kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы к уроку обществознания в 8 классе "Моральный выбор - это ответственность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В папке содержатся два видеофайла: мультфильм-притча "Все в твоих руках" и фрагмент из к/ф "Игрушка". также вашему вниманию предоставлены: практическая работа с ответами, задания которой можно использовать на уроке, и фрагмент из рассказа Марка Твена "Человек, который совратил Гедлиберг"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР практическая»

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, 8 класс


Задание 1: раскройте смысл понятия.


Моральный выбор - 


Задание 2: Наташа и Вика дружат с детства. Ещё зимой они решили, что проведут летний отпуск на берегу моря. Девушки планировали отдых, покупали красивые наряды. Билеты и путёвки были уже куплены, но Вика сломала ногу. Наташа очень переживала за подругу, но отказываться от своих планов не собиралась: она очень много работала и хотела отдохнуть. Девушка не знала, как сказать об этом подруге, когда пришла её навещать. Но Вика сама предложила Наташе не менять планов. Наташа уехала на юг.


Объясни с нравственной точки зрения поступок каждой из девушек.

Вика:

Наташа:



Какой совет можно дать каждой из подруг?


Задание 3: прочитайте текст и выполните задания


Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из самых острых и коварных, особенно в детском и юном возрасте, - это выбор между «можно» и «нельзя». Нарушение запрета, отказ от «нельзя» может привести к изменению судьбы, серьезно повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принципу «всё дозволено», в конце концов вступает в противоречие с устоявшимися основами жизни и становится антисоциальным типом, или глубоко несчастным. Но, с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его конформистом. Еще более сложной проблемой является столкновение внутреннего «хочу» и внешнего «надо»…

В зависимости от того, с какой легкостью мы выбираем между «хочу» и «надо», можно судить о силе воли и степени внутренней свободы и несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования принимаются как внешнее принуждение – отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг – внутреннее принуждение, также делающее человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности – свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а, напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.

Т.В. Мишаткина, современный ученый.

  1. Озаглавьте текст.

  1. Автор называет выбор между "можно" и "нельзя" одним из самых острых и коварных". Почему?

 

  1. Автор характеризует три степени внутренней свободы (несвободы). Назови их и приведи по одному примеру, иллюстрирующему каждую из них. 


Задание 4: ответьте на вопросы, связанные с понятиями "свобода" и "ответственность".

  1.  Как ты думаешь, что такое свобода?


  1.  Изменяются ли с возрастом границы свободы человека? Почему?


  1.  В чем проявляется ответственность человека:


а) перед самим собой:


б) перед семьей:


в) перед обществом:





Просмотр содержимого документа
«Практическая»

МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, 8 класс

С ответами


Задание 1: раскройте смысл понятия.


Моральный выборкогда человек не только внутренне выбирает свое моральное отношение, доброе или злое, но и действует в соответствии со своим выбором, то есть это выбор своего отношения доброго или злого к другим людям.


Задание 2: Наташа и Вика дружат с детства. Ещё зимой они решили, что проведут летний отпуск на берегу моря. Девушки планировали отдых, покупали красивые наряды. Билеты и путёвки были уже куплены, но Вика сломала ногу. Наташа очень переживала за подругу, но отказываться от своих планов не собиралась: она очень много работала и хотела отдохнуть. Девушка не знала, как сказать об этом подруге, когда пришла её навещать. Но Вика сама предложила Наташе не менять планов. Наташа уехала на юг.


Объясни с нравственной точки зрения поступок каждой из девушек.

Вика:

Вика, настоящая подруга не стала заставлять подругу отказываться от мечты. Ведь Наташа не виновата, что Вика заболела. С нравственной точки зрения Вика поступила правильно.



Наташа:

Наташа, её тоже можно понять, она всё таки много работала и очень хотела отдохнуть от работы. Тем более билеты и путевки были выкуплены. Отпуск был запланирован заранее и согласован с работой. Поэтому Наташу с одной стороны понять можно, а с другой нравственной точки зрения, Наташа неправильно поступила.



Какой совет можно дать каждой из подруг?

Совет Вике можно не давать, она правильно поступила. Наташе совет, что всё же надо юыло рассказать все честно, спросить , что думает Вика, не обидится ли она, что собралась ехать без неё.


Задание 3: прочитайте текст и выполните задания

Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из самых острых и коварных, особенно в детском и юном возрасте, - это выбор между «можно» и «нельзя». Нарушение запрета, отказ от «нельзя» может привести к изменению судьбы, серьезно повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принципу «всё дозволено», в конце концов вступает в противоречие с устоявшимися основами жизни и становится антисоциальным типом, или глубоко несчастным. Но, с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его конформистом. Еще более сложной проблемой является столкновение внутреннего «хочу» и внешнего «надо»…

В зависимости от того, с какой легкостью мы выбираем между «хочу» и «надо», можно судить о силе воли и степени внутренней свободы и несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования принимаются как внешнее принуждение – отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг – внутреннее принуждение, также делающее человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности – свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а, напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.

Т.В. Мишаткина, современный ученый.

  1. Озаглавьте текст.

"Конфликт выбора между "можно" и "нельзя", "хочу" и "надо"


  1. Автор называет выбор между "можно" и "нельзя""одним из самых острых и коварных". Почему?

 
Потому что отказ от "нельзя" может привести к изменению судьбы и может повлиять на будущее человека. А человек, живущий по принципу "все можно" становится или антисоциальным типом, или несчастным.


  1. Автор характеризует три степени внутренней свободы (несвободы). Назови их и приведи по одному примеру, иллюстрирующему каждую из них. 

    1. отсутствие свободы: молодому человеку 25 лет, но все его решения принимает мать.

    2. внутреннее принуждение делающее человека не свободным - Человеку не нравится его работа, но он каждый день заставляет себя туда ходить 

    3. свободный выбор - водитель сбил пешехода и он будить отвечать за последующие действия.


Задание 4: ответьте на вопросы, связанные с понятиями "свобода" и "ответственность".

  1.  Как ты думаешь, что такое свобода?

Свобода - это неограниченность в действиях, поступках. Когда ты становишься свободным, ты можешь сам делать выбор и самостоятельно принимать решение, сам несет ответственность за свой выбор.


  1.  Изменяются ли с возрастом границы свободы человека? Почему?

Да, изменяются. Потому как с возрастом увеличивается ответственность перед другими людьми, а значит границы свободы сужаются.


  1.  В чем проявляется ответственность человека:


а) перед самим собой:

ответственность перед своими поступками, словами, мыслями, перед своей совестью


б) перед семьей:

ответственность за здоровье, благополучие, отношения в семье.


в) перед обществом:

соблюдения общественных правил, законов, норм морали.



Просмотр содержимого документа
«Человек»

«Человек, который совратил Гедлиберг». Марк Твен

«Это случилось много лет назад. Гедлиберг считался самым честным и самым безупречным городом во всей близлежащей округе. Он сохранял за собой беспорочное имя уже три поколения и гордился им более всех других своих достояний. Гордость его была так велика, и ему так хотелось продлить свою славу в веках, что он начал внушать понятия о честности даже младенцам в колыбели и сделал эти понятия основой их воспитания и на дальнейшие годы. Мало того: с пути подрастающей молодежи были убраны все соблазны, чтобы честность молодых людей могла окрепнуть, закалиться и войти в их плоть и кровь».

Когда обиженному жителями города приезжему захотелось отомстить, он ударил по самому святому для горожан: их непоколебимой уверенности в своем нравственном превосходстве. Он создал соблазн, да какой!

Целый мешок с деньгами. И достаться он должен тому, кто назовет правильные слова, якобы сказанные нищему незнакомцу. Самым достойным и уважаемым жителям города пришли письма, в которых сообщались эти самые слова. И никто из них не смог устоять перед искушением присвоить себе чужие деньги. К чести горожан они поняли, какую ошибку совершали. По решению городского совета из девиза города «Не введи нас во искушение» было изъято одно слово – «не».

Нельзя быть нравственным по приказу или принуждению. Нравственный выбор – это всегда личный выбор. 







_____________________________________________________________________________________



«Человек, который совратил Гедлиберг». Марк Твен

«Это случилось много лет назад. Гедлиберг считался самым честным и самым безупречным городом во всей близлежащей округе. Он сохранял за собой беспорочное имя уже три поколения и гордился им более всех других своих достояний. Гордость его была так велика, и ему так хотелось продлить свою славу в веках, что он начал внушать понятия о честности даже младенцам в колыбели и сделал эти понятия основой их воспитания и на дальнейшие годы. Мало того: с пути подрастающей молодежи были убраны все соблазны, чтобы честность молодых людей могла окрепнуть, закалиться и войти в их плоть и кровь».

Когда обиженному жителями города приезжему захотелось отомстить, он ударил по самому святому для горожан: их непоколебимой уверенности в своем нравственном превосходстве. Он создал соблазн, да какой!

Целый мешок с деньгами. И достаться он должен тому, кто назовет правильные слова, якобы сказанные нищему незнакомцу. Самым достойным и уважаемым жителям города пришли письма, в которых сообщались эти самые слова. И никто из них не смог устоять перед искушением присвоить себе чужие деньги. К чести горожан они поняли, какую ошибку совершали. По решению городского совета из девиза города «Не введи нас во искушение» было изъято одно слово – «не».

Нельзя быть нравственным по приказу или принуждению. Нравственный выбор – это всегда личный выбор. 



Просмотр содержимого презентации
«Моральный выбор-это ответственность»

Вопросы : В чем смысл этого видеоролика? От чего зависит выбор человека?

Вопросы :

В чем смысл этого видеоролика?

От чего зависит выбор человека?

Моральный выбор  - это ответственность

Моральный выбор - это ответственность

Сравните:

Сравните:

Прокомментируйте слайд:

Прокомментируйте слайд:

Моральный выбор – внутренний выбор человека и действие в соответствии с этим выбором.

Моральный выбор – внутренний выбор человека и действие в соответствии с этим выбором.

Моральные  нормы Правовые нормы Исполнять или нет, решает сам человек Обязательны для исполнения всеми

Моральные нормы

Правовые нормы

Исполнять или нет, решает сам человек

Обязательны для исполнения всеми

«Я жить хочу, хочу свободы! Я равен вам, я человек!»  А. Добролюбов

«Я жить хочу, хочу свободы!

Я равен вам, я человек!»

А. Добролюбов

  • Что такое свобода?
  • Как связана свобода с моральным выбором?
  • Что влияет на выбор?
  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?
Свобода – возможность действовать по своему усмотрению.

Свобода – возможность действовать по своему усмотрению.

«Свобода – это осознанная необходимость», - писал в XVII в. известный голландский философ Бенедикт Спиноза.

«Свобода – это осознанная необходимость», - писал в XVII в. известный голландский философ Бенедикт Спиноза.

Свобода выбора – великий дар Задание: прочитайте отрывок из рассказа Марка Твена «Человек, который совратил Гедлиберг» и ответьте на вопрос, были ли жители города по-настоящему свободными? Свой ответ аргументируйте.  Марк Твен

Свобода выбора – великий дар

Задание: прочитайте отрывок из рассказа Марка Твена «Человек, который совратил Гедлиберг» и ответьте на вопрос, были ли жители города по-настоящему свободными? Свой ответ аргументируйте.

Марк Твен

  « Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным» , - российский историк Василий Осипович Ключевский.

 

« Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным» , - российский историк Василий Осипович Ключевский.

Моральный выбор Я это делаю В большей мере для других людей ИЛИ Для себя

Моральный выбор

Я это делаю

В большей мере для других людей

ИЛИ

Для себя

Проблема моральных поступков

Проблема моральных поступков

Мультфильм «Все в твоих руках»

Мультфильм «Все в твоих руках»

Д/З: § 7, эссе по одному из заданий 1, 3, 4, 5 (на выбор) рубрики «В классе и дома» на стр. 59 учебника

Д/З:

§ 7,

эссе по одному из заданий 1, 3, 4, 5 (на выбор) рубрики «В классе и дома» на стр. 59 учебника


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
материалы к уроку обществознания в 8 классе "Моральный выбор - это ответственность"

Автор: Конова Анжелика Валентиновна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока обществознания для 9 класса "Международное гуманитарное право" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-dlia-9-klassa-miezhdunarodnoie-ghumanitarnoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "134067"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416661333"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по обществознанию "Домашнее строительство" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-domashnieie-stroitiel-stvo"
    ["file_id"] => string(6) "220644"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434719464"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства