МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, 8 класс
С ответами
Задание 1: раскройте смысл понятия.
Моральный выбор - когда человек не только внутренне выбирает свое моральное отношение, доброе или злое, но и действует в соответствии со своим выбором, то есть это выбор своего отношения доброго или злого к другим людям.
Задание 2: Наташа и Вика дружат с детства. Ещё зимой они решили, что проведут летний отпуск на берегу моря. Девушки планировали отдых, покупали красивые наряды. Билеты и путёвки были уже куплены, но Вика сломала ногу. Наташа очень переживала за подругу, но отказываться от своих планов не собиралась: она очень много работала и хотела отдохнуть. Девушка не знала, как сказать об этом подруге, когда пришла её навещать. Но Вика сама предложила Наташе не менять планов. Наташа уехала на юг.
Объясни с нравственной точки зрения поступок каждой из девушек.
Вика:
Вика, настоящая подруга не стала заставлять подругу отказываться от мечты. Ведь Наташа не виновата, что Вика заболела. С нравственной точки зрения Вика поступила правильно.
Наташа:
Наташа, её тоже можно понять, она всё таки много работала и очень хотела отдохнуть от работы. Тем более билеты и путевки были выкуплены. Отпуск был запланирован заранее и согласован с работой. Поэтому Наташу с одной стороны понять можно, а с другой нравственной точки зрения, Наташа неправильно поступила.
Какой совет можно дать каждой из подруг?
Совет Вике можно не давать, она правильно поступила. Наташе совет, что всё же надо юыло рассказать все честно, спросить , что думает Вика, не обидится ли она, что собралась ехать без неё.
Задание 3: прочитайте текст и выполните задания
Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из самых острых и коварных, особенно в детском и юном возрасте, - это выбор между «можно» и «нельзя». Нарушение запрета, отказ от «нельзя» может привести к изменению судьбы, серьезно повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принципу «всё дозволено», в конце концов вступает в противоречие с устоявшимися основами жизни и становится антисоциальным типом, или глубоко несчастным. Но, с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его конформистом. Еще более сложной проблемой является столкновение внутреннего «хочу» и внешнего «надо»…
В зависимости от того, с какой легкостью мы выбираем между «хочу» и «надо», можно судить о силе воли и степени внутренней свободы и несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования принимаются как внешнее принуждение – отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг – внутреннее принуждение, также делающее человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности – свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а, напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.
Т.В. Мишаткина, современный ученый.
Озаглавьте текст.
"Конфликт выбора между "можно" и "нельзя", "хочу" и "надо"
Автор называет выбор между "можно" и "нельзя""одним из самых острых и коварных". Почему?
Потому что отказ от "нельзя" может привести к изменению судьбы и может повлиять на будущее человека. А человек, живущий по принципу "все можно" становится или антисоциальным типом, или несчастным.
Автор характеризует три степени внутренней свободы (несвободы). Назови их и приведи по одному примеру, иллюстрирующему каждую из них.
отсутствие свободы: молодому человеку 25 лет, но все его решения принимает мать.
внутреннее принуждение делающее человека не свободным - Человеку не нравится его работа, но он каждый день заставляет себя туда ходить
свободный выбор - водитель сбил пешехода и он будить отвечать за последующие действия.
Задание 4: ответьте на вопросы, связанные с понятиями "свобода" и "ответственность".
Как ты думаешь, что такое свобода?
Свобода - это неограниченность в действиях, поступках. Когда ты становишься свободным, ты можешь сам делать выбор и самостоятельно принимать решение, сам несет ответственность за свой выбор.
Изменяются ли с возрастом границы свободы человека? Почему?
Да, изменяются. Потому как с возрастом увеличивается ответственность перед другими людьми, а значит границы свободы сужаются.
В чем проявляется ответственность человека:
а) перед самим собой:
ответственность перед своими поступками, словами, мыслями, перед своей совестью
б) перед семьей:
ответственность за здоровье, благополучие, отношения в семье.
в) перед обществом:
соблюдения общественных правил, законов, норм морали.