Просмотр содержимого документа
«Конституция РФ – основной закон страны.»
Тема урока: Конституция РФ – основной закон страны.
Предмет: обществознание.
Класс: 9 общеобразовательный класс
Цели:
- образовательные:
дать учащимся представление о последовательности исторического пути развития конституционного строя в России;
выяснить, почему Конституция РФ является основным законом государства;
изучить содержание Конституции РФ с опорой на структуру документа;
формирование представления о важности соблюдения законов государства;
- развивающие:
развитие гражданско-правового образования учащихся;
продолжит работу с учащимися по формированию навыков работы с различными источниками по предмету;
уметь находить информацию и отвечать на вопросы предлагаемые учителем;
развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;
развитие умения работать в группе, выслушивать мнения других и излагать свои мысли;
- воспитательные:
привитие интереса к предмету;
формировать политическую культуру и гражданскую позицию у учащихся;
толерантность и уважение к Основному закону страны.
Задачи:
способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как основного закона страны;
способствовать осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя страны;
способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.
Планируемые результаты:
предметные: научиться характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы с опорой на её текст; называть основные цели и задачи Конституции РФ описывать этапы развития Конституции; называть и характеризовать основные задачи Конституции РФ;
метапредметные УУД:- 1) коммуникативные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, вдвигать версии её решения; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД:
формирование правовой грамотности, активной гражданской позиции, умение чувствовать ответственность за свои поступки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методические приемы: аналитическая работа с документом, самостоятельная работа, творческая, поисковая работы.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная.
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов Обществознание 9 класс. – М., «просвещение», 2019; Конституция РФ; раздаточный материал к уроку; тетрадь; мультимедийная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Документы по проблеме.
Конституция Российской Федерации.
Основные понятия: конституция, гражданин, гражданское чувство, патриот, гражданство.
Место урока в школьном курсе:
занятие может быть проведено в рамках изучения темы «Политическая система общества» курса «Обществознание» в 9-11 классах.
Этапы урока:
Мотивационный блок (содержательная часть, организационная часть, проблемная часть )
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Ход урока и этапы проведения занятия.
Мотивационный блок.
Организационный момент.
Содержательная часть. (Слайд 1)
Речевая деятельность.
Эпиграф к уроку
Какая Конституция самая лучшая?
Та, которая лучше исполняется.
Л. Берне (Слайд 2)
(1786-1837, немецкий публицист, литературный критик)
«Конституция – это генеральное соглашение между всеми группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живёт страна. Это та рамка юридически необходимого и возможного, выход за пределы которого общество не может не воспринимать как угрозу основам своего существования», - утверждает председатель Конституционного суда Валерий Дмитриевич Зорькин.
Наш мир перешагнул уже рубеж XXI века. Какой долгой, мучительной, трудной, кровопролитной была история человечества! А чего ждем мы в будущем?
Будут ли люди умножать силы зла или творить добро?
Многое зависит от того, какой выбор сделает человек.
Вопрос классу: обратите внимание на эпиграф к уроку, высказывание Берне: «Какая Конституция самая лучшая?
Та, которая лучше исполняется.»
Как вы думаете, почему Л. Берне так считал? (ответы на поставленный вопрос предлагают учащиеся.)
Актуализация темы
Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность?
(Ответ учащегося: паспорт, свидетельство о рождении)
Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?
(Ответ: ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение)
Как вы считаете, у государства может быть подобный документ?
(Ответ: да, Конституция)(Слайд 3)
О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Совершенно верно, о Конституции.
Тема урока
Цели сегодняшнего урока: (Слайд 4)
выяснить, почему Конституция РФ является основным законом государства;
изучить содержание Конституции РФ с опорой на структуру документа;
Какую информацию можно извлечь из Конституции? Это мы с вами узнаем в течении урока.
Изучение нового материала
Беседа с учащимися
Рассмотрим первый вопрос.
Что такое конституция? (в переводе с латинского означает «устройство», постановление) (Слайд 5)
Конституция – основной Закон государства, определяющий
Как устроено государство,
Как образованы органы власти,
Каковы права и обязанности граждан.
Приведите ваши ассоциации к понятию «Конституция» (Слайд 6,7)
Какое европейское государство впервые разработало проект конституции? (Франция, 1791 г.)
Какова история принятия конституции в нашей стране? (Слайд 8,9)
Сообщение учащегося. (Доклад)
- Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России.
С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован).
Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено.
Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II.
17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу.
Из уроков истории мы узнали, что в октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы.
Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.о. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России.
Вопрос к классу: (речевая деятельность)
- При каком президенте была принята Конституция? (Слайд 10,11)
Запись в тетради. (12 декабря 1993 год – принятие Кнституции РФ. Б.Н. Ельцин)
Прослушивание выступления Д . Медведева.
Давайте теперь обратимся непосредственно к Конституции. Что же
представляет Основной Закон государства? Какова структура Конституции?
Приведите пример из учебника на каждый из видов прав.
Хорошо, о правах мы с вами узнали. А каковы конституционные
обязанности человека?
Используя текст на стр. 87 учебника найдите и выпишите
конституционные обязанности гражданина. (Слайд 20)
1 Соблюдать законы государства.
2 Платить налоги и сборы
3 Защищать Отечество
4 Сохранять природу
5 Заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.
6 Беречь памятники культуры.
Сегодня на уроке мы узнали что: Закончи предложения: (Слайд 21)
Конституция это…………….
Основами конституционного строя России
являются…………….
Парламент РФ называется………
Верхней палатой парламента является…………………..
1 Тест
1
Конституцию от всех других федеральных законов отличает
1) высшая юридическая сила
2) обязательность для всех граждан
3) государственная обеспеченность
4) нормативно-правовой характер
2
Укажите черту, не относящуюся к Конституции.
1)
Закрепляет базовые принципы государственного устройства.
2)
Характеризуется постоянными изменениями.
3)
Содержит нормы, имеющие прямое действие.
4)
Обладает высшей юридической силой
3
К субъектам РФ не относится
1)
Нижний Новгород.
2)
Татарстан.
3)
Москва.
4)
Краснодарский край.
4
Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав
(свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом
столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА
А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь
В) право на защиту чести и достоинства
Г) право на свободу мирных собраний
Ассоциаций
Д) право на жизнь
ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)
1) гражданские (личные)
2) политические
3) социальные
5
В Российской Федерации правосудие осуществляется:
1)
Судом
4)
Судом, президентом и
2)
Президентом
правительством.
3)
Правительством
6
Установите соответствие между органами государственной власти РФ и
ветвями власти, к которым они относятся. К каждой к каждой позиции
подберите позицию из второго столбца.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ ВЕТВИ ГОС. ВЛАСТИ
А. Администрация Красноярского края. 1) законодательная
власть
Б.
Федеральное Собрание 2) исполнительная
власть.
В. Министерство юстиции РФ
Г.
Городская дума.
Д. Правительство РФ
Е.
Департамент образования г.
Москвы.
Итак, ребята, какую информацию мы можем извлечь из Контитуции РФ ? Ответы детей.
Все ребята молодцы, все работали в меру сил и возможностей. Спасибо
за работу!
Конституциями гордятся, на них приносят присягу главы государств, ими укрепляют государственную власть. Сегодняшняя Конституция- прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений. Это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны- Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов- норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.
Рефлексия: На доску прикрепляют герб РФ (картинку) напротив нужного предложения: