует опыт других людей, опыт науки, культуры, религии.
2) Религиозное мировоззрение:
+тесная связь с мировым культурным наследием; ориентация на удовлетворение духовных потребностей человека; стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей; –непримиримость к другим жизненным позициям; недостаточное внимание к достижениям науки.
3) Научное мировоззрение:
+ прочная научная обоснованность; реальность целей и идеалов; связь с производственной и социальной деятельностью людей; - недостаточно внимания уделяется изучению духовного мира человека.
4.3. Какую роль мировоззрение играет в деятельности людей?
1) Мировоззрение даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности.
2) Мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.
3) Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного.