Конспект урока по обществознанию :"Исторические ступени развития общества".
Конспект урока по обществознанию :"Исторические ступени развития общества".
Урок 4. Исторические ступени развития общества
Цели: рассмотреть особенности исторических ступеней развития общества; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, работая с дополнительными материалами к уроку.
Основные понятия: аграрное общество, индустриальное общество, информационное (постиндустриальное) общество.
Оборудование: учебник.
План изучения нового материала
1. Ступени развития общества.
2. Общество охотников и собирателей.
3. Общество огородничества.
4. Общество земледельцев и скотоводов.
5. От аграрного общества к индустриальному ew Roman"; color:#333333'>феодализма.
2) Конец династии Меровингов. Карл Великий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию :"Исторические ступени развития общества".»
Урок 4. Исторические ступени развития общества
Цели: рассмотреть особенности исторических ступеней развития общества; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, работая с дополнительными материалами к уроку.
Основные понятия: аграрное общество, индустриальное общество, информационное (постиндустриальное) общество.
Оборудование: учебник.
План изучения нового материала
1. Ступени развития общества.
2. Общество охотников и собирателей.
3. Общество огородничества.
4. Общество земледельцев и скотоводов.
5. От аграрного общества к индустриальному.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня нам предстоит окунуться в историю человечества. Мы рассмотрим ступени развития общества.
(Сообщение темы урока и запись ее на доске и в тетради.)
II. Актуализация знаний
Два ученика работают по карточкам.
Карточка № 1
Как вы понимаете смысл слов: человек, культура, человек разумный, этнографы?
Карточка № 2
Как вы понимаете смысл слов: антрополог, природа, культура, человек — биологическое существо?
Одновременно идет работа с дополнительным текстом «Расы людей».
Предлагаем использовать один из методов критического мышления — инсерт (insert): при чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки. Пометки должны быть следующими:
V если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
— если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
III. Слово учителя
С древнейших времен и до наших дней в развитии общества можно выделить такие ступени: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, промышленное (индустриальное) общество.
Современным людям очень мало известно о первых днях человека. Среди ученых нет единого мнения в отношении места и времени появления первых людей. Вероятней всего, их было несколько десятков тысяч, они блуждали по земле в поисках пищи, будучи зависимыми от природы.
На ранних стадиях первобытного общества небольшие группы людей жили на больших расстояниях друг от друга. У них не было постоянного жилья. Его заменяли временные стоянки, которые возводили мужчины; уходя на долгую охоту, они оставляли в них женщин, детей и стариков. Небольшие группы мужчин-охотников, сильных и выносливых людей, передвигались на очень далекие расстояния. Для пропитания всей первобытной группы требовалась площадь в несколько сот квадратных километров. Первые
люди были объединены в группы от 20 до 60 человек, связанных кровным родством, т. е. они жили в родовых общинах.
IV. Самостоятельная работа с учебником по алгоритму
Группа 1
1. Прочитайте учебный материал на с. 21—22 «Общество охотников и собирателей».
2. Составьте план и запишите его в тетрадь.
Группа 2
1. Прочитайте учебный материал на с. 22 «Общество огородничества».
2. Составьте план и запишите его в тетрадь.
Группа 3
1. Прочитайте учебный материал на с. 22 -24 «Общество земледельцев и скотоводов».
2. Составьте план и запишите его в тетрадь.
V. Подведение итогов самостоятельной работы с учебником
Учащиеся по желанию или по выбору учителя представляют результаты работы с учебником.
VI. Слово учителя на основе дополнительного материала
VII. Подведение итогов урока
1. Вопросы по теме урока.
— Почему первыми из всех занятий древних людей были охота и собирательство/' (Данные виды деятельности были ориентированны на присвоение того, что дает природа, и не требовали от человека...)
— Что было необходимо древнему человеку для успешной охоты? (Обладать выносливостью, мужеством, знанием повадок животных, умением бесшумно нападать, метко стрелять, изготавливать орудия для охоты.)
— Какие умения и навыки были необходимы для собирательства? (Знать многие виды съедобных и несъедобных растений, лечебных трав, места их произрастания и время их наилучшего сбора.)
— Какие черты характеризуют Россию как индустриальное общество? (Распространено крупное машинное производство, наличие социальных групп предпринимателей и наемных работников.)
2. Письменный опрос.
— Запишите «да», если утверждение верное, «нет» — если неверное.
1) Первобытные люди жили на больших расстояниях друг от . друга.
2) Они представляли собой небольшие объединения от 20 до 60 человек, связанных кровным родством.
3) Маршруты первобытных кочевников зависели от сезонных созреваний плодов, нереста рыбы, передвижения и размножения животных.
4) Собранные американским антропологом Ричардом Ли данные о современных охотниках и собирателях в Калахари говорят о том, что пища этих людей совсем не питательна и очень сильно отличается от пищи современных американцев.
5) В период своего «детства» человеческое общество состояло из охотников и земледельцев.
6) Первобытные люди собирали не только растения, но и моллюсков, оставшихся после морского прилива.
7) Эпоха первобытности — это самый короткий период жизни человечества.
(Ключ: 1 — да, 2 — да, 3 — да, 4 — нет, 5 — нет, 6 —да, 7— нет.)
3. Проверка полученных результатов.
Учитель зачитывает утверждение и предлагает одному из учащихся озвучить свой ответ. Далее учитель предлагает поднять руки тем ученикам, которые дали такой же ответ. Если ответ верный, то группа ставит себе «+», если ответ неверный, то группа ставит себе «—» и т. д. Подобная технология позволяет достаточно быстро и объективно проверить результаты опроса.
Домашнее задание
Прочитать § 3. Практикум: задание 2.
Дополнительный материал
Современный мир шагнул в третье тысячелетие. Человечество подошло к этому важному рубежу с большими приобретениями и большими потерями. Какое будущее нас ждет? По какому пути будет развиваться цивилизация в XXI в.? Прогнозировать историю трудно, и неудивительно, что ученые дают разные ответы на зги вопросы.
Некоторое время назад появилась теория, согласно которой эпоха индустриальной цивилизации закончилась, и человечество (по крайней мере, часть его) вступает или даже уже вступило в следующий этап развития — постиндустриальную цивилизацию. При этом последняя четверть XX в. считалась переходным периодом, периодом противоборства старых и новых тенденций.
Что же представляют собой эта новые тенденции, позволяющие хотя бы в общем виде обрисовать контуры будущего витка цивилизационного развития?
Большие надежды связываются с научно-техническим прогрессом, успехи которого, видимо, могут преобразовать всю систему производства. Оно в большей степени будет ориентировано на удовлетворение потреби остей человека; тяжелый и монотонный труд, превращающий человека в придаток машины, сведется к минимуму. Зато максимально активизируются творческие возможности личности, от которой потребуются обширные знания, умение самостоятельно принимать решения, быстро реагировать на изменение ситуации. Исчезнут гигантские заводы — порождение и символ индустриальной эпохи, наносящие огромный ущерб окружающей среде. Технические устройства будут приобретать все более миниатюрные размеры, следовательно, уменьшатся и материальные расходы. Безотходные технологии, замена природного сырья синтетическим, новые источники энергии, строгое соблюдение экологических норм — все это позволит преодолеть катастрофическое противоречие между ноосферой и естественной средой, которое является еще одним неизбежным результатом индустриализации.
Ученые предполагают, что благодаря информационной революции и развитию микроэлектроники в производстве возрастет роль небольших предприятий, «мягкие» формы объединений которых (ассоциации, торгово-промышленные группы) позволят быстро реагировать на перемены в рыночном спросе и при необходимости перестраивать механизм производства. Огромные транснациональные компании, которые держат в своих руках львиную долю производства тех или иных видов продукции (от добычи нефти до радиоэлектронной аппаратуры), очевидно, сохранятся еще долгое время, но вынуждены будут потесниться с ростом мелкого и среднего бизнеса, уже сейчас производящего более половины валового национального продукта в Японии, Италии, Франции и других развитых странах.
Вполне вероятен и бурный процесс деурбанизации — оттока населения из городов. На протяжении всей истории цивилизации города были административными, экономическими и культурными центрами. Индустриальная эпоха превратила их также в промышленные центры. Гигантские города-спруты (так их стали называть еще в конце XIX в.) с многочисленными заводами, фабриками, верфями втягивали в себя огромные массы сельского населения, уходившего из родных мест в поисках работы. Современные мегаполисы, в которыхживет по 10—15 и даже более миллионов человек (Токио, Нью-Йорк, Мехико, Москва и др.), страдают от перенаселенности, загрязнения атмосферы, переизбытка транспорта и многих других проблем.
Характерно, что в последнее время в высокоразвитых странах возникла обратная тенденция: люди, работающие в крупных городах, предпочитают жить в более или менее удаленных от них предместьях сельского типа. Эта тенденция, по всей вероя гности, будет усиливаться. И эго вполне естественно для информационного общества, в котором человек, даже находясь дома, не чувствует себя оторванным от внешнего мира и с помощью компьютера и прочих средств связи может не только отдыхать, но и заниматься делами. Конечно, значительную роль в этом сыграет и деконцентрация (т. е. разукрупнение) производства.
Существенные изменения произойдут также в социально-экономической и политической сферах. Социалистическая система оказалась несостоятельной, однако и капитализм — по крайней мере, в формах, существующих сегодня, — в будущем претерпит значительные изменения. Ученые пока не имеют единого мнения по поводу нового типа общественных отношений. Некоторые его черты уже сегодня вырисовываются в «шведской модели» развития. Для этой модели характерны исчезновение крайних форм противоборства (и серьезных противоречий) между различными социальными группами, усиление их сотрудничества во имя совместного решения стоящих перед обществом проблем. Государство при этом все меньше вмешивается в экономику и общественную жизнь в целом, занимаясь в первую очередь охраной прав человека, урегулированием различных конфликтов, поддержанием порядка и законности. Расширятся права региональных и муниципальных органов. Децентрализация власти сделает ее более демократичной, приблизит ее к нуждам человека.
Наконец, в постиндустриальную эпоху, судя по многим признакам, произойдет своего рода революция духа. Кризис системы ценностей, начавшийся еще в прошлом столетии, к концу XX в. достиг своего апогея. Охватив огромные массы людей, разочаровавшихся в гуманистических идеалах и ни во что не верящих, этот кризис поистине стал знамением нашего времени. Но в последние годы уже проявляется и противоположная тенденция. В самых разных странах стремительно возрождается угасший под влиянием рационализма интерес к религии, которая на протяжении тысячелетий была источником духовной силы человека и хранительницей цивилизационных традиций. В обществе усиливается и тяга к высокой культуре. Так, в США, стране, где наибольшим спросом пользуется массовая культура, за последние десятилетия примерно втрое увечилась посещаемость музеев. Это и многое другое говорит о том, что прогнозы о приближении этапа духовного обновления человечества имеют под собой вполне реальную основу.
Еще одна важнейшая тенденция современного мира, которая, видимо, во многом будет определять его дальнейшее развитие, — это глобализация, т. е. возрастающая целостность мира. Многие ученые видят в глобализации признак начала формирования единой планетарной цивилизации.
Предпосылки для ее появления создала в конечном счете индустриальная эпоха, научно-технический прогресс. На протяжении XX в. экономические, политические, культурные, коммуникационные и прочие связи между различными странами и целыми континентами становились все более прочными. Заметно усилилась взаимозависимость локальных цивилизаций, которые в наши дни уже не могут вести отдельное, изолированное существование. События, происходящие в той или иной стране, нередко влияют и на судьбы ее соседей, а порой и мира в целом.
При этом такое влияние не всегда оказывается положительным. Мировые войны, крупные экономические кризисы, опасность применения оружия массового уничтожения — далеко не полный перечень примеров такого рода. Но у процесса глобализации, конечно, есть и другие стороны, внушающие оптимистический взгляд на будущее. Это формирование системы всемирного хозяйства с «разделением труда» между странами и кон тинентами, ведущее к созданию мирового рынка; тесно связанное с этим возрастание роли региональных экономических союзов (таких, как
Европейский союз); укрепление авторитета международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.); интенсивный обмен культурными ценностями и научными знаниями; «экспорт» оптимальных форм экономической, социальной и политической жизни; решительные ограничительные меры в сфере военного производства, уже приведшие к фактическому прекращению гонки вооружений.
Разворачивающаяся глобализация в принципе отнюдь не означает, что в будущем мир станет однообразным, унифицированным. Своеобразие культур, разумеется, должно сохраниться. И тем не менее современной тенденции к формированию планетарной цивилизации противостоит прямо противоположная тенденция — сепаратистская. Об этом убедительно говорят самые разные по своей сути явления — например, распад СССР и Югославии, исламский фундаментализм, движение за отделение провинции Квебек от Канады и т. д. Стремление отделиться, обособиться, освященное лозунгами (порой искусственно раздуваемое) сохранения политической, культурной, религиозной самостоятельности, стало знамением времени.
Нельзя забывать и о трагической неоднородности мира в социально- экономическом отношении, о резком противостоянии двух полярных зон, в одной из которых человек пользуется всеми благами и достижениями цивилизации, в то время как в другой, гораздо более обширной, царят нищета, голод и болезни, нередко оборачивающиеся массовыми эпидемиями.
Какая же из двух тенденций — глобалистская или сепаратистская — победит в будущем? Сумеет ли человечество найти путь к сбалансированному развитию, отыскать равновесие между всеобщим и локальным? Ответы на эти вопросы может дать только беспристрастная история.
Новый виток цивилизационного развития, как бы мы его ни называли — постиндустриальной, глобальной или какой-либо иной цивилизацией, — фактически еще не начался (хотя на этот счет есть и другие мнения). Пока появились лишь некоторые признаки, указывающие на то, что в недалеком будущем могут сформироваться новые цивилизационные основы. И это очень важно, ибо, как продемонстрировал опыт XX в., индустриальная цивилизация таит в своих недрах угрозу самоуничтожения. Если перестройки цивилизационных основ не произойдет, над самим существованием человечества нависнет серьезная опасность и сценарий будущего окажется весьма мрачным.
Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами. Наступившее третье тысячелетие, вся наша действительность, которая в конце концов и определит наш выбор, даст ответ и на другой вопрос; что значит быть человеком?