Урок обществознания по теме «Семья и быт». Базовый уровень. Учитель истории и обществознания МБОУ гимназии «УВК №1» Т.А. Михина
Тема урока: «Семья и быт».
Тип урока: комбинированный, урок - дискуссия
Цель урока:
Формирование у обучающихся представления о семье и браке, проблемах современных семей,
Показать решающую роль семьи в формировании личности, указать на основные нравственные нормы семьи;
сформировать знания об основных функциях семьи и результатах их нарушения; выработка понимания ответственности всех членов семьи за её сохранение;
помочь в формировании установок на создание своей семьи;
Обсудить и предложить пути решения проблем современной семьи;
Отработать навыки составления сложного плана, выявление проблемы для написания эссе.
Методы урока: словесные, письменные, наглядные.
Оборудование:
Источники:
Учебник Л.Н. Боголюбова обществознание 10 класс (базовый уровень),
Обществознание. Практикум. Профильный уровень.11 класс Под ред. Л.Н. Боголюбова.
Поурочные разработки по обществознанию 11 класс. Е.Н. Сорокина. Профильный уровень
Ход урока:
Мотивация. Перед тем, как мы начнем наш урок, мне бы хотелось задать вам такой вопрос: «какая главная задача стоит перед нами на уроках обществознания в 10-м классе?». Конечно, мы продолжаем с вами готовиться к экзамену, получать необходимые для успешной его сдачи знания и навыки. Помимо этого, знания, получаемые на уроках обществознания, пригодятся каждому из вас в повседневной жизни, так как наш предмет очень тесно связан с ней. (1 мин)
Мы продолжаем изучать тему : «Социальные отношения» и о чем же мы будем говорить сегодня? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я попрошу вас просмотреть несколько слайдов. Учащиеся формулируют тему урока. «Семья и быт». (1 мин) – запись темы урока в тетрадь.
Постановка цели: - определение проблемы – цитата: Семья — это кристалл общества. Гюго В. -проблема: - роль семьи в современном обществе. (1 мин)
Что нужно для достижения поставленной цели? Для решения нашего проблемного задания - необходимо составить план. Составление сложного плана (5мин)
Понятия «семья» (как социальный институт и малая группа) и «брак»
Основные виды семей в современном обществе А) нуклеарная, Б) расширенная
Функции семьи:
а) репродуктивная; б) досуговая;
в) воспитательная;
г) эмоционально-психологическая;
д) хозяйственная;
е) статусная и т.д.
Основные тенденции в развитии современной семьи: а) преобладание семей партнерского типа, изменение роли женщины в семье и обществе; б) преобладание числа малодетных семей; в) рост числа «свободных браков», г) девиантное поведение в семье.
Государство и семья.
примерный план задания С8
1)понятие(определение).....
2)признаки(особенности,черты)
1.признак
2.признак
....
3)типология(виды,типы,формы,стили)
1.тип
2.тип
...
4)функции
1.финкция
2.функция
...
5)проблемы
6)роль(значение) в жизни общества
7)вывод о...
Что же является основой для создания семьи? Конечно это любовь. Мы все знаем, что 14 февраля — день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А ведь в России есть свои собственные заступники влюбленных: православные святые — Петр и Феврония ... и сейчас мы послушаем сообщение о них.(4 мин)
Начнем раскрывать пункты нашего плана.
Социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций. Характеризуется определённой совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками;
Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования
ролевого образа.
Давайте вспомним, что такое социальная роль и социальный статус.
Работа в группах(3 мин) – ролевой набор для : родителей, детей, супругов, братья и сестры. обсуждение)
Малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
виды семей: (работа с таблицей – 3мин)
Линии сравнения | Виды семей | | |
Число детей | Многодетные | Малодетные | Бездетные |
Характер распределении домашних обязанностей | Традиционная (Патриархальная) – домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом несет мужчина, ему же принадлежит основная власть. | Партнерского типа - обязанности выполняются совместно. |
Родственная структура | Нуклеарная – супружеская пара с детьми. | Расширенная – супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними. |
Тип воспитания | Авторитарная – основывается на авторитете родителей. | либеральная – строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек. | Демократическая – постепенно прививает ребенку такие черты, как, например, сопричастность к судьбам других людей. |
функции семьи(прочтите высказывания и укажите о каких функциях семьи идет речь)
- Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье. /В.А. Сухомлинский/
- Семья начинается с детей. /А.И. Герцен/
- Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. /Лев Николаевич Толстой/
- Руки доброй женщины, обвившиеся вокруг шеи мужчины, - это спасательный круг, брошенный ему судьбой с неба. /Джером Клапка Джером/
- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг - вылечить и выходить их! /Леонардо да Винчи/
- Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение. / Вторая Великая Екатерина/
- Когда родители умны
И добродетельно скромны,
То благонравны и сыны. / Себастьян Брант/
Сформулировать функции семьи.(3 мин)
Какие функции не указаны? Продолжить список.
1. Репродуктивная - воспроизводство новых членов общества.
2. Социальная - формирование индивида как личности.
3. Экономическая - общее хозяйство, помощь, поддержка.
4. Защитная - физическая, экономическая, психологическая защита.
5. Статусная - принадлежность к определенному социальному слою, национальность и т. д.
6. Эмоциональная - доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь.
Теперь давайте поговорим о проблемах современных семей. (просмотр видео) формулировка проблем. (4 мин) сценка 2 мин обсуждение 4мин.
Тенденции развития и проблемы семьи
1. Преобладание нуклеарных семей.
2. Насилие в семье.
3. Изменение роли женщины в обществе. (последствия обсудить)
4. Рост социальных сирот. (обсуждение причин и последствий)
5. Уменьшается число законных браков .(за и против)(на доске и в тетрадях заполняем таблицу)
Положительные стороны гражданского брака (по мнению его сторонников) | Отрицательные стороны гражданского брака |
- Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни. | - Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений. |
- Гражданский брак может стать временной формой личной жизни. - такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются | - Они лишены определенного социального статуса. - Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов. - Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети. - В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права супругов и детей |
В чем причины, вызывающие данные тенденции?(2мин)
Причины, зависящие от : |
Государства и общества | Членов семьи |
| |
12. государственная политика в сфере семейных отношений. (самостоятельно формулируют известные им пути регулирования семейных отношений, приоритетов государственной политики, вносят предложения (работа по группам))
Рефлексия:
Ромашка- символ чистоты, любви, верности. (звучит гимн семье, ученики на листочках ромашки пишут главные семейные ценности)
Наш урок подходит к концу. Давайте решим небольшой тест по пройденному материалу. (слайд 12)
«Семья – это – основанная на _________ (1) и/или кровном родстве малая __________ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный __________ (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (6) и лицам пожилого возраста».
Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.
А) дети, Б) брак, В) социализация, Г) коллектив, Д) обязанности, Е) институт, Ж) отношения, З) группа, И) любовь, К) уважение.
Спасибо вам за урок! И в завершении, хотелось бы прочитель для вас следующее стихотворение:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
(М. Лангер)
Ромашки на память об уроке.
Подведение итогов урока – выставление оценок д.з П.18 эссе по проблеме урока.