Раздаточный материал к уроку семья и быт (часть 1).
1.Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования
ролевого образа, включающего ответы на вопросы:
1. Что соответствует ролевым ожиданиям членов семьи по отношению
друг к другу?
2. Что значит быть женой или мужем, старшим в семье или
младшим?
3. Какого поведения от вас ждут?
4. Какие правила, нормы диктует вам общество?
Используя данные вопросы, разбившись на группы, охарактеризуйте
семейные роли.
Первая группа - супружеские (жена и муж).
Вторая группа - родительские (мать и отец).
Третья группа - детские (сын, дочь, сестра, брат и т. д.).
Четвертая группа - межпоколенные (дед, бабушка, прадед, внучка, правнук и т. д.).
Пятая группа - внутрипоколенные (старший сын, старшая дочь, младший брат, младшая сестра и т. д.).
2.
- Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье. /В.А. Сухомлинский/
- Семья начинается с детей. /А.И. Герцен/
- Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. /Лев Николаевич Толстой/
- Руки доброй женщины, обвившиеся вокруг шеи мужчины, - это спасательный круг, брошенный ему судьбой с неба. /Джером Клапка Джером/
- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг - вылечить и выходить их! /Леонардо да Винчи/
- Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение. / Вторая Великая Екатерина/
- Когда родители умны
И добродетельно скромны,
То благонравны и сыны. / Себастьян Брант/
Задание: какие функции семьи иллюстрируют данные ситуации:
Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление еды, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям. (слайд 7)
В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели лыжи и стали брать его с собой.
Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строядетали новыми... Дети сначала просто наблюдали за работой, потом понемногу стали помогать.
3. Сегодня в Соединенных Штатах, по данным журнала «Newsweek», вне брака рождается 34% детей (для сравнения — 10% в 1970 г.). Если в 1968 г. почти 85% детей жили с обоими родителями, то в 2002 г. эта цифра составляла 68%. Шансы на развод во время первых 10 лет брака в США сегодня составляют в среднем около 32%. Ныне 56% взрослых американцев состоят в законном браке — 30 лет назад их было 75% . Только четверть американских домохозяйств (группа людей, живущих вместе и ведущих совместное хозяйство) ныне является традиционной семьей, состоящей из официально зарегистрировавших свои отношения родителей и детей.
Опираясь на изученный материал, сделайте все возможные выводы из приведенных данных.
4.
Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников) | Отрицательные стороны гражданского брака |
| |
| |
5.
Причины, зависящие от : |
Государства и общества | Членов семьи |
| |
6. «Семья – это – основанная на _________ (1) и/или кровном родстве малая __________ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный __________ (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (6) и лицам пожилого возраста».
Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.
А) дети, Б) брак, В) социализация, Г) коллектив, Д) обязанности, Е) институт, Ж) отношения, З) группа, И) любовь, К) уважение.
7. что обществоведы вкладывают в понятие «семья как социальный институт»? Используя знания курса, составьте 2 предложения, содержащих информацию о семье как о социальной группе.
8. 8.1. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему. Толстой Л. Н.
8.2. Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья — это кристалл общества. Гюго В.
8.3. «В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание» (В. А. Сухомлинский).
8.4. «Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным» (А. С. Пушкин).
8.5 счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л.Н. Толстой