Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Религия как одна из форм культуры", 8 класс.»
Урок обществознания.
(8 класс)
Тема урока: «Религия как одна из форм культуры».
Цели урока:
Обучающая:
Сформировать у учащихся представление о религии, ее месте в современном обществе.
Воспитательная:
Воспитать у учащихся бережное отношение к религии, разным конфессиям.
Развивающая:
Развивать умения и навыки работать в группах, парах, с разными источниками
Задачи урока:
1.Раскрыть черты религиозного сознания.
2.Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.
3.Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.
Тип урока: комбинированный, с элементами исследовательской деятельности, Основные приемы: индивидуальная работа с учебной литературой, рассказ учителя, работа в парах, группах.
План урока:
1.Организационный момент
2.Проверка и актуализация знаний
3.Изучение нового материала
4.Обобщение и систематизация новых знаний
5.Закрепление изученного материала
6.Итоги и рефлексия
7.Домашнее задание
1. Орг. начало урока.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас видеть на нашем сегодняшнем уроке! Проверьте, всё ли у вас готово для плодотворной работы на уроке: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, дневник и ваши светлые головы. Надеюсь, что сегодня на уроке вас не смутит присутствие гостей, и вы будете работать так же активно и плодотворно, как работаете на всех наших уроках.
- (имя ученика) скажи, пожалуйста, кто сегодня отсутствует!? Очень жаль. Надеюсь, что отсутствующие обязательно узнают о пройденном нами сегодня материале и узнают домашнее задание.
-А сейчас хотелось бы озвучить цели и задачи нашего урока (перечислить задачи урока и план работы).
План урока:
1. Роль религии в жизни общества, мировые религии.
2. Религиозные организации и объединения.
3. Свобода совести и свобода вероисповедания.
Задачи урока:
Познакомиться с мировыми религиями.
Охарактеризовать основные типы религиозных организаций.
Раскрыть смысл свободы совести и свободы вероисповедания.
Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения и материалы по теме «Мировые религии»: буддизм, ислам и христианство
Основные понятия: Религия, свобода совести, свобода вероисповедания, атеизм
2. Проверка домашнего задания:
- Прежде, чем приступить к изучению нового материала, нам нужно проверить, как вы усвоили прошлый материал по теме: «Наука в современном обществе». Поэтому, я предлагаю вам выполнить задания теста.
Возьмите файлы, которые лежат на краях ваших парт и выньте из них лист с тестом. Тест состоит из двух вариантов. Каждый вариант теста уже подписан. Вам осталось указать Ваши инициалы, класс и дату.
- Помните, что работать нужно активно и правильно читать задания.
-На выполнение работы я даю Вам 5 минут. Время пошло.
( Следить за временем. За 1 минуту до окончания времени огласить о конце работы).
Тест по теме «Наука и образование»
Вариант № 1
1. Наука — это:
1) Совокупность знаний об окружающем мире
2) Система исследований для получения новых знаний
3) Специфические организации и учреждения
4) Все вышеперечисленное
2. Науки, изучающие законы природы, называются:
1) Физическими 3) Математическими
2) Гуманитарными 4) Естественно-техническими
3. Образование предполагает:
1) Получение знаний об окружающем мире, обществе, человеке
2) Создание новых знаний
3) Усвоение этических норм и ценностей
4) Изучение чужого опыта
4. Система образования регулируется:
1)Государством 3) Социальной группой
2)Обществом 4) Отдельными людьми
5. Перечислите методы получения научных знаний:
1.
2.
3.
4.
Вариант № 2
1. Верны ли суждения?
Под наукой понимают:
А. Систему знаний.
Б. Производство знаний. Варианты ответов:
1)Верно только А 3) Верно А и Б
2)Верно только Б 4) Оба неверны
2. Законы развития общества изучают науки:
1)Философские 3) Гуманитарные
2)Экономические 4) Исторические
3. Человек получает образование в результате:
1) Адаптации 3) Взросления
2) Социализации 4) Старения
4. Гуманизация образования — это:
1) Отказ от выставления низких отметок
2) Свободное посещение занятий в школах
3) Большее внимание к индивидуальным особенностям личности
4) Уменьшение учебной нагрузки
5. Перечислите ступени образования в современной России:
1
2
3
4
Время истекло.
Отложите ручки, возьмите карандаши, обменяйтесь вариантом с соседом.
Сейчас мы выполним взаимопроверку с последующим выставлением оценок.
Критерий выставления оценок Вы видите на доске.
Критерии оценки:
2 правильных ответа – «2»
3 правильных ответа– «3»
4 – «4»
5 – «5»
Ключ:
Вариант №1 Вариант №2
1-4 1-3
2-1 2-3
3-1 3-2
4-1 4-3
5-эксперимент, наблюдение, опыт, статистика 5-дошкольное, начальное общее, среднее общее
На работу я даю Вам 2 минуты.
Ребята время вышло.
Кладем тесты на край стола
Изучение нового материала.
-Ребята, приступаем к изучению новой темы. Возьмите в файлах рабочие листы. На них Вы видите тему нашего сегодняшнего урока (попросить одного ученика озвучить ее)
Пояснение учителя:
«Религия является одной из древнейших форм культуры. Сложен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. Мы с вами являемся свидетелями того, как руководители нашего государства выстраивают свои отношения с представителями различных религиозных конфессий, используя потенциал религии в возрождении духовно-нравственных ценностей нации».
-Возникает вопрос: « Что же такое религия?»
Когда появились первые религии?
Что им было свойственно?
1. Первый пункт плана
Учитель: А давайтеподберем слова, которые подходят к пониманию слова «религия».
(ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)
Учитель. Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.
Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок тысяч лет назад. Большое значение религия имеет и в наше время.
Учебник трактует слово «религия» в двух значениях (рубрика «мнение» с. 75 Спросить одного ученика с места). Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.
Согласно другому толкованию, религия - это «набожность, святыня, предмет культа».
Учитель: ответим на вопрос: Что такое религия?
Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия. (Записать в рабочем листе).
-Прежде чем мы перейдем с Вами к следующему пункту плана давайте заслушаем небольшие сообщения Ваших одноклассников, которые дома подготовились и сейчас хотят поделиться с нами нужной информацией, которая касается мировых религий. Слушайте внимательно, этот материал понадобиться Вам в течение урока. Сейчас мы предоставим слово нашим выступающим.
-Ребятам, которые находятся за партами нужно вписать каждую мировую религию в рабочий лист.
- Христианство (сообщение)
Ислам (сообщение)
Буддизм (сообщение)
Динамическая пауза:
Дружно с вами мы писали и читали тоже все
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Религиозные организации и объединения
Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие своей деятельности религиозные ценности и установки. К религиозным организациям относят: (запись в рабочий лист)
-церковь
-секты
-организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера.
1 Церковь
Объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения. Для неё характерно четкое разделение верующих на священнослужителей (духовенство) и мирян (рядовых верующих). Имеет официального религиозного лидера. У многих церквей есть определенная территориальная структура.
2. Организация
Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля. Руководитель такой организации провозглашает себя и признается ее участниками Богом (его новым воплощением) и носителем Абсолютной истины.
3. Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты, как правило, ограничена, причем ликвидируется деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации.
Для секты характерны:
- замкнутость,
- обособленность,
- претензии на исключительность своей роли,
- абсолютная нетерпимость к инакомыслию
-Ребята, у Вас на партах лежит Конституция РФ, напоминаю Вам, это наш основной и главный закон, которой действует на всей нашей страны. – ( Попросить одного ученика прочитать статью)
Конституции РФ провозглашены: (ст.28)
«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.»
Свобода совести и свобода вероисповедания:
Свобода совести - право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом.
Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма.
Атеизм - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д
Реализация принципа свободы совести, свободы вероисповедания в РФ:
Все религии на территории РФ являются равноправными, отсутствует государственная религия
Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
Предусматривается равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.
На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.
IV. Закрепление (кроссворд)
-А сейчас мне хочется узнать, как вы внимательно работали на уроке и разобрались ли вы с новым материалом. У Вас в файлах лежат листы с кроссвордом.
-Достаньте их, в течение 5 минут Вам предстоит ответить на вопросы к кроссворду.
-Ребята, не забывайте, что это групповая работа, поэтому Вам разрешается негромко обсуждать вопросы и ответы.
-Всем все понятно?
-Начинаем.
-Время вышло, обратите внимание на доску.
V. Домашнее задание и выставление оценок: § 10 читать, пересказ. Заполнить таблицу « Функции религии»
VI.Рефлексия (Работа с кружками)
- В заключение нашего урока хотела бы спросить у Вас, как Вы считаете:
1. Достигли ли мы поставленных целей и задач? ( Если «да», то поднимите зеленый круг, если «нет», поднимите красный круг, если вдруг Вы сомневаетесь с выбором того или иного ответа поднимите желтый круг)
2.Все ли Вам понятно по пройденной теме? (аналогичные ответы на вопрос)