1. Организационный момент. Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке изучение нового материала. Накануне вы разделились на группы и получили свое задание. И на уроке вам предлагается предоставить свою работу. Я попрошу вас быть внимательными друг к другу, активно работать и не забывать вести конспекты. 2. Актуализация темы. Скажите пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность. (Паспорт, свидетельство о рождении). Какую информацию можно извлечь из паспорта? (ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение). А какой документ будет подтверждать ваше положение лицеиста? (дневник, зачетка). Какую информацию можно извлечь из дневника? (расписание уроков, ФИО преподавателей т.д.) Как вы считаете, а у государства есть подобный документ? (Да). Совершенно верно, таким документом является Конституция. Тема нашего урока «Конституция РФ». (слайд № 1) Раскрывая тему урока мы рассмотрим следующие вопросы. (слайд № 2) 3. Реализация плана урока. (слайд № 3) Конституция (лат. Constitution, установление, устройство). Как вы понимаете – основной закон государства? (главный закон, на его основе разрабатываются остальные законы страны). Правильно. Каковы же признаки Конституции? (слайд № 4) (слайд № 5) 12 декабря 1993 г. состоялся референдум, и была принята новая Конституция. Возникает вопрос, почему? Уже с начала 90-х гг. стала ясна необходимость создания новой Конституции. 12 июня 1990 г. – Россия провозглашена суверенным государством. После распада СССР в 1991 г. Началась трансформация российского общества в направлении демократического развития, лишения компартии ее господства. Весной 1993 г. По инициативе Б.Н.Ельцина был разработан проект Конституции РФ, но тогдашний состав Верховного Совета РФ и съезда Народных депутатов РФ не позволил принять данный проект Конституции. Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. Было утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, по которому требовалось, чтобы более 50% избирателей проголосовали за ее принятие. 12 декабря 1993 г. состоялся референдум (всенародное голосование), и была принята новая Конституция РФ. Конституция РФ состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей. (Возвращаемся к слайду № 4) Прошу обратить свое внимание на 3 признак Конституции. Закрепляет базовые принципы государственного устройства, права и обязанности граждан. Подошло время предоставления вашей работы. (слайд № 6) Разделение населения по территориальным единицам, - один из основных признаков государства. В любом государстве в зависимости от исторических, национальных, культурных традиций выделяются определенные территориальные единицы: провинции, графства, штаты, земли, губернии, области. Они, признавая себя частями общего государства, хотят самостоятельно решать многие вопросы. Так возникает необходимость четко определить политические, экономические, правовые и иные взаимоотношения между государством в целом (центром) и его частями (административно-территориальными единицами и автономными областями). Таким образом, возникает и конституционно закрепляется определенная форма государственного устройства. И сейчас, группа № 1 познакомит нас с устройством нашего государства. (Приложение № 1) Русская пословица гласит: «Сколько голов, столько и умов». Это наблюдение не будет лишним при решении сложных государственных проблем. Еще одним из признаков государства является принцип разделение властей. Данный принцип закрепила статья 10 Конституции РФ (слайд № 7). Прошу, группы № 2-5 (Приложение № 2-5) Конституция закрепляет правовой статус человека как гражданина данной страны (слайд № 8) Глава 2 Конституции РФ объясняет содержание каждого принципа через права и свободы человека и гражданина. С ними нас ознакомит группа № 6. (Приложение № 6) Мы знаем, что прав без обязанностей не бывает. А какими обязанностями нас наделила Конституция РФ. Пожалуйста, группа № 7. (Приложение № 7) Спасибо за работу всем. В заключении хочу отметить важную особенность Конституции РФ. На основании статьи 15 – Конституция имеет прямое действие (слайд № 9). В случае нарушения какого-либо положения вы можете пойти, например, в суд и потребовать защиты своих прав и интересов, ссылаясь на соответствующую статью Основного Закона. |