Разработка урока по обществознанию в 6 классе «Конституция – основной закон страны»
Разработка урока по обществознанию в 6 классе «Конституция – основной закон страны»
Разработка урока по обществознанию в 6 классе «Конституция – основной закон страны» учителя истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Верхнецасучейская средняя общеобразовательная школа". разработка урока по обществознанию составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта. работа на уроке предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию в 6 классе «Конституция – основной закон страны» »
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Верхнецасучейская
средняя общеобразовательная школа
Разработка урока по обществознанию в 6 классе
«Конституция – основной закон страны»
Учитель истории
и обществознания
Гаврилов И.А.
с. Верхний Цасучей,
«Конституция - основной закон страны»
Цель:
познакомить учащихся с основным законом страны – Конституцией РФ.
Задачи:
- проследить историю складывания конституций в мире и в России; охарактеризовать основные разделы Конституции РФ; объяснить и характеризовать систему власти в Российской Федерации;
- способствовать дальнейшему развитию умения работы с юридическими документами; навыков постановки и разрешения проблем; обогащению и усложнению обществоведческого понятийного аппарата учащихся; навыков заполнения схем; навыков работы в группе;
- способствовать развитию у учащихся способности задуматься над проблемой, воспитать в себе законопослушность, ответственность перед законом и государством.
Оборудование: учебник, рабочие материалы, текст Конституции Российской Федерации, презентация «Конституция - основной закон страны», мультимедийная техника.
Тип урока: урок-изучение нового материала.
План урока:
1. Понятие «конституция».
2. Из истории складывания Конституции в мире и в России.
3. Конституция – основной закон страны.
4. Система органов власти в современной России.
5. Подведение итогов.
Ход урока
Вводно-мотивационный этап.
(на слайде текст, ученик зачитывает вслух)
Слайд 2
Китайский философ IV в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить людей поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная! Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет.
И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил людей доверять законам.
Вопросы к классу:
О чем рассказывает эта притча?
О ком в ней говорится? (главное действующее лицо) – (философ Шан Ян)
Что он сделал в этой притче? (издал указ)
Что говорилось в указе? (о награде тому, кто перенесет бревно)
Указ был исполнен? (Да!)
Человек получил обещанную награду? (Да!)
Как вы думаете, для чего Шан Ян издал такой указ?
Ответ: для того, чтобы люди поверили в силу закона, что закон не обманывает.
-Скажите, вы что-нибудь знаете о законах?
-В нашей стране есть законы?
-Вы знаете, какой закон в нашей стране считается основным?
Ответ: Конституция.
Правильно!
-Тогда попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
«Конституция – основной закон страны»
Слайд 3
Запишем тему в тетрадь
-А что вы знаете о конституции, кроме того, что это основной закон страны?
(ответы учащихся)
-Вам достаточно этих знаний?
-Какие задачи мы перед собой поставим?
Разобраться, что такое конституция и для чего она нужна обществу?
План:
1. Понятие «конституция».
2. Из истории складывания Конституции в мире и в России.
3. Конституция – Основной закон страны.
4. Система органов власти в современной России.
II. Изучение нового материала.
1.Понятие «конституция».
СЛАЙД 4
Термин «конституция» произошел от латинского слова constitution – устройство, постановление. Она определяет (по ходу объяснения на доске появляется схема):
СЛАЙД 5
2. Из истории складывания Конституции.
Учитель: Для того чтобы разобраться в тех вопросах, которые мы наметили, нам необходимо узнать историю становления конституции в мире и в нашей стране.
Работая в группах, вы познакомитесь с материалами, которые расскажут вам о том, как создавались главные законы в разных странах мира. Прочитайте текст и ответьте на вопросы, приведенные ниже. СЛАЙД 6
Работа в группах
Рабочий материал для первой группы
Первые попытки создать Конституцию возникли много столетий назад. Еще в древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров.(1)
В своем современном виде первые конституции появились в XVIII веке: в США в 1791 г. «Билль о правах» и во Франции в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина».(2)
Фрагмент «Декларация независимости» США
«Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью(3); что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых (народа) (5); что если государство нарушает эти права, то народ вправе изменить его(4), основываясь на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа».
Вопросы к группе:
1. Когда были сделаны первые попытки создать Конституцию?
2. Назовите первые наиболее четко разработанные конституции, провозглашенные в ХVIII веке?
3. Каковы неотъемлемые права человека по американской конституции?
4. В каком случае народ имеет право на сопротивление?
5. Что такое справедливая власть, с точки зрения американской конституции?
Рабочий материал для второй группы
Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П.Пестелю и Н.Муравьеву.(1) Но крепостная Россия не была тогда готова к переходу от господства царского самодержавия к власти правды и закона. Примером может служить трагикомический факт. Очевидцы утверждали, что мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 года на Сенатскую площадь Петербурга, кричали: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!» Не слишком понимая тонкости права и престолонаследия, они полагали, что Конституция – Это жена великого князя Константина, который должен был сменить на троне своего брата – умершего императора Александра I.
Активно процесс вызревания конституционного строя пошел в период правления Александра II – царя-реформатора. Умный, дальновидный император своей властью намерен был даровать выборный парламент, который ограничивал бы его же самодержавную власть.(2) Однако намерениям не суждено было сбыться. Императора убили террористы.(3)
Следующий шаг на пути к Конституции в России был сделан 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».(4) Царь «даровал своим подданным политические и гражданские права и свободы, а также провозглашал создание нового законодательного органа – Государственной думы, избираемого на основе народного представительства. Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией, а Думу – первым русским парламентом.
После Октябрьской революции в 1918 году был принят документ с названием Конституция.(5) Она закрепила власть рабочих, у которых было несколько больше прав, чем у крестьян.
Затем были Конституции 1936., 1977 г. (5)
Сегодня действует Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г. (6)
Вопросы к группе:
1. Кем и когда были сделаны первые попытки по созданию Конституции в нашей стране?
2. Какие изменения в жизни российского государства хотел произвести Александр II?
3. Почему они не удались?
4. Какой документ фактически принято считать первой русской Конституцией?
5. В какие годы в нашей стране еще принимались такие документы как конституция?
6. Какая Конституция действует в Российской Федерации в настоящее время?
3. Конституция – основной закон страны.
-Итак, продолжим.
Сейчас мы познакомимся с Конституцией, действующей в нашей стране.
(учитель показывает брошюру Конституция РФ)
Наша Конституция состоит из преамбулы (вводной части), в которой говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечения процветания и благополучия России, и 9 глав. Каждая глава содержит определенное количество статей.
Задание:
Разделитесь на пары. У вас есть таблички, заполненные только наполовину. Внимательно прочитайте краткое содержание глав на карточках и соотнесите их с соответствующим названием. СЛАЙД 7
Структура и содержание Основного закона жизни
Название глав
Содержание
1.Основы конституционного строя
Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Человек, его права и свободы – высшая ценность.
Носителем власти в РФ является народ. Россия суверенна. Содержится характеристика Федеративного
устройства России. РФ – социальное государство, светское государство. Конституция имеет высшую юридическую силу (конституционный строй). Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ
2.Права и свободы человека и гражданина
Характеристика личных (гражданских), политических и социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в РФ
3.Федеральное устройство
Характеристика федеративного устройства РФ, государственный язык – русский. Разграничиваются вопросы, находящиеся в ведении РФ и в ведении субъектов РФ. Определяются границы, денежная единица, правовая база республик
4.Президент РФ
Президент – глава государства, гарант Конституции. ОН определяет основные направления внутренней внешней политики государства. Описан механизм выборов Президента, его полномочия. Прописан механизм отстранения Президента от власти
5.Федеральное собрание
Это парламент нашей страны. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совет Федерации и Государственной думы. Прописаны порядок их выборов и роспуска, их полномочия
6.Правительсво РФ
Осуществляет исполнительную власть. Расписаны полномочия правительства, порядок роспуска
7.Судебная власть
Правосудие в РФ осуществляется только судом. Содержится характеристика судей. Прописаны полномочия различных видов судов РФ
8.Местное самоуправление
Обеспечивает самоуправление в РФ. Указаны их полномочия
9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Определяется, кто и как может вносить поправки, прописан механизм внесения поправок
СЛАЙД 8
Давайте вместе проверим:
1-И, 2-А, 3-Д, 4-Б, 5-Е, 6-З, 7-Г, 8-В,9-Ж.
Молодцы!
4. Система органов власти в современной России.
Задание
У каждого из вас на столах имеется схема
«Система органов власти в современной России».
Давайте внимательно ее рассмотрим, она не до конца выполнена.
Попробуем ее закончить, используя текст учебника на стр. 120-121 и следующие термины: Президент, Федеральное собрание, Верховный суд, Государственная дума, Правительство, Совет Федерации, Министерства.
СЛАЙД 9 Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Посмотрите внимательно на схему. На ней хорошо видно, что в Конституции нашей страны закреплен принцип разделения власти (каждая ветвь власти выполняет свои задачи).
Подводятся итоги обсуждения и делаются выводы.
Закрепление:
Итак, давайте теперь ответим на такой вопрос –
СЛАЙД 10
Может ли общество жить без конституции?
Почему?
Домашнее задание:
Прочитать параграф18 и ответить на вопросы после него.
Практикум - по желанию.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
-Что бы вы еще хотели узнать?
-Вы довольны результатом своей работы на уроке?
-Вам понравилось сегодня на уроке?
Давайте оценим свою работу. Заполните оценочные листы и сдайте их мне, а я выставлю оценки в журнал.
№
Фамилия, имя
Само-оценка
Оценка группы
Оценка учителя
1
2
3
4
5
6
Спасибо за урок, ребята!
Вы хорошо сегодня поработали!
5. Депутаты и их роль в жизни общества.
Учитель: Я нисколько не сомневаюсь, что следующая и последняя наша остановка вам покажется интересной, потому что носит название «Станция Депутатская».
- Кто такие депутаты?
Задание
- Я предлагаю «оживить» станцию и «нарисовать» портрет депутата.
Разобьемся по группам:
Первая группа - описывает внешний облик депутата, манеры поведения.
Вторая группа – профессиональные качества, уровень образования, широту знаний, эрудицию.
Третья группа – необходимые черты характера (пунктуальность, тактичность, доброжелательность, выдержку и т.д.).
Четвертая группа – моральные качества.
Группы выполняют задание, и по ходу презентации работы групп на доске появляется «портрет» депутата.
Учитель: Внешний и внутренний мир депутата стал понятен. А для чего вообще нам с вами нужны депутаты?
- Может быть, не стоит тратить столько денег и сил на их выборы?
- Какую роль в жизни нашего общества играют депутаты?
Высказываются мнения ребят и подводятся итоги работы.
Рабочий материал для первой группы
Первые попытки создать Конституцию возникли много столетий назад. Еще в древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров.(1)
В своем современном виде первые конституции появились в XVIII веке: в США в 1791 г. «Билль о правах» и во Франции в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина».(2)
Фрагмент «Декларация независимости» США
«Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью(3); что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых (народа) (5); что если государство нарушает эти права, то народ вправе изменить его(4), основываясь на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа».
Вопросы к группе:
1. Когда были сделаны первые попытки создать Конституцию?
2. Назовите первые наиболее четко разработанные конституции, провозглашенные в ХVIII веке?
3. Каковы неотъемлемые права человека по американской конституции?
4. В каком случае народ имеет право на сопротивление?
5. Что такое справедливая власть, с точки зрения американской конституции?
Рабочий материал для первой группы
Первые попытки создать Конституцию возникли много столетий назад. Еще в древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров.(1)
В своем современном виде первые конституции появились в XVIII веке: в США в 1791 г. «Билль о правах» и во Франции в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина».(2)
Фрагмент «Декларация независимости» США
«Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью(3); что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых (народа) (5); что если государство нарушает эти права, то народ вправе изменить его(4), основываясь на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа».
Вопросы к группе:
1. Когда были сделаны первые попытки создать Конституцию?
2. Назовите первые наиболее четко разработанные конституции, провозглашенные в ХVIII веке?
3. Каковы неотъемлемые права человека по американской конституции?
4. В каком случае народ имеет право на сопротивление?
5. Что такое справедливая власть, с точки зрения американской конституции?
Рабочий материал для второй группы
Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П.Пестелю и Н.Муравьеву.(1) Но крепостная Россия не была тогда готова к переходу от господства царского самодержавия к власти правды и закона. Примером может служить трагикомический факт. Очевидцы утверждали, что мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 года на Сенатскую площадь Петербурга, кричали: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!» Не слишком понимая тонкости права и престолонаследия, они полагали, что Конституция – Это жена великого князя Константина, который должен был сменить на троне своего брата – умершего императора Александра I.
Активно процесс вызревания конституционного строя пошел в период правления Александра II – царя-реформатора. Умный, дальновидный император своей властью намерен был даровать выборный парламент, который ограничивал бы его же самодержавную власть.(2) Однако намерениям не суждено было сбыться. Императора убили террористы.(3)
Следующий шаг на пути к Конституции в России был сделан 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».(4) Царь «даровал своим подданным политические и гражданские права и свободы, а также провозглашал создание нового законодательного органа – Государственной думы, избираемого на основе народного представительства. Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией, а Думу – первым русским парламентом.
После Октябрьской революции в 1918 году был принят документ с названием Конституция.(5) Она закрепила власть рабочих, у которых было несколько больше прав, чем у крестьян.
Затем были Конституции 1936., 1977 г. (5)
Сегодня действует Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г. (6)
Вопросы к группе:
1. Кем и когда были сделаны первые попытки по созданию Конституции в нашей стране?
2. Какие изменения в жизни российского государства хотел произвести Александр II?
3. Почему они не удались?
4. Какой документ фактически принято считать первой русской Конституцией?
5. В какие годы в нашей стране еще принимались такие документы как конституция?
6. Какая Конституция действует в Российской Федерации в настоящее время?
Структура и содержание Конституци
Название глав
Содержание
1.Основы конституционного строя
2.Права и свободы человека и гражданина
3.Федеральное устройство
4.Президент РФ
5.Федеральное собрание
6.Правительсво РФ
7.Судебная власть
8.Местное самоуправление
9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции
И. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Человек, его права и свободы – высшая ценность.
Носителем власти в РФ является народ. Россия суверенна.
Содержится характеристика Федеративного устройства России.
РФ – социальное государство, светское государство. Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ
А. Характеристика личных (гражданских),
политических и социально-экономических
прав и свобод человека и гражданина в РФ
Д. Характеристика федеративного устройства РФ, государственный язык – русский. Разграничиваются вопросы, находящиеся в ведении РФ и в ведении субъектов РФ. Определяются границы, денежная единица, правовая база республик
Б. Президент – глава государства, гарант Конституции. ОН определяет основные направления внутренней внешней политики государства. Описан механизм выборов Президента, его полномочия. Прописан механизм отстранения Президента от власти
Е. Это парламент нашей страны. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совет Федерации и Государственной думы.
Прописаны порядок их выборов и роспуска,
их полномочия
З. Осуществляет исполнительную власть.
Расписаны полномочия правительства,
порядок роспуска
Г. Правосудие в РФ осуществляется только судом.
Содержится характеристика судей.
Прописаны полномочия различных видов судов РФ
В. Обеспечивает самоуправление в РФ.
Указаны их полномочия
Ж. Определяется, кто и как может вносить поправки,
прописан механизм внесения поправок
№
Фамилия, имя
Само-оценка
Оценка группы
Оценка учителя
1
2
3
4
5
6
№
Фамилия, имя
Само-оценка
Оценка группы
Оценка учителя
1
2
3
4
5
6
№
Фамилия, имя
Само-оценка
Оценка группы
Оценка учителя
1
2
3
4
5
6
№
Фамилия, имя
Само-оценка
Оценка группы
Оценка учителя
1
2
3
4
5
6
Закончите схему, используя текст учебника на стр. 120-121 и следующие термины: Президент, Федеральное собрание, Верховный суд, Государственная дума, Правительство, Совет Федерации, Министерства.
Закончите схему, используя текст учебника на стр. 120-121 и следующие термины: Президент, Федеральное собрание, Верховный суд, Государственная дума, Правительство, Совет Федерации, Министерства.