kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Мы будущие избиратели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование понятия «выборы» и «ответственность» за свой выбор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Мы будущие избиратели"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28

с углубленным изучением отдельных предметов»








Урок обществознания

«Мы - будущие избиратели!»

7 класс






Автор:

Ванюшкина Юлия Владиславовна,

учитель истории обществознания,

8 (909) 02 02 594






РЕВДА

2015 г.

Современный человек практически ежедневно сталкивается с политическими вопросами, поэтому крайне важно иметь самостоятельную позицию по вопросам общественно-политической жизни государства. Гражданское общество невозможно сформировать без чувства ответственности граждан за происходящее в своей стране. Считаю, что уже в школе важно формировать политическую культуру. Каждый школьник – это будущий избиратель, и от того, какой выбор сделает подрастающее поколение, зависит будущее нашей страны.

Необходимо, чтобы учащиеся со школьной скамьи знали основные вопросы, связанные с понятиями выбор, ответственность, избирательное право, его нормы и принципы, определяющие законные основы жизнедеятельности граждан.

Эффективность представляемого урока заключается в том, что используемые методы и формы работы на уроке способствуют пробуждению познавательного интереса к данной теме, достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального воздействия в процессе урока.

Цель урока: формирование понятия «выборы» и «ответственность» за свой выбор.

Задачи урока:

- образовательные:

  • дать представление об избирательном праве;

  • познакомить с возможностями и условиями реализации политических прав;

  • познакомить с выборными государственными должностями.

- воспитательные:

  • воспитание уважения к закону;

  • воспитание чувства гражданского долга, интереса к политическим событиям, происходящим в государстве,

  • становление политической и правовой культуры.

- развивающие:

  • формирование умения извлекать необходимую информацию из нормативно-правовых источников;

  • формирование умения обобщать полученные знания и делать выводы на основе этих знаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: смешанный (урок-лекция, урок-беседа).

Методы, формы, приемы педагогического взаимодействия: лекция, эвристическая беседа, познавательные и проблемные задания, их обсуждение.

Межпредметные связи: с историей: 5 класс – Раздел «Древний Рим», тема: «Установление империи в Риме», 7 класс – Раздел «Россия на рубеже XVI-XVII веков», темы: «Смута: причины и начало», «Окончание Смутного времени», «Последствия Смуты»; с русским языком: 6 класс – Раздел «Разновидности речи», тема «Функциональные стили речи», с речью и культурой общения: 5 класс – Раздел «Стилистика», тема «Функциональные стили».

Внутрикурсовые связи: с обществознанием: 6 класс – Раздел «Политика и право», тема «Государство и граждане».

Оборудование: компьютер, презентация «Мы - будущие избиратели», которая выводится на мультимедийном проекторе, раздаточный материал, Конституция РФ.








Ты творец своей судьбы,
Строишь сам её ты с детства,
Выбор твой, уже учти,
Есть решающее средство!

Этапы урока и решаемые на них задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

Задачи:

  • подготовить учащихся к работе на уроке;

  • обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы;

  • психологически настроить на учебную деятельность.

Учитель приветствует учащихся: Здравствуйте ребята. Можете садиться.

Настраивает учащихся на активную учебную деятельность.

Проверяет присутствующих и отсутствующих на уроке.


Форма организации обучения: фронтальная.

Методы обучения: метод стимулирования и мотивации учебной деятельности – метод формирования долга и ответственности в обучении (предъявление учебных требований).

Приветствуют учителя, называют отсутствующих.

  1. Проверка домашнего задания

Задачи:

  • установить правильность и осознанность выполнения д/з всеми учащимися;

  • устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях и умениях учащихся.

Мы продолжаем изучать вопросы, связанные с темой «Подросток», особенностями поведения тинэйджеров в обществе. Вспомним:

Кого называют подростком?

Почему этот возраст называют трудным?

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Учитель предлагает учащимся проверить домашнее задание путем тестового контроля (5 вопросов, где предусматривается 1 вариант ответа).

Учитель: Ребята, как известно, вам было задано на дом выучить записи в тетради. Проверим, как вы усвоили материал.

Учитель диктует тест, проговаривая каждый вопрос. (ВОПРОСЫ НА СЛАЙДАХ)

  1. Представление человека о своей ценности, оценка собственных качеств, достоинств и недостатков называется:

А) самовоспитание;

Б) самосознание;

В) самооценка. (Слайд 2)

  1. Метод самовоспитания, представляющий собой короткое отрывистое расположение, сделанное самому себе называется:

А) самовнушение;

Б) самоприказ;

В) самоодобрение. (Слайд 3)

  1. Осознание человеком себя как индивидуальности, направленность сознания человека на самого себя – это:

А) самовоспитание;

Б) самосознание;

В) самооценка. (Слайд 4)

  1. Застенчивость, чрезмерная уязвимость, состояние подавленности, формирование вредных для здоровья привычек являются характерными чертами:

А) завышенной самооценки;

Б) средней самооценки;

В) заниженной самооценки. (Слайд 5)

  1. Систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым идеалом называется:

А) самовоспитание;

Б) самосознание;

В) самооценка. (Слайд 6)

Ключ к тесту: 1.Б, 2.Б, 3.Б, 4. В, 5А.

Ответы на вопросы теста на СЛАЙДЕ. (Слайд 7)

Учитель говорит ученикам, чтобы они поменялись листочками, на которых выполнен тест, друг с другом и проверили их. Затем выставляется оценка, критерии которой указаны на доске.

Критерии оценивания:

5 баллов – «5»;

4балла – «4»;

3балла – «3»;

2 и менее баллов – «2».

Учитель: А сейчас передайте, пожалуйста, свои листочки на первую парту.


Форма организации обучения: фронтальная.

Методы обучения: метод контроля и самоконтроля – письменный опрос в форме теста.




Учащиеся предлагают свои варианты ответов.








Учащиеся выполняют тест, далее проверяют его друг у друга и ставят оценку, соответствующую критериям.

  1. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Задача:

  • организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.


Сообщение учащимся новой темы «Мы – будущие избиратели!»

Учитель: Наш урок проходит в преддверии 4 ноября - Дня Народного Единства, государственного праздника России. (Слайд 8)

Что вы знаете об этом празднике?

Как же тема урока может быть связана с данным праздником?

Цель нашего урока – познакомиться с понятием «ВЫБОРЫ», ответственностью за свой выбор. Для современного подростка очень актуальна проблема выбора.

Человек не может жить один, вне коллектива, он все время выбирает с кем дружить, с кем сидеть за одной партой? Человеку постоянно приходиться осуществлять какой-то выбор.

Но сегодня на уроке мы будем говорить не только о том выборе, с которым вы сталкиваетесь в повседневной жизни, а о выборе, связанном с решением государственных вопросов. В этом году мы с вами изучаем вопросы, касающиеся подростка, как он проявляет себя в различных сферах жизни общества, в том числе и политической.

Давайте вспомним, что включает в себя политическая сфера общества? (Слайд 9)

Учитель заслушивает ответы учащихся.

Учитель: Таким образом, политическая сфера - это область общественной жизни, в которой осуществляется управление развитием общества, регулирование отношений между классами, нациями и другими социальными группами по поводу государственной власти и с помощью государства.

НА СЛАЙДЕ: (Слайд 10)

Что из перечисленного относится к политической сфере общества?

1) выплата пенсий, 2) выборы Президента,

3) выставка картин, 4) съезд партии,

5) продажа акций завода, 6) деятельность парламента.

Очень хорошо! А сейчас выясним, что же вы знаете о политической сфере.

Учитель предлагает учащимся блиц - турнир: (Слайд 11-12)

  1. Назовите нынешнего Президента РФ. ( Путин В.В.)

  2. Назовите имя первого Президента РФ. (Ельцин Б.Н.)

  3. Какой праздник отмечают в России 12 июня? (День России)

  4. Назовите основной закон нашей страны. (Конституция)

  5. Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 года)

  6. Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн)

  7. Назовите автора слов гимна России? (Михалков С.В.)

  8. В каком возрасте гражданин России начинает пользоваться основными правами и свободами? (С момента рождения)

  9. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? (с 18 лет)

Молодцы!!!

Тема нашего урока связана с будущими избирателями, а разве сейчас вы ничего не выбираете?

Учитель предлагает привести примеры выбора в жизни учащихся с указанием сферы общественной жизни, к которой данный выбор относится. Затем проверяет правильность выполнения задания.

Форма организации обучения: фронтальная.

Методы обучения: перцептивные – словесный (рассказ-вступление), вводная беседа, метод стимулирования и мотивации учебной деятельности, опрос.

Учащиеся открывают свои тетради и записывают тему урока.



Учащиеся предлагают свои варианты ответа.

















Учащиеся предлагают свои варианты ответа.









Учащиеся предлагают свои варианты ответа.




Учащиеся поднимают руки и отвечают на вопросы блиц – турнира.


















Учащиеся предлагают свои варианты ответа.


  1. Усвоение новых знаний

Задача:

  • сформировать у учащихся соответствующие знания об изучаемых фактах, процессах, явлениях (понятие выбор, почему для русского народа важен такой праздник, как День народного единства, как он связан с выборами, виды избирательного права, значение выборов).


Сообщение учителем нового материала и формирование соответствующих умений и навыков.

План объяснения материала: (Слайд13)

    1. Что такое политические выборы.

    2. Кого мы выбираем.

    3. Для чего выбираем.

Учитель: Что же мы называем выборами в политике?

Легко  ли  делать  этот выбор?

А давайте подумаем, почему иногда легко сделать выбор, а порой это бывает очень сложно?

Таким  образом, в  ходе  беседы  формируется  понимание  самой  проблемы  выбора,   которая  заключается  и  в  наличии  у  человека  опыта  выбирать, принимая  решения, и  в  наличии  силы  и  смелости  сделать  этот  выбор.

Учителем  вводиться  и  тема  ответственности  за  сделанный  выбор, что  позволяет  подчеркнуть  актуальность  данного  урока.

Запись в тетради: Выбор - наличие различных вариантов для осуществления воли.(Слайд 14)

Наличие выбора связано с существованием свободы воли человека. Каждый человек стремиться обладать как можно большим выбором, чтобы самому определять свое будущее, добиваться своих целей и осуществлять желания.

 Вы вырастете и станете взрослыми людьми, и вам дана возможность выбирать: в каком доме жить, где работать, чем питаться, с кем общаться и какой образ жизни вести. Эта свобода воли напрямую связана с принятием ответственности. Человек может выбирать, а значит, сам несёт ответственность за свой выбор. Пико делла Мирандола (итальянский философ-гуманист) сказал: «Рождающемуся человеку Отец дал семена и зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нем свои плоды».

Таким образом, перед каждым человеком в течение всей жизни встает тот или иной выбор, каждому человеку предоставляются определенные возможности, и человек выбирает воспользоваться ими или нет. (Слайд 15)

Государство предоставляет каждому гражданину право выбора кандидатов в органы власти, право выбора политических партий и их программ развития страны. (Слайд 16-17)

Например, еще в Древнем Мире, в Римской республике с V века до н.э. (после падения монархии и изгнания царя) в Древнем Риме верховной властью стали обладать два избираемых на один год из числа патрициев претора («впереди идущий»); они избирались народным собранием путем голосования. (Слайд 18)

Если мы с вами обратимся к истории нашего государства, то не можем не отметить события Смутного времени.

Давайте подумаем, как этот период связан с темой нашего урока? (Слайд 19)

Действительно, 21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Романова, положив начало новой династии. Это был съезд представителей различных земель и сословий России, созванный для избрания на престол нового царя и легитимизации новой династии на российском престоле, когда перед государством наиболее острым являлся вопрос о выборе нового правителя.

В память в ознаменование конца Смутного времени, случившегося около 400 лет назад, 4 ноября в России отмечается государственный праздник - День Народного Единства. В это время Россия, находясь на грани развала, сумела собраться с силами, изгнать польских и шведских интервентов и выбрать, наконец, нового русского царя.

«Цель любых выборов прежде всего в том, чтобы обрести правителей - людей, обладающих наивысшей мудростью для того, чтобы выделять цели, общие для всего общества, и наивысшей добродетелью для того, чтобы придерживаться их в своей деятельности», - Джеймс Мэдисон (четвёртый президент США, один из ключевых авторов Конституции США).

Давайте обратимся к Конституции. В какой главе закреплены основные права и свободы человека и гражданина? (работа с Конституцией РФ) (Слайд 20)

В Конституции, как основном законе государства, закрепляется, право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (п.2 ст.32), и что выборы производятся «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (п.1 ст.81). (Слайд 21)

Как вы понимаете смысл фразы: «Всеобщее избирательное право»?

Всеобщность означает, что все граждане РФ, достигшие установленного законом возраста, обладают правом избирать органы власти и выдвигать свои кандидатуры для избрания.

Что вы понимаете под прямым избирательным правом?

Граждане голосуют только «за» или «против» кандидата, политической партии. Иных форм выражения своего мнения не допускается.

Таким образом, с наступлением совершеннолетия у граждан РФ появляется право избирать и быть избранным.

Запись в тетрадь: Право избирать органы власти называется активным избирательным правом. (Слайд 22)

А что же тогда можно назвать пассивным избирательным правом?

Запись в тетрадь: Право выдвигать свою кандидатуру для избрания в органы власти называется пассивным избирательным правом.

Правом избирать органы власти (активным избирательным правом) обладают: граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 18 лет, при выборах в Свердловскую областную Думу – гражданин должен иметь место жительства на территории Свердловской области; при выборах в Ревдинскую Городскую Думу – гражданин должен иметь место жительства на территории городского округа Ревда. (Слайд 23)

Пассивным избирательным правом обладают: граждане РФ, на выборах в Государственную, Свердловскую областную и Ревдинскую городскую Думу, достигшие возраста 21 год, на выборах Президента, граждане РФ, достигшие 35 лет.

А кого выбирают все граждане нашего государства? (ответы учащихся) (Слайд 24)

Прежде всего, это

  • Президента РФ (избирается сроком на 6 лет);

  • Депутатов Государственной Думы РФ (избираются сроком на 5 лет, 450 человек).

Давайте найдем в Конституции, кто может быть Президентом РФ, а депутатом Государственной Думы? (Слайд 25-26)

(работа с Конституцией РФ, учитель называет главы, с которыми ребята работают)

На региональном и муниципальном уровне это:

  • Губернатор Свердловской области (4 года)

  • Областная Дума (4 года) и т.д.

  • Депутаты Думы городского округа Ревда

Как вы думаете, а зачем нужны выборы? (Слайд 27)

Значение выборов:

1. Способ выражение мнения населения;

2. Способ непосредственного участия населения в управлении государством;

3. Способ формирования органов власти с учетом мнения большинства;

4. Возможность каждого гражданина выдвинуть свою кандидатуру в органы управления

5. Разработка политическими партиями и кандидатами предвыборных программ, которые содержат различные предложения по совершенствованию той или иной сферы. Самые лучшие из этих предложений претворяются в жизнь, даже если партия не победила на выборах.

Форма организации обучения: фронтальная.

Методы обучения: перцептивные – словесные (беседа), практический (поиск и отбор информации).

Средства обучения: Конституция РФ.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с одной из основных форм участия граждан в политической жизни общества - ВЫБОРЫ. Через несколько лет вы воспользуетесь активным избирательным правом, придете на избирательный участок, где отдадите голос за своего кандидата. Будущее ваших родителей, вас и ваших детей будет зависеть от вашей политической культуры, от вашей активности и неравнодушия, от вашей гражданской ответственности. (Слайд 28)







Учащиеся предлагают свои варианты ответа.








Учащиеся заслушивают учителя, приводят примеры, записывают определение в тетрадь.

































Учащиеся предлагают свои варианты ответа.
























Учащиеся работают с Конституцией РФ, находят в документе необходимые статьи.




Учащиеся в беседе с учителем предлагают свои варианты ответов на вопросы учителя об избирательном праве, его видах.































Ученики предлагают свои варианты.





Учащиеся работают с Конституцией РФ.








Ученики предлагают свои варианты.

















Под руководством учителя ученики формулируют вывод по уроку.

  1. Закрепление нового материала

  • закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Учитель проверяет понимание учебного материала, внутренних связей и закономерностей.

Учитель: Ребята, с какими понятиями мы с вами сегодня познакомились на уроке? (выбор, ответственность, избирательное право: активное и пассивное).

Какой документ имеет высшую юридическую силу в нашем государстве? (Конституция РФ)

В каком возрасте гражданин России начинает пользоваться основными правами и свободами? (С момента рождения)

С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? (с 18 лет)

Кто может быть избран Президентом РФ? (гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет)

Кто может быть избран депутатом Государственной Думы? (гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах)

Форма организации обучения: фронтальная.

Методы обучения: опрос.



Учащиеся предлагают свои варианты ответов.



Учащиеся отвечают на вопросы учителя, закрепляют рассмотренный на уроке материал.

  1. Подведение итогов

Задачи:

  • способствовать становлению политической и правовой культуры.

  • содействовать осмыслению своего политического статуса;

Учитель подводит итоги урока и делает выводы. Дает оценку проделанной работе и ставит отметки учащимся.

Учитель: Все о чем мы говорили на сегодняшнем уроке – это ваше будущее! Каждое поколение имеет право выбирать свое будущее и определять пути развития.

Сегодня гражданин России имеет право свободного выбора, и это право он может осуществить в день голосования на избирательном участке. Таким образом, гражданин РФ участвует в управлении государством, решении важных государственных вопросов. Отдавая свой голос за того или иного кандидата, все мы и каждый из нас выбирает пути развития Российского государства. Голос каждого гражданина становится решающим в определении судьбы нашей страны. (Слайд 29)

Форма организации обучения: фронтальная

Методы обучения: убеждения в значимости учения, рассказ-заключение.


  1. Информация учащимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задачи:

  • сообщить учащимся о характере д/з;

  • разъяснить методику его выполнения.

Учитель информирует учащихся о домашнем задании.

Учитель: Запишите задание на дом в своих дневниках. Рассуждение на тему «Почему необходимо участвовать в выборах?»

Учитель: Спасибо за активную работу. До свидания! (Слайд 30)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.





Список используемой литературы

    1. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. - ВАКО, 2006.

    2. Данилов А., Косулина Л. История России: конец XVI-XVIII вв.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., 2007.

    3. Конституция Российской Федерации.

    4. Сообщество взаимопомощи учителей/pedsovet.su

    5. Социальная сеть работников образования/ nsportal.ru

    6. Федеральный закон РФ от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ».

    7. Фриш Г.Л. «Правовой справочник для учеников общеобразовательных школ и их родителей» - 2001.

    8. Хуторской В.Я. Обществознание – термины и понятия –-2006.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Мы будущие избиратели"

Автор: Ванюшкина Юлия Владиславовна

Дата: 04.06.2016

Номер свидетельства: 332560

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока по теме "Избирательное право""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekturokapotiemieizbiratielnoiepravo"
    ["file_id"] => string(6) "266195"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450107749"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока на тему "Выборы" "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vybory"
    ["file_id"] => string(6) "126847"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415215763"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока  по обществознанию 11 класс "Избирательное право. Избирательный процесс". "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-11-klass-izbiratiel-noie-pravo-izbiratiel-nyi-protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "106848"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403097067"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства