Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, самостоятельное формулирование понятия «семья», воспитание ответственности перед своей семьёй сегодня и чувство ответственности перед семьёй в будущем? Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельно добывать знания, развитие умения делать общие выводы, готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. (слайд 9-12) Что такое семья? Стих. «Когда появилось слово «семья»? Работа в группах. Ребята выполните первое задание: из набора слов составьте определение понятия «семья» и запишите в рабочем листе. (слайд 11) (Семья, на, группа, кровном, это, малая, основанная, родстве, или, браке, взаимной, которой, помощью, и, члены, ответственностью, быта, связаны, общностью, взаимная помощь.) (слайд 12) «Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью». Сверка с образцом на слайде (оценивание себя в рабочих листах). -На основании определения выделите характерные признаки семьи(слайд 13) Решение логических задач. -У каждой группы в рабочих листах имеется логическая задача, вы должны выяснить является ли семьёй приведённый пример отношений. Аргументируйте свою точку зрения. (слайд 14-20) - Как вы считаете, семья важна для человека? Зачем нужна семья? — Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в игру «Перевоплощение». Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья, от имени детей, вторая группа — от имени родителей, третья группа — от имени пожилых людей (бабушки и дедушки). -На протяжении истории человечества семья выполняла важные функции (функция-роль). Работа в группах. Подумайте, какие же роли выполняет семья? Семья, как мы видим, – один из фундаментальных институтов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении всей жизни человек входит в состав множества самых разных групп (группу сверстников, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам, спортивную команду), но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом и дети являются одной из составляющих развития человеческой личности. Учитель делает вывод после ответов детей: выполняя эти функции, семья придаёт устойчивость и стабильность обществу. Физкультминутка. -А сейчас я предлагаю вам встать рядом с партой. Встаньте на одну ногу, вытянув руки вперёд. Постояли на одной ноге, теперь на другой. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Постояли на одной ноге, затем на другой. Тихо сели. Учитель: -Когда было легче удержаться на одной ноге? -Почему в паре легче, как думаете? -Что вам помогло? (поддержка, взаимопомощь). Учитель: поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому что на взаимопонимании держатся семейные отношения. -(слайд 21) А как семья появляется? В начале урока мы с вами прослушали «Марш Мендельсона», этот марш используется при бракосочетании. -(слайд 22-23) Что же такое брак? (работа со словарем). Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. (этимология термина «брак») Понятие «брак» произошло от древнерусского «брачити», что означало отбирать, выбирать. (слайд 24) Практическая работа. - Представьте, что вы сейчас не ученики 8 класса, а юные юристы. У вас на партах статьи Семейного кодекса. Вам нужно изучить эти статьи, и помочь мне ответить на вопрос: каковы условия вступления в брак? (слайд 25) Перед вами задание -«Жизненный цикл семьи". Ваша задача - расположить в правильной последовательности этапы семьи, записав ответ цифрами, через запятую. Вы можете сразу выполнить это задание? (нет) - Где вы найдете ответ на вопрос? (учебник с.159-160) Проверка задания. Отметить ответы детей!!! Вопрос на размышление: -(слайд 26) На каком жизненном цикле находится ваша семья? -(слайд 27) Путешествие в Третьяковскую галерею. -Теперь все вместе совершим виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею, которая находится в Москве. Посмотрите перед вами картина Пукирёва «Неравный брак», написанная в 1862 году. -какой это век? -Сюжет картины - нередкая по тем временам жизненная драма: неравный брак. Юную девушку выдают без её согласия за богатого старика. Глаза невесты наполнены слезами, т.к. этот брак вынужденный. Гости с тревогой наблюдают за церемонией венчания. Ни у одного из них на лице нет радости и тожественности. Все гости, да и жених с невестой понимают, что в этом браке нет главного – любви. А значит- не будет эта семья счастлива. (Видеоряд картин о неравном браке под народную песню в исполнении Н. Кадышевой «У церкви стояла карета») -Можно ли сказать, что невеста счастлива? -Какое условие ст. 12 Семейного кодекса РФ, по вашему мнению, в сюжете картины? --(слайд 28-31) А сколько человек может быть в семье? -В зависимости от состава выделяют двухпоколенные и многопоколенные семьи. Семья, состоящая из детей и родителей, называется двухпоколенная-поколение детей и поколение родителей. А если с вами живут бабушка и дедушка, как мы назовём такую семью? -Ребята, поднимите руку, чья семья является двухпоколенной? -А чья многопоколенной? -Бывает так, что детей воспитывает один родитель-мама или папа, такая семья называется неполной. Бывают такие неполные семьи, где дети проживают без обоих родителей у бабушек или дедушек. -А в зависимости от того, какое количество детей в семье, как могут называться семьи? (многодетная, среднедетная, малодетная). В РФ происходит переход к малодетной семье. Во всем мире возрастает количество неполных семей. - Есть еще одна классификация семей: прочитайте материалы учебника страница 161 и ответь на вопрос: Чем различается нуклеарная и многопоколенная семья? (слайд 32-33) ученики пытаются определить по какому признаку можно охарактеризовать семьи на слайдах, по ходу работы с фотографиями учащимися индивидуально заполняют таблицу «Виды семей». По количеству детей | По количеству родителей | По количеству поколений | | | | | | | В качестве вывода и закрепления, после выполнения данной работы ребятам предлагается просмотреть репродукции картин и ответить на вопрос: «Какие виды семей изображены на картине», (слайд 33) Вопрос для размышления: Определите тип своей семьи. Вы хотите в будущем создать свою семью? Какая она у вас будет? Из кого будет состоять? -Государство стоит на страже интересов семьи. Некоторые стороны семейной жизни регулируются законом. Главными документами, регулирующими семейные отношения, являются Конституция РФ и Семейный кодекс. Работа в группах с документами. Учащимся предлагаются рабочие листы с извлечениями из Конституции РФ и Семейного кодекса. Задание группе №1 Прочитайте ст. 54, 56 Семейного кодекса и ответьте на вопросы Объясните статью 54. О каких злоупотреблениях идет речь в ст. 56? Приведите примеры. Куда может обратиться ребенок, если в семье сложилась неблагоприятная обстановка? Статья 54. 2.Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Статья 56. 1.Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Кодексом , органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей ( лиц, их заменяющих) 2 .При нарушении прав и законных интересов… ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд. Задание группе №2 Прочитайте статьи 7, 38 Конституции РФ и ответьте на вопросы 1. Почему государство уделяет семье большое внимание? 2. Почему забота о детях, их воспитание определены и как право, и как обязанность? 3. В каких случаях жизни применяется п. 3 статьи 38? Статья 7. В Российской Федерации…обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства Статья 38. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях Задание для группы №3 Прочитайте ст. 2 Семейного кодекса и ответьте на вопрос Какие вопросы регулируются семейным законодательством? Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством. -(слайд 34-36)Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. -Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС -В чем проявляется забота государства по укреплению семьи и увеличению рождаемости? -(слайд 36) 1. Государство выплачивает денежное пособие по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей. 2. Гарантирует бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание 3. Оплачивает полностью или частично питание в школе детям из малообеспеченных семей. 4. Предоставляет льготы многодетным семьям. 5. Государственная программа «Дети России» особое внимание уделяет оказанию помощи детям- сиротам, детям- инвалидам. 6. Проводится государственная политика по увеличению рождаемости. -(слайд 37-38) Не все вопросы семейной жизни может решить государство. Оно не может наладить отношения между мужем и женой, заставить детей уважать родителей. Иногда случаются разводы. -На каких ценностях должна держаться семья? 1 группа - Прочитав текст учебника, страница 161-162, выявите причины разрушения семей, изобразите схематично в рабочих листах. (слайд 39) 2 группа - Какие качества членов семьи способствуют укреплению семьи, а какие - разрушают семью. На большом листе слово «семья» написано слева красным цветом, а справа - черным цветом. На карточках даются слова: экономность, жадность, эгоизм, добродушие, уступчивость и т. д. (слайд 40-41) Необходимо разместить карточки со словами на большой лист. 3 группа - Взаимоотношения родителей и детей. Что может способствовать взаимопониманию и непониманию. + - Взаимопонимание Непонимание (слайд 42-43) (звучит музыка «Погода в доме» в исполнении Ларисы Долиной) (слайд 45) Задание: соедините пословицы, объясните их значение и определите к какому типу психологического климата в семье они относятся. На что и клад | И горе не берет | Где любовь да совет | Коли семье вражда | В семье разлад | Коли в семье лад | Согласную семью | Там и горя нет | Не будет добра | Так и дому не рад | -Сделайте вывод. Обобщение ответов учащихся. - Таким образом, семья- это стержень жизни каждого человека. Она немыслима без любви, доброты. Взаимопонимания. Любые проблемы, конфликты могут быть решены, если все члены семьи заодно, вместе, если в семье благоприятный психологический климат. - Давайте вернёмся к нашей легенде о семье из 100 человек, попробуем предположить, что же написал старец, в чём заключался секрет семейного счастья? Для этого мы с вами, ребята, достроим «дом счастья», состоящий из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения. -Предлагаю каждой команде набор кирпичей. Придумайте, какие кирпичики возьмёте для строительства нашего чудесного домика. Для фантазии даю вам 1 минутку. Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, в селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ и ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: СТО РАЗ ЛЮБОВЬ. СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: — И все? — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. — И, подумав, добавил: — И МИРА тоже. -Достроим наш чудесный дом с кирпичиками. Чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходимы эти кирпичики. - строительство любого дома заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для счастливой семьи называется – «хорошее настроение» -Вот мы все вместе построили наш «Дом счастья». - Как вы думаете, ребята, мы раскрыли секрет семейного счастья? Учитель читает стихотворение. Дом, как известно всем давно – Это не стена, не окна, Это не стулья со столом Это не дом. Дом – это то, куда готов Ты возвращаться вновь и вновь Яростным, добрым, нежным, злым Еле живым. Дом – это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут, Где ты забудешь о плохом – Это твой дом. |