kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока обществознания в 8 классе на тему "Семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит учащихся с понятием «Семья»; покажет роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания в 8 классе на тему "Семья"»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ФРОЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШУРУПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

ФРОЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


Методическая разработка открытого урока обществознания

в 8 классе на тему «Семья»

Подготовила и провела:

учитель истории и обществознания

Амелина О.В.



2016





Тема урока

Семья

Дата урока


Тип урока

изучение нового материала

Цели и задачи урока

Цель: формирование целостной системы знаний о семье как малой социальной группы.

ЗАДАЧИ:

1.Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Семья»; показать роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества в целом; познакомить учащихся с типами семей, условиями и порядком заключения и расторжения брака, государственной политикой в отношении семьи.

2.Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения); учебно-исследовательские умения учащихся.

3.Личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи; формировать представления о различных социальных ролях людей в семье; воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми.

4. Метапредметные: формировать умение анализировать текст, картины, схему, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.

5.Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед семьёй сегодня и чувства долга, перед семьёй будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействии людей.


План урока

1.Что такое семья? 2. Зачем люди создают семьи? 3. Какую роль выполняют семьи? 3. Какие бывают семьи. 4. Как государство заботится о семье?

методы и формы
обучения

Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):

- фронтальная (общеклассная);

-Групповая (мини-группы).

Методы обучения, применяемые на уроке:

1.По источнику знаний:

  • Словесный (вступительное слово учителя, выступления групп);

  • Наглядный (презентация, рабочие листы);

  • Практический (работа со статьями Семейного Кодекса РФ).

2.В зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся:

  • Объяснительно-иллюстративный (рассказ учителя);

  • Частично-поисковый.

Приёмы деятельности учителя:

  • Объяснение;

  • Рассказ;

  • Эвристическая беседа;

  • Использование межпредметных связей;

  • Организация самостоятельной работы с заданиями, документами, учебником.


Используемые технологии:


  • Информационные;

  • Интерактивные;

  • Сотрудничества;

  • Личностно-ориентированные;

Основные понятия

семья, малая группа, ячейка общества

Оборудование:

доска, экран, проектор, презентация Power Point, маркеры, карточки-задания для групп, магниты

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: давать определение понятию «Семья»; давать характеристику типам семей; определять функции семьи; характеризовать семейно-правовые отношения

условия заключения и расторжения брака


Получат возможность научиться: Формулировать определения, работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения, работать со статьями Семейного Кодекса, выступать публично решать логические задачи

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности


УМК: программа по обществознанию 5-9 кл. для общеобразовательных школ А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой, учебник «Обществознание» 8 кл. под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой


«ВСЕ САМОЕ ХОРОШЕЕ, ЧТО СВЯЗЫВАЕТ МЕНЯ С

ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, СВЯЗАНО С МОЕЙ СЕМЬЁЙ»

Вильгельм Гамбольт.



Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-вация
к учеб-

ной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения

в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися


Психологический настрой

-Здравствуйте. Сегодняшний наш урок я бы хотела начать словами знаменитого французского писателя Анатоля Франса, который однажды заметил: «Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».(слайд1)

-Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем получать знания с большим желанием.

-Ребята, подарите друг другу улыбку. Прислонитесь друг к другу ладонями. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

-Сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека.

(слайд 2) Звучит Свадебный марш Мендельсона, после прослушивания, которого учитель задает вопросы ученикам:

- Знакомы ли вы с этим музыкальным произведением?


-С какими понятиями у вас ассоциируется слово «семья»?

Учитель записывает эти слова рядом со словом «семья».


-(слайд 3) Следовательно, сколько бы не прошло лет, веков, тысячелетий люди всегда будут стремиться создать семью, без которой нет дома, любви, тепла.


-Я уверена, что не найдется на свете человека, которого не интересовала бы тема семьи. Мы с вами не исключение.

-Семья занимает во многих отношениях особое положение по сравнению с другими социальными группами.

-Каждый период человеческой истории накладывает свой отпечаток на семейные отношения. Изменяются нормы и законы, роли членов семьи, формы и методы воспитания детей, представления о значимости семьи в обществе. Одно остается неизменным-люди продолжают вступать в брак, растить детей, поддерживать отношения с родственниками, заботиться о родителях.


- Итак, какова тема урока?

(после того как дети озвучат свои предположения, показывается (слайд 4) с названием темы «Семья – ячейка общества»)


Работа с названием и иллюстрацией:

- Объясните, почему семью называют ячейкой общества.

- Как вы думаете, почему для оформления слайда я выбрала данную иллюстрацию.


(слайд 5) В семейном кругу, мы с вами растём.

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои

И в жизнь ты входишь из семьи.


Целеполагание. (слайд 6) -Исходя из темы урока, на какие вопросы вы хотели бы получить ответ? (по мере ответов учащихся на доске появляются листочки с этапами плана урока)

- (слайд 7) Всё верно, сегодня мы с вами познакомимся с понятием семья, функциями семьи, видами семей, зачем человеку семья, выясним, какую политику в отношении семьи проводит государство.

Этап организации групповой познавательной деятельности.

-Вы, наверное, обратили внимание, что сидите как-то необычно.

-Скажите, а дома вам уже приходилось сидеть вместе со всеми членами семьи вот так в кругу?

- А по какой причине ваша семья собиралась за одним столом?

-А класс можно назвать семьёй?

-Давайте вспомним, какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро, а главное результативно.

Работать сегодня мы будем в рабочих листах, которые я для вас подготовила. В них находятся все задания, которые помогут нам в изучении темы урока.

-Ребята, помните: задание надо выполнять с душой. Главное правило: твори, вспоминай, пробуй!


Слушают и обсуждают
тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать






-Тепло.










Учащиеся называют слова «дом», «уют», «дети», «доброта», «поддержка», «любовь» и т.д.

























1.Что такое семья? 2. Роль семьи в обществе. 3. Какие бывают семьи? 4. Как государство заботится о семье?




Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Акту-ализация знаний

7

Беседа

Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о социальной структуре общества, подвести учащихся к формулированию темы постановке задач урока.

Ожидаемый результат: установления правильности и объёмности выполнения домашнего задания всеми учащимися, умение высказывать своё мнение, планировать свою учебную работу.

-Когда вы слышите слово « Семья», о чём вы думаете?

- Что для вас семья?

(слайд 8) Напишите синквейн и выразите свое отношение к данной теме урока (индивидуальная работа).

Синквейн.

Семья.

Дружная, счастливая

Понимает, поддерживает, заботится;

Союз людей, объединенных любовью;

Ответственность.

Учитель: 1. Семья – это социальная группа. Вспомним:

-Что такое социальная группа? (группа людей, выделенная по социальному признаку) Приведите примеры соц. групп.

2. Семья – это малая группа. Что такое малая социальная группа? (небольшая по численности группа, объединенная общими целями, интересами, нормами, постоянно взаимодействующая) Приведите примеры малых социальных групп, больших социальных групп. (работа в рабочих листах с терминами)

3. Сделайте вывод: Что отличает малую социальную группу от большой.

- Постановка проблемного вопроса:

- Мне хотелось бы рассказать вам одну легенду. В древние времена жила на земле одна семья- 100 человек. И царили в ней мир и согласие. Молва об этом дошла до правителя. Вызвал он к себе главу семейства и спросил: «Как вам удается жить, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился на листке бумаги было начертано 100 раз одно и тоже слово……

-Какое слово написал старец и в чём заключается секрет счастья его семьи, мы постараемся сегодня с вами выяснить.

«Странная у меня семья: папа разговаривает со своей машиной, мама с цветами, сестра с кошками, я одна нормальная – с компьютером и телефоном».

Вопрос классу: Прочитайте высказывание девочки и определите, счастливая ли у неё семья или нет? Объясните свою точку зрения.








Отвечают
на вопросы,
составляют синквейны

























приводят примеры, работают с терминами в рабочих листах







Отвечают на вопрос учителя. В ходе дискуссии ставится проблема: какую семью можно считать счастливой.








Фронтальная работа








Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

III. Изучение нового материала

24

работа с карточками-заданиями, схемами, учебником, анализ произведений художников.


Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, самостоятельное формулирование понятия «семья», воспитание ответственности перед своей семьёй сегодня и чувство ответственности перед семьёй в будущем?

Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельно добывать знания, развитие умения делать общие выводы, готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

(слайд 9-12) Что такое семья? Стих. «Когда появилось слово «семья»?

Работа в группах.

Ребята выполните первое задание: из набора слов составьте определение понятия «семья» и запишите в рабочем листе.

(слайд 11) (Семья, на, группа, кровном, это,

малая, основанная, родстве,

или, браке, взаимной, которой,

помощью, и, члены, ответственностью,

быта, связаны, общностью, взаимная помощь.)

(слайд 12) «Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью».

Сверка с образцом на слайде (оценивание себя в рабочих листах).

-На основании определения выделите характерные признаки семьи(слайд 13)









Решение логических задач.

-У каждой группы в рабочих листах имеется логическая задача, вы должны выяснить является ли семьёй приведённый пример отношений. Аргументируйте свою точку зрения.

(слайд 14-20) - Как вы считаете, семья важна для человека? Зачем нужна семья?

— Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в игру «Перевоплощение». Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья, от имени детей, вторая группа — от имени родителей, третья группа — от имени пожилых людей (бабушки и дедушки).

-На протяжении истории человечества семья выполняла важные функции (функция-роль).

Работа в группах. Подумайте, какие же роли выполняет семья?

Семья, как мы видим, – один из фундаментальных институтов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении всей жизни человек входит в состав множества самых разных групп (группу сверстников, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам, спортивную команду), но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом и дети являются одной из составляющих развития человеческой личности.

Учитель делает вывод после ответов детей: выполняя эти функции, семья придаёт устойчивость и стабильность обществу.

Физкультминутка.

-А сейчас я предлагаю вам встать рядом с партой. Встаньте на одну ногу, вытянув руки вперёд. Постояли на одной ноге, теперь на другой. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Постояли на одной ноге, затем на другой. Тихо сели.

Учитель:

-Когда было легче удержаться на одной ноге?

-Почему в паре легче, как думаете?

-Что вам помогло? (поддержка, взаимопомощь).

Учитель: поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому что на взаимопонимании держатся семейные отношения.

-(слайд 21) А как семья появляется? В начале урока мы с вами прослушали «Марш Мендельсона», этот марш используется при бракосочетании.

-(слайд 22-23) Что же такое брак? (работа со словарем). Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.

(этимология термина «брак») Понятие «брак» произошло от древнерусского «брачити», что означало отбирать, выбирать.

(слайд 24) Практическая работа.

- Представьте, что вы сейчас не ученики 8 класса, а юные юристы. У вас на партах статьи Семейного кодекса. Вам нужно изучить эти статьи, и помочь мне ответить на вопрос: каковы условия вступления в брак?


(слайд 25) Перед вами задание -«Жизненный цикл семьи". Ваша задача - расположить в правильной последовательности этапы семьи, записав ответ цифрами, через запятую. Вы можете сразу выполнить это задание? (нет)

- Где вы найдете ответ на вопрос? (учебник с.159-160)

Проверка задания. Отметить ответы детей!!! Вопрос на размышление: -(слайд 26) На каком жизненном цикле находится ваша семья?


-(слайд 27) Путешествие в Третьяковскую галерею.

-Теперь все вместе совершим виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею, которая находится в Москве. Посмотрите перед вами картина Пукирёва «Неравный брак», написанная в 1862 году.

-какой это век?

-Сюжет картины - нередкая по тем временам жизненная драма: неравный брак. Юную девушку выдают без её согласия за богатого старика. Глаза невесты наполнены слезами, т.к. этот брак вынужденный. Гости с тревогой наблюдают за церемонией венчания. Ни у одного из них на лице нет радости и тожественности. Все гости, да и жених с невестой понимают, что в этом браке нет главного – любви. А значит- не будет эта семья счастлива.

(Видеоряд картин о неравном браке под народную песню в исполнении Н. Кадышевой «У церкви стояла карета»)


-Можно ли сказать, что невеста счастлива?

-Какое условие ст. 12 Семейного кодекса РФ, по вашему мнению, в сюжете картины?


--(слайд 28-31) А сколько человек может быть в семье?

-В зависимости от состава выделяют двухпоколенные и многопоколенные семьи.

Семья, состоящая из детей и родителей, называется двухпоколенная-поколение детей и поколение родителей.

А если с вами живут бабушка и дедушка, как мы назовём такую семью?

-Ребята, поднимите руку, чья семья является двухпоколенной?

-А чья многопоколенной?

-Бывает так, что детей воспитывает один родитель-мама или папа, такая семья называется неполной. Бывают такие неполные семьи, где дети проживают без обоих родителей у бабушек или дедушек.

-А в зависимости от того, какое количество детей в семье, как могут называться семьи? (многодетная, среднедетная, малодетная). В РФ происходит переход к малодетной семье. Во всем мире возрастает количество неполных семей.


- Есть еще одна классификация семей: прочитайте материалы учебника страница 161 и ответь на вопрос: Чем различается нуклеарная и многопоколенная семья?


(слайд 32-33) ученики пытаются определить по какому признаку можно охарактеризовать семьи на слайдах, по ходу работы с фотографиями учащимися индивидуально заполняют таблицу «Виды семей».


По количеству детей

По количеству родителей

По количеству поколений







В качестве вывода и закрепления, после выполнения данной работы ребятам предлагается просмотреть репродукции картин и ответить на вопрос: «Какие виды семей изображены на картине», (слайд 33)

Вопрос для размышления: Определите тип своей семьи.

Вы хотите в будущем создать свою семью? Какая она у вас будет? Из кого будет состоять?


-Государство стоит на страже интересов семьи. Некоторые стороны семейной жизни регулируются законом. Главными документами, регулирующими семейные отношения, являются Конституция РФ и Семейный кодекс.

Работа в группах с документами.

Учащимся предлагаются рабочие листы с извлечениями из Конституции РФ и Семейного кодекса.

Задание группе №1

Прочитайте ст. 54, 56 Семейного кодекса и ответьте на вопросы

  1. Объясните статью 54.

  2. О каких злоупотреблениях идет речь в ст. 56? Приведите примеры.

  3. Куда может обратиться ребенок, если в семье сложилась неблагоприятная обстановка?

Статья 54.

2.Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.


Статья 56.

1.Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Кодексом , органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей ( лиц, их заменяющих)

2 .При нарушении прав и законных интересов… ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.


Задание группе №2

Прочитайте статьи 7, 38 Конституции РФ и ответьте на вопросы

1. Почему государство уделяет семье большое внимание?

2. Почему забота о детях, их воспитание определены и как право, и как обязанность?

3. В каких случаях жизни применяется п. 3 статьи 38?


Статья 7.

  1. В Российской Федерации…обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

Статья 38.

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства

  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей

  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях


Задание для группы №3

Прочитайте ст. 2 Семейного кодекса и ответьте на вопрос

Какие вопросы регулируются семейным законодательством?

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством.


-(слайд 34-36)Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.


-Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС -В чем проявляется забота государства по укреплению семьи и увеличению рождаемости? -(слайд 36)

1.      Государство выплачивает денежное пособие по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей.

2.      Гарантирует бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание

3.      Оплачивает полностью или частично питание в школе детям из малообеспеченных семей.

4.      Предоставляет льготы многодетным семьям.

5.      Государственная программа «Дети России» особое внимание уделяет оказанию помощи детям- сиротам, детям- инвалидам.

6.      Проводится государственная политика по увеличению рождаемости.

-(слайд 37-38)

Не все вопросы семейной жизни может решить государство. Оно не может наладить отношения между мужем и женой, заставить детей уважать родителей. Иногда случаются разводы.

-На каких ценностях должна держаться семья?

1 группа - Прочитав текст учебника, страница 161-162, выявите причины разрушения семей, изобразите схематично в рабочих листах. (слайд 39)

2 группа - Какие качества членов семьи способствуют укреплению семьи, а какие - разрушают семью. На большом листе слово «семья» написано слева красным цветом, а справа - черным цветом. На карточках даются слова: экономность, жадность, эгоизм, добродушие, уступчивость и т. д. (слайд 40-41) Необходимо разместить карточки со словами на большой лист.

3 группа - Взаимоотношения родителей и детей. Что может способствовать взаимопониманию и непониманию.

+ -

Взаимопонимание Непонимание


(слайд 42-43) (звучит музыка «Погода в доме» в исполнении Ларисы Долиной)


(слайд 45) Задание: соедините пословицы, объясните их значение и определите к какому типу психологического климата в семье они относятся.


На что и клад

И горе не берет

Где любовь да совет

Коли семье вражда

В семье разлад

Коли в семье лад

Согласную семью

Там и горя нет

Не будет добра

Так и дому не рад


-Сделайте вывод.

Обобщение ответов учащихся.

- Таким образом, семья- это стержень жизни каждого человека. Она немыслима без любви, доброты. Взаимопонимания. Любые проблемы, конфликты могут быть решены, если все члены семьи заодно, вместе, если в семье благоприятный психологический климат.


- Давайте вернёмся к нашей легенде о семье из 100 человек, попробуем предположить, что же написал старец, в чём заключался секрет семейного счастья? Для этого мы с вами, ребята, достроим «дом счастья», состоящий из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения.

-Предлагаю каждой команде набор кирпичей. Придумайте, какие кирпичики возьмёте для строительства нашего чудесного домика.

Для фантазии даю вам 1 минутку.

Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, в селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ и ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: СТО РАЗ ЛЮБОВЬ. СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: — И все? — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. — И, подумав, добавил: — И МИРА тоже.

-Достроим наш чудесный дом с кирпичиками.

Чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходимы эти кирпичики.

- строительство любого дома заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для счастливой семьи называется – «хорошее настроение»

-Вот мы все вместе построили наш «Дом счастья».

- Как вы думаете, ребята, мы раскрыли секрет семейного счастья?

Учитель читает стихотворение.

Дом, как известно всем давно –

Это не стена, не окна,

Это не стулья со столом

Это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым

Еле живым.

Дом – это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.













работа в группах: составление определения термина «Семья», решение логической задачи





Признаки: 1.Малая группа

2.Кровное родство

3.Брак

4.Совместное хозяйство

5.Взаимная ответственность












обсуждение в группе ролей семьи
























работа с толковым словарем



работа с документом – ст. Семейного кодекса























































ответ: нуклеарная семья (родители + дети)

расширенная или многопоколенная семья (родители + дети + бабушки и дедушки т. д., если они живут вместе)















































выступления групп




















































Познавательные: проявляют умение работать с информацией

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

IV. Первичное осмысление и закрепление

7


Цель: закрепление нового материала.

Ожидаемый результат: умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые знания.

-наш урок был посвящён важной теме «Семья». Сегодня на уроке мы думали, анализировали, обобщали.

-Скажите на все ли вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока, мы получили ответы?

-Что нам помогло в этом?


- Что такое семья? (это малая группа (объединение людей ),основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.)

-Какие функции выполняет семья? (-Обеспечивает продолжение человеческого рода

-Берет на себя воспитание детей

-Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи

-Играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета.)


Задание: оцените высказывания. Если высказывание верное (истинное) отвечаем «ДА». Если высказывание неверное (ложное), отвечаем «Нет».

1.Семья в отличие от других малых социальных групп, характеризуется родственными отношениями.

2.Семья Ульяновых является родственной расширенной, она состоит из супругов и их детей.

3. Семья Ивановых является нуклеарной, у них трое детей и совместно с ними проживают дедушка с бабушкой.

4.Отношения в семье влияют на самочувствие и родителей и детей.

5.Семья, в которой один ребенок, называется неполной.

6.Дети могут влиять на психологический климат в семье.

7.Государство заботится о благополучии семьи.

8.Семья –важнейшая ценность, которая определяет благополучие не только человека, но всего государства.












дружба, взаимопонимание, ответственность, активность.


фронтальная беседа.


Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества

Познавательные: проявляют умение работать с информацией

Регулятивные: проводят взаимопроверку

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке


незаконченое предложение

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе


-(слайд 46) Вы знаете, что с 2008 года у нас в стране появился новый праздник, который мы отмечаем 8 июля. Покровителями этого праздника являются святые Петр и Февронья Муромские, которые олицетворяют собой идеал супружеской жизни. А символом этого праздника стала ромашка, простой, нежный полевой цветок.

-Мы должны понимать, что ничего идеального нет. И у каждой семьи есть свои проблемы и сложности, а для того чтобы их было, как можно меньше необходимо уметь слушать, слышать и прощать тех, кого вы любите.

-В конце нашего урока я хотела бы подарить вам по чистой ромашке, на которой вы напишите, чего не хватает вашей семье, для того чтобы она стала самой счастливой. А для того, чтобы выяснить чего же не хватает, придите сегодня домой, обнимите своих родителей, скажите, как сильно вы их любите и вместе решите, что вам нужно сделать, для этого. А во время споров и недоразумений посмотрите на свою ромашку, вспомните наше занятие и подумайте о том, что все проблемы маленькие и ничтожные и только семья является самым значимым и главным в жизни каждого человека.


-Я надеюсь, что сегодня вы получили массу положительных эмоций и необходимой информации, которая поможет вам в будущем. А для определения этого у вас на ваших листах контроля с обратной стороны нарисована гора, отметьте себя, пожалуйста, там, где вы считаете нужным. Если информация была вам необходима, и вы узнали много нового, нарисуйте на вершине горы, если вы уже раньше знали, и данная тема мало чем вам помогла на склоне горы, а если эта тема вам показалась неактуальной, то внизу горы.

Каждая группа должна продолжить предложение.

1. Семья нужна каждому человеку, потому что…

2. Главная семейная ценность – это…

3. Семья не может существовать без…


оценивание себя в рабочих листах

- Закончить наш урок мне хотелось бы словами:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!


Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!



Проводят рефлексию- выявляют, что получилось, что- нет.

Ставят себе отметки по шаблону


Регулятивные: оценивание своей работы

Коммуникативные: высказывают собственное мнение

Личностные: самоопределение, корректировка личности

VI. Домашнее за-дание



Конкретизирует домашнее задание.

Слайд 50

Параграф 24, вопросы, термины

Задание на выбор:

1. Подготовить рассказ «Традиции моей семьи».

2. Составить генеалогическое древо своей семьи

3. Написать мини – эссе на одну из предложенных тем.

1.Для чего человеку нужна семья.

2.Объясните смысл выражения «Семья- ячейка общества».



Записывают
домашнее

задание

Индивидуальная работа
















Группа №1 Рабочий лист.

Девиз урока: Учиться надо весело,

Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться!

Помни, задание надо выполнять с душой.

Главное правило: твори, вспоминай, пробуй!

Задание №1

Из набора слов составь определение понятию « Семья» запиши его вместо пропусков.

Группа, это, людей, родством, связанных.

Семья-__________________________________________________________

Запомни понятие!

Задание №2

Решение логических задач.

Условие: внимательно прочти задачу и устно ответь на вопрос.

Вопросы:

1.Является ли семьёй приведённый ниже пример отношений?

Аргументируйте свою точку зрения.

А) Игорь и Наталья – супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, снимая квартиру.

Задание №3

Какие функции выполняет семья?

Работа с учебником. Открой учебник на стр. 89, прочитай п.2 и выдели функции семьи.





Задание №4

Этапы рождения семьи.

Ваша задача - расположить их в правильной последовательности, записав цифры в ответ.

1.Обязанности по отношению друг к другу.

2.Брак.

3. Встреча мужчины и женщины.

4.Обязанности по отношению к детям.

5.Рождение детей.

Ответ:________________________

Брак - добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи.

Запомни понятие!

Задание №5

Практическая работа.

Условие: перед вами статьи Семейного кодекса, вам нужно изучить эти статьи и устно ответить на вопрос.

Вопрос: Каковы условия вступления в брак?

Из семейного кодекса РФ (от 29 декабря 1995 г.)

ст. 12 Условия заключения брака.

-добровольное согласие мужчины и женщины;

-достижение брачного возраста.

Ст.13 Брачный возраст.

-устанавливается в 18 лет;

-по уважительным причинам в 16 лет.

Домашнее задание.

1.п. 14, прочитать и ответить на вопросы.

2.А что вы знаете о своей семье? Предлагаю вам дома провести исследование, больше узнать о своей семье и о родственниках.

Для этого вам нужно выбрать тему мини-сочинения:

1) « Традиции моей семьи».

2) « Гордость нашей семьи».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока обществознания в 8 классе на тему "Семья"

Автор: Амелина Оксана Владимировна

Дата: 22.07.2016

Номер свидетельства: 337919

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока обществознания   на тему: "Семейные правоотношения" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-na-tiemu-siemieinyie-pravootnoshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "162686"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422380308"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока обществознания в 9 классе по теме "Семейное право" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-v-9-klassie-po-tiemie-siemieinoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "120768"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413805372"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока обществознания 5 класс "Моя семья - моё богатство"."
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokaobshchiestvoznaniia5klassmoiasiemiamoioboghatstvo"
    ["file_id"] => string(6) "296466"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456025165"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока обществознания 5 класс по теме " Семейные бесценности" с презентацией. "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-5-klass-po-tiemie-siemieinyie-biestsiennosti-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "128118"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415440638"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ  «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-siemieinoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "110599"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406286054"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства