Просмотр содержимого документа
««конституция российской федерации»»
Урок обществознания в 9 классе
«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Автор: Рахманина Елена Борисовна, учитель
истории и обществознания МБОУ
«СОШ №18»
Чита- 2017 год
Цель урока:
1.Показать значение Конституции РФ как документа, имеющего высшую юридическую силу;
2.Развивать самостоятельность и умение работать с документами; 3.Воспитывать у учащихся уважение к прав, Законам страны.
Учащиеся должны знать:
Конституция обладает высшей юридической силой;
Человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью;
Главная цель Конституции РФ – признание, соблюдение и защита этих прав и свобод.
Учащиеся должны уметь:
Объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
Разбираться в основных принципах конституционного строя»;
Анализировать тексты.
Оснащение урока: текст Конституции РФ, презентация к уроку, ПК, проектор и экран, учебник «Обществознание» под редакцией Кравченко для 9 класса
Тип урока: изучение нового материала;
На доске эпиграф к уроку:
«Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других.
Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей»
Карл Поппер
План уроков:
Вводная беседа по эпиграфу.
Особенности Конституции.
Основное содержание Конституции РФ.
Основы конституционного строя.
Практическая работа по изучению Конституции РФ.
Содержание работы на уроке:
I.Вводная беседа с классом по эпиграфам:
Как вы думаете, каким образом государство может защитить человека?
Как называется основной закон страны?
В каком документе записаны основные права граждан нашей страны?
А когда была принята Конституция РФ?
После ответов учитель подводит итог:
«Конституция была принята 12 декабря 1993 года.
Впервые употребили это слово для обозначения своей программы участники «Северного общества» . Прошло много времени, прежде чем Конституция стала основным законом нашего государства. За годы советской власти и существования СССР у нас было принято 5 Конституций. (На слайде высвечиваются даты: 1918, 1922, 1924, 1936, 1977). В чем состоят особенности Конституции 1993 г, в чем выражается ее высшая юридическая сила, каковы ее основы и задачи, нам предстоит выяснить в течение урока.
II. Изучение темы урока.
Что такое Конституция и в чем состоят ее особенности?
На слайде учащиеся читают: «Конституция (constitution-лат.)- «установление, учреждение, устройство». Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации».
Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г (сейчас отмечается как День Конституции РФ)
Далее учитель говорит, сопровождая изображением на экране, а ребята записывают в тетради, об отличительных особенностях Конституции:
Закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;
Является основным источником права, служит основой для законодательства;
Обладает высшей юридической силой;
Отличается стабильностью;
Характеризуется особым порядком принятия и изменения.
(Кратко характеризуется каждое положение)
Основная структура и содержание Конституции РФ:
Преамбула – вводная часть, где кратко определены цели, условия, мотивы принятия Конституции (читают);
Основная часть (раздел I) – основной текст состоит из 9 глав, включающих 137 статей;
2.Основы конституционного строя.
Учитель показывает слайд: «Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами Конституции».
Основу конституционного строя составляет:
Народовластие
Федерализм
Правовое государство
Разделение властей
Приоритет прав человека
РФ – социальное государство
Суверенитет
Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности
Политическое многообразие
Идеологический плюрализм
Светский характер государства.
(Учитель кратко характеризует каждое положение)
Практикум по изучению содержания Конституции РФ.
Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает задание. Результаты представляют в виде схем.
1 группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и заполняет схему «Классификация основных прав и свобод»
2 группа изучает главу 3 «Федеративное устройство РФ», отвечает на вопрос: «Что такое федерация?» и составляет схему «Типы субъектов РФ».
3 группа изучает главу 4 «Президент РФ», составляет схему «Полномочия Президента РФ» и отвечает на вопрос: «Как Конституция РФ определяет статус Президента?»
4 группа изучает главу 5 «Федеральное собрание РФ» и объясняет назначение, структуру и полномочия Федерального собрания как парламента страны.
5 группа изучает главу 6 «Исполнительная власть. Правительство РФ» и составляет схему «Полномочия Правительства РФ»
6 группа изучает главу 7 «Судебная власть в РФ», определяет виды судов в РФ и составляет схему «Принципы судопроизводства в РФ»: объективность, Равноправие сторон, национальный язык судопроизводства, состязательность, гласность и открытость.
Группы работают в течение 15 минут, а потом сообщают результаты своей работы остальным. По мере необходимости делаются пометки в тетрадях.
Закрепление проводится:1) с использованием схем на экране: учащиеся называют пропущенные элементы в схемах власти, судопроизводства, прав и свобод человека; 2) ответы на вопросы: «Как государство может защитить права и свободы граждан?», «Существует ли система разделения властей в РФ?»
Домашнее задание: параграф 13, ответить на вопросы, выполнить задания № 3 и 4 .