Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания на тему "Права ребёнка".»
Методическая разработка урока обществознания для 7 класса.
Автор: Андрианова Наталья Валерьевна, учитель МКОУ Горнобалык-лейской СШ Дубовского района
Тема урока: Права ребёнка.
Цель урока: сформировать представление о правах ребенка, их классификации, важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам; побуждение детей к защите своих прав, уважению прав другого человека.
Планируемые результаты:
Предметные: называть основные международные документы, в которых закреплены права человека и ребенка; характеризовать понятие «дети»; показывать связь прав взрослого человека и ребенка; перечислять основные группы прав ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка.
Метапредметные:
познавательные: формулирование проблемы, умение строить речевое высказывание, умение анализировать, обобщать, самостоятельное создание способов решения проблем;
коммуникативные: умение вести диалог и аргументировать свою позицию; регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценивание;
Личностные: правовая культура.
Основные понятия: Декларация прав ребенка, дети, Конвенция о правах ребенка, права и свободы ребенка.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, презентация, карточки для парной и групповой работы.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! В природе есть солнце, которое ярко светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуете, как звёздочка увеличилась. Направьте к ней лучик, который несёт мир. Чувствуете, звёздочка стала ещё больше. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направьте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как солнце. Поделитесь этим солнцем друг с другом. Оно будет эмблемой нашего урока. Пусть несёт тепло и хорошее настроение всем (руки направлены в стороны).
2. Создание проблемной ситуации.
Учитель.Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему. А чтобы узнать, что это за тема, посмотрите внимательно инсценировку сказки и вспомните её название.
Ученики показывают сценку:
(У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит царица и любуется своим отражением.Перед ней ларец с украшениями.)
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
Зеркальце. А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
(Царица бросает зеркальце под лавку.Топает ногами.)
Царица. Эй, Чернавка! Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь на съедение волкам!
(Девушка, поклонившись, уходит.)
Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…
Царевна. Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.
Ведущий. Та в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…
Чернавка. Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.
Учитель. Вспомнили название сказки?
Ученики. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
Учитель.Чем закончилась сказка?
Ученики. Царевна осталась жива.
Учитель. Кто же помог ей?
Ученики. Богатыри, сказочные силы и царевич Елисей.
Учитель. А кто же в наше время заботится о сохранении жизни ребенка?
Ученики. Государство, родители и многие другие люди.
Учитель. А теперь давайте определим тему урока.
(ученики высказывают свои предположения, учитель корректирует их и записывает на доску: «Права ребенка»).
Проблемный вопрос: В чем, на ваш взгляд, состоит главная проблема в осуществлении прав ребенка в России?
-Какие версии решения данной проблемы можете предложить?
(Ученики высказывают свои версии решения проблемы.)
3. Актуализация знаний.
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выясним, что мы уже знаем по этой проблеме:
-Что такое право?
-Какие вам известны права человека? (на гражданство, на личную неприкосновенность, на свободу совести и религии, на участие в управлении страной и другие)
-В каких документах закреплены права взрослых людей? (Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ)
-Каких же знаний вам не хватает для решения проблемы? (обращает внимание учеников на проблемный вопрос) Что надо узнать?
Ученики совместно с учителем формулируют вопросы, которые необходимо узнать для решения поставленной проблемы:
1.Кого называем детьми?
2.В каких международных документах закреплены права ребенка?
3. На какие группы делятся эти права?
Физкультминутка для глаз (Приложение 1)
4. Открытие нового знания.
-Кого называем детьми?
-Какие они имеют ограничения по возрасту?
(ученики высказывают свои версии)
А теперь откройте учебник на стр.72, прочитайте 1 абзац и сравните свои ответы с текстом. Верно ли вы ответили?
-Что можно детям до 18 лет?(ученики выдвигают свои версии)
Работа в группах
( ученики встают и пересаживаются в группы в соответствии с цветом лежащей у каждого на парте карточки)
1 группа читает стр.72-73 и отвечает на вопрос:
В каких международных документах закреплены права ребенка?
2 группа читает стр.73 и отвечает на вопрос:
Какой международный документ о правах ребенка является основным?
(Групповая работа учеников: читают текст, обсуждают прочитанное и отвечают на вопросы.)
-А теперь давайте на примере ситуаций со сказочными героями познакомимся со статьями Конвенции (Приложение 2).
(Разбор практических ситуаций в парах и обсуждение совместно с учителем)
-Какие группы прав ребенка закреплены в Конвенции?
-Как вы их понимаете?
(ученики выражают свою точку зрения и аргументируют ответы)
-Часто такие слова как «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» произносятся в ситуациях, когда человек явно не прав. Заявление о
своих правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления что-либо получить, ничего не отдавая взамен. Сейчас вы в группах разыграете ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Ваша задача – составить грамотный ответ взрослого человека на капризы ребенка (Приложение 3).
(Ученики в группах разыгрывают ситуации и отвечают на поставленные вопросы)
5. Применение нового знания.
Учитель: А теперь мы проведем физкультминутку и выясним, как внимательны вы были на уроке: я буду задавать вопросы, на которые вы будете вместо ответа «да» - вставать и поднимать руки, вместо ответа «нет» - приседать.
1. Демократическое государство стремится обеспечить права и свободы каждого человека, проживающего на его территории.
2.Права человека принадлежат только гражданам, имеющим образование.
3.Основной закон государства – Конституция.
4. Права взрослых людей записаны во Всеобщей декларации прав человека.
5. Дети не имеют прав.
6. Человек иногда может нарушать права другого человека.
7.Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года.
8.Декларация прав ребенка принята в 1987 году.
9.Конвенция о правах ребенка принята в 1989 году.
10. День прав ребенка – 20 ноября.
Работа в группах
1 группа – задания «Обсудите на уроке» с. 75 учебника
2 группа – задания из рубрики «Задания для самостоятельной работы» на стр. 75 учебника:
1.Представьте себе жизнь бездомного ребенка, живущего на улице. Исходя из перечня основных групп прав ребенка, определите, какие права нарушены у таких детей. Прокомментируйте их.
2.В какой стране легче обеспечить права ребенка – в богатой или бедной?
Итак, давайте вернемся к нашей проблеме (учитель указывает на проблемный вопрос, написанный на доске):
В чем, на ваш взгляд, состоит главная проблема в осуществлении прав ребенка в России?
(Ученики предлагают свои варианты решения проблемы.)
Главная проблема в осуществлении прав ребенка в России состоит в том, что многие знают о своих правах, но пренебрежительно относятся к обязанностям. Право на жизнь является одним из важнейших, если оно нарушается – остальные права могут не понадобиться. Но многие не задумываются о том, что не выполняя свои обязанности, они подвергают жизнь опасности. Все знают правила дорожного движения, но часто нарушают их: перебегают улицу на красный свет, водители садятся за руль в нетрезвом виде. И всё это – нарушение права на жизнь. Поэтому чтобы решить эту проблему, нужно с детства воспитывать в детях уважение к нормам, правилам, законам, которые существуют для того, чтобы в мире был порядок и ваши права были защищены.
6. Рефлексия.
-А теперь каждый по цепочке скажет по одному предложению о том, что узнал на уроке.
-Какие вопросы оказались наиболее интересными, а что вызвало
затруднение?
(На доску вывешивается яблоня.)
Если материал урока усвоен вами в полном объёме, то прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если материал урока усвоен вами, но ещё недостаточно им владеете -прикрепите цветы.
Если в усвоении материала имеются существенные пробелы - прикрепите зеленые листочки, а если материал полностью не усвоен – желтые листочки.
(Подведение итогов. Выставление оценок.)
7. Домашнее задание.
(на выбор учащегося)
1 уровень:$12
2уровень: подготовить сообщение о работе уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области.
3 уровень: проект «Зачем детям надо знать свои права?»
Приложение №1.
Упражнения для глаз
Исходное положение – сидя за партой.
1.Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
3. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть глаза. Повторить 3-4 раза.
4. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, открыть глаза.
Приложение №2
Карточка №1
1. « Волк, ты нарушаешь закон, я свободный человек и мне, как и тебе дорога моя жизнь, а прикасаться ко мне ты не имеешь права, без моего разрешения», - ответила Красная Шапочка.
- Какую статью декларации хотел нарушить волк?
2. Карабас – Барабас наблюдал за Буратино, которого он сам подвесил на крючок. Он чувствовал себя хозяином, ведь все его куклы раболепно прислуживали ему. Однако вдруг Буратино заявил, что он нарушает Декларацию прав человека.
- О какой статье говорил Буратино?
Карточка №2
1. Доктор Айболит срочно спешил в Африку, чтобы спасти Танечку и Ванечку, которых злой разбойник Бармолей связал, и приковал цепями к пальме, желая съесть их к обеду в ближайшую среду.
- О какой статье декларации забыл Бармолей?
2. Маленький Мук шел по берегу моря и увидел, как волной вынесло на берег кувшинчик. Он подбежал, взял его. Кувшин был закупорен большой пробкой. Маленький Мук подумал, что неплохо бы посмотреть, что там внутри. Подумал и выдернул пробку. Из кувшина повалил густой дым, громогласно вылетел Джин и сказал: «Спасибо тебе, Маленький Мук, ты дал мне долгожданную свободу, я никогда этого не забуду и в трудную минуту приду к тебе на помощь». Маленький Мук очень обрадовался, что смог помочь Джину.
- Какую из статей декларации Маленький Мук вспомнил с радостью?
Карточка №3
1. Иван Царевич вытащил из яйца иглу и решил тотчас расправиться с Кощеем, но не успел. Кощей взмолился жалобным голосом: «Иван Царевич, пощади, не губи, я не такой плохой, как вам кажусь. Все преступления мои выдуманы, а у моих обвинителей нет ни каких доказательств. Я сам жертва поклёпов и наговоров». Иван Царевич задумался и отложил иглу в сундучок, вспомнив об одной статье Декларации прав человека.
- О какой статье вспомнил Иван Царевич?
2. Очень понравилась царю тридесятого царства жена Ивана- дурака. Захотел он её себе в жёны заполучить и отправил своего воеводу с отрядом к Ивану-дураку. Под покровом ночи солдаты выкрали его жену, а Ивана-дурака сильно побили. Иван сразу догадался, кто на жену его позарился и в дом ворвался непрошеным. Утром Иван пришёл к царю и сказал: «Царь-государь, ночью вор лютый напал на мой дом и увёз жену-красавицу, нарушив права человека (то есть мои). А как нарушителю, будет ему кара страшная: и земная, и небесная. Суд людской его накажет и умертвит». Испугался царь и отдал Ивану его жену.
- Какую статью декларации нарушил царь?
Карточка №4
1. Незнайка решил осуществить свою давнюю мечту и попутешествовать по родной стране, а если получится, то побывать и в других странах. Но жители Солнечного города узнали об этом и посадили его под домашний арест (очень боялись, что он своим поведением опозорит их город или совершит непоправимую ошибку). Но Незнайка тоже был хитёр, выбрался из дома через печную трубу и на звёздочке, пролетающий в этот момент мимо, улетел на Луну.
- Какое право человека нарушили жители Солнечного города?
2. Кот Базилио и Лиса-Алиса решили отнять у Буратино все его денежки, для чего переоделись разбойниками и, привязав Буратино за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить из него деньги.
- О каком праве человека забыли Кот и Лиса?
Карточка №5
1. Барон Мюнхгаузен был знаменит своими выдумками, причём во все свои небылицы он свято верил и доказывал всем свою правоту очень убеждённо. Но в один прекрасный день бургомистру города, в котором жил Мюнхгаузен, надоели эти разговоры, волнения среди народа, и он решил заточить барона в темницу. Однако друзья Мюнхгаузена напомнили бургомистру, что как человек стоящий на страже закона он не может его нарушать. А в Декларации прав человека об этом сказано так..
- Что же говорится в Декларации прав человека по поводу убеждений и небылиц Мюнхгаузена?
2. Золушка работала в доме своей мачехи, не покладая рук. Ни днём, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. То горох с чечевицей смешает, то пшено в золу высыплет, а потом Золушку заставит всё до крупинки рассортировать. И никогда никто из них не подумал, что она живой человек и ей необходим отдых. Что уж говорить о том, что за упорные труды необходимо и вознаграждение.
- Какое право человека всё время нарушала мачеха?
Приложение №3
Ситуация 1
Мать. Сколько раз тебе говорить, что после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!
Сын. Но мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
Вопрос: О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?
(Статья 15 Конвенции, утверждающая право на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения.В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением общественного порядка)
Ситуация 2
Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя истории найдут, который поумнее вас.
Учитель. Как ты смеешь, Иванов, со мной так разговаривать?
Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал: меня за вашу двойку наказали и не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.
Вопрос: Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Чтобы пострадала репутация других людей.Статья 13.)
Ситуация 3
Ведущий. Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классной руководительнице.
Учитель. Сидоров, ах ты негодяй! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!
Сидоров. А что Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами – то видели?
Учитель. А мне видеть и не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка, голубчик, к директору.
Сидоров. А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем. Но вы же еще и виноватой окажитесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности – основные гарантии международного права!
Задание: Разъясните, пожалуйста, ситуацию. (В ст. 28 сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (ст. 40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо частая случайность, которую еще как – то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.)
Ситуация 4
Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын. Мама, у меня завтра контрольная.
Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак!
Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Вопрос: Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования.В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях работы.)