Тема урока: Конституция- основной закон страны.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Технология деятельностного подхода с использованием обучающих структур Сингапура.
Сведения об авторе: Гатауллина Эндже Ильнуровна, МБОУ « Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ», учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.
Тема | Конституция - основной закон страны. |
Цели | Образовательные: ознакомление с главным законом страны - Конституцией РФ; формирование представления об основных законах нашей страны. Формирование сотрудничества, коммуникации и критического мышления и креативности; Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам свободам и обязанностям человека на основе изучения положений Конституции РФ; - формирование уважения к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям; - культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные: - формирование интереса к изучению основного закона страны-Конституции РФ, способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные: - формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по коллективно составленному плану; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - высказывать своё предположение. - Коммуникативные: - формировать умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные: -формировать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, источник (Конституция РФ и дополнительную информацию), свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать понятие «конституция» и значение конституции в государстве, историю Конституции РФ; - умения: формировать информационные, аналитические умения через организацию работы со статьями Конституции РФ, умение работать с учебником; умение анализировать иллюстративный ряд по вопросам, составленным учителем. -овладеть понятиями: Конституция, закон, право, государственная власть, президент, Федеральное Собрание, Верховный суд, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерация, министерства. Личностные: - воспитывать чувства само- и взаимоуважения; - развивать сотрудничество при работе в парах; - воспитывать интерес к обществознанию как к науке. Метапредметные: (регулятивные) развивать речь; формировать умения сравнивать, обобщать факты и понятия; развивать у учащихся самостоятельность; развивать внимательность при поиске ошибок. ( коммуникативные) уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. ( познавательные)уметь осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, добывать новые знания, уметь осуществлять постановку вопросов. |
Средства обучения: | Учебник: Обществознание. Учебник для 6 класса. Кравченко А.И., Певцова Е.А.М.: Русское слово, 2013; рабочая тетрадь; интерактивная доска; Конституция РФ, MANAGE MAT, презентация, бумага А3, маркеры, клей, ножницы. |
Этап урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин) | Организуют обсуждение в группах приходят к общему выводу с использованием обучающей структуры TIMED-PAIR-SHARE(где участники группы обсуждают вопрос по кругу. Каждому ученику отводится 20 секунд). Обсуждают, предлагают варианты ответов. Пишут на интерактивной доске слова. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Опрос учащихся на заданный вопрос с использованием MANAGE MAT (приложение 1). Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. | -Ребята, обратите внимание, на экране вы видите даты: 31 декабря, 8 марта, 23 февраля, 12 декабря, 1 сентября и 9 мая (слайд 2). - Ребята, как вы думаете, все ли эти даты праздничные? Обсудите вопрос в ваших группах. Каждому ученику отводится 20 секунд. -Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать? (ответы детей) -А, теперь, ребята, разгадаем кроссворд, чтобы вы могли определить предмет нашего исследования (слайд 3). Итак, тема нашего урока: «Конституция - основной закон страны». | Овладение понятиями: Конституция, президент, правительство, инаугурация. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (4-5 мин) | Высказывают свои предположения. Если утверждение верное, то учащиеся встают. Если неверное, то остаются на местах (обучающая структура – TAKE OFF TOUCH DOWN). Объясняют свой выбор. Фиксируют затруднение. | Организует актуализацию умений выбирать верное утверждения из истинных или ложных. | - Ребята, сегодня вам предлагаю стать исследователями. Вам предстоит выполнить первое задание: (слайд 4) Задание 1 - Истинны ли данные высказывания: 1) Конституция РФ была принята в 12 декабря 1993 года. 2) Конституция состоит из 2 разделов, 8 глав и 137 статей. 3) Первая Конституция была принята в США. -Ребята, подумайте, если утверждение верное, то вам нужно встать. Если неверное, то остаться на местах. - Почему мы затрудняемся определить неверное утверждение? | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать (Познавательное УУД) Уметь высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). |
III. Выявление места и причины затруднения (1 мин) | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | Организует обсуждение возникших затруднений. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | -Что необходимо сделать, чтобы выполнить данное задание? Мы не знаем, когда Конституция была принята, сколько глав имеет, историю ее создания. | формирование информационных, аналитических, умений через организацию работы со статьями Конституции РФ, умение работать с учебником; | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение анализировать и делать выводы. (Регулятивные УУД) |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. После проговаривания учитель раздает алгоритм. (приложение 2 ) | Учитель организует работу в группах. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. | -Давайте составим алгоритм нашей работы. - Что нам поможет? (наш опыт, учебник, текст Конституции и учитель) | | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь самостоятельно создавать способы решения проблемы (Познавательные УУД) |
V. Реализация построенного проекта (15 мин) | Читают текст, находят информацию, подбирают статьи из Конституции РФ к иллюстрациям, фиксируют понятия, составляют вопросы. Высказывают свои предположения в группе. | Организует исследовательскую работу групп с помощью обучающий структуры RAFT (организация проектной работы). (приложение 4 ) В качестве тьютора выполняет коррекцию деятельности детей. | Каждая группа проводит исследование и составляет проектную работу по заданной теме: I группа- история Конституции. II группа- Основы конституционного строя. III группа- Права и свободы человека и гражданина. IV группа-Президент Российской Федерации V группа- Федеральное Собрание. | формирование информационных, аналитических, умений через организацию работы со статьями Конституции РФ, умение работать с учебником. | Уметь овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). Уметь извлекать информацию из источника (Познавательные УУД) |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин) | Учащиеся представляют результаты исследования по своей теме. Формируют новые понятия. | Организует усвоение учениками нового материала с проговариванием во внешней речи. | Каждая группа представляет свой проект. Во время выступления одной группы, другие учащиеся фиксируют полученные новые знания на «Листе познания». | | Уметь применять на практике знания и умения. (Познавательные УУД) Освоить базовые понятия. (Познавательные УУД) Уметь корректировать собственную речь. (Коммуникативные УУД). |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) | Учащиеся сравнивают свои заполненные «Листы познания» с партнерами по группе, используя обучающую структуру ROUND ROBIN(обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз). Проверяют задания с эталоном, представленным учителем. Делают выводы. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, направленной на оценку полученных знаний. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | - Ребята, я вам предлагаю проверить свои ответы, заполненные в «Листах познания» с партнерами по группе, используя обучающую структуру ROUND ROBIN. - А теперь проверьте ваши ответы по эталону (приложение 5). - У кого всё правильно? - Кто допустил ошибку? В чем вы испытывали затруднения? -Давайте, ребята сделаем вывод о понятии «конституция» и о значении Конституции РФ в нашем государстве. | | Овладение приемами отбора и систематизации материала. (Познавательные УУД) Умение оценивать результаты, оказывать и принимать помощь. (Коммуникативные УУД) Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. (Личностные УУД) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала, как усвоили. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Подводим итог работы на уроке. - Какую цель ставили? Достигли мы цели? - Какая тема урока была? - Что получилось и не получилось? -Оцените свою деятельность на уроке, используя «Лестницу успеха». Разместите ваши смайлы на ступеньках: 1 ступень- «Я не уверен своих знаниях, мне необходимо изучить дополнительную информацию»; 2 ступень- «Я продвинулся вперед»; 3 ступень-«Я уверен в своих знаниях». | | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
IX. Домашняя работа (1 мин). | | Организует фиксирование домашнего задания. | - Ребята, попробуйте дома написать эссе на тему: «Мои права и обязанности». | | |