Реализация проекта | Важнейшими инструментами, с помощью которых человек познаёт мир, являются его органы чувств. - Какие органы чувств из курса окружающий мир в начальной школе вам известны? Схема: чувственное познание Органы чувств образно называют окнами в мир. Благодаря им мы ощущаем отдельные свойства предметов. Опыт с мячом: даю в руки Опишите, какой он. Схема: ощущение . Когда вы играете в футбол. То не думаете о том, что мяч круглый, упругий, гладкий. Вы воспринимаете мяч как целостный предмет. Подумайте, как мы можем сформулировать понятие восприятие? Схема: восприятие Ощущение и восприятие называются формами чувственного познания мира. Но есть еще одна форма чувственного познания мира представление. Опыт с мячом: прячу за спину. - Вы видите сейчас мяч? - Каким он был? Опишите пожалуйста. Послушайте звуки. Что вы представляете. Комфортно ли играть в мяч под дождём? Схема: представление Подумайте, как мы можем сформулировать понятие представление? Давайте обратимся к схеме, о каких формах чувственного познания мы сегодня узнали? Подумайте, это свойственно животным и человеку, или только человеку? Французский философ Рене Декар сказал: «Я мыслю, следовательно, существую». Объясните значение этих слов. Правильно, так что не стоит пренебрегать этим великим даром природы. Мышление – высшая форма деятельности мозга человека, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями. Ещё одна форма познания - рациональное познание (схема): Мы замечаем, что многие предметы и явления, несмотря на свои особенности имеют общие черты, Мы объединяем их в группы и даём общие названия. Эти общие названия принято именовать понятиями. (Схема) Практическое задание: Попробуйте на своих представлениях о ромашках, одуванчиках, колокольчиках и розах сформировать понятие цветок. Схема: Суждение О чём бы вы ни думали, всегда обнаруживаете, что мышление связано со словами. Мы говорим для того, чтобы выразить свои мысли. Передать ощущения и чувства. Откроим учебник на стр.179 и прочитаем памятку 5. Как доказывать сои суждения. Она нам пригодится при работе в группах. Практическое задание К какому выводу вы придете, основываясь на следующих суждениях? - Все мальчики 6 Б класса школы №1 хорошо играют в футбол. - Рома учится в 6Б классе школы №1. Следовательно… Схема: Умозаключение - Ребята, посмотрите на схему. Что является формами рационального познания. Подумайте, они свойственны только человеку или человеку и животным? | Ответ: Глаза, уши, язык, кожа, нос. Ответ: Круглый, упругий, жёлтый, гладкий Формулируют и записывают в рабочую тетрадь: Ощущение - отражение свойств предметов, возникающее в результате воздействия их на органы чувств. Слайд4 Формулируют и записывают в рабочую тетрадь: Восприятие – это соединение ощущений, из которых в мозгу человека формируется целостный образ какого-либо предмета. Слайд 5 Отвечают на вопросы. Слушают звуки природы. Отвечают на вопрос. Формулируют и записывают в рабочую тетрадь: Представление – это образ предмета или явления, который в данный момент сохранён в сознании и воспроизводится в памяти. Слайд 6 Ответ: ощущение, восприятие, представление. Свойственно и животным и человеку, потому что у них есть органы чувств. Ответ: При решении каких-то вопросов, задач, необходимо прежде подумать, потом принимать решение. Человек отличается от животных тем, что умеет думать. Записывают в рабочую тетрадь под диктовку учителя. Слайд 7 Цветы - прекрасное создание природы. В цветке происходит опыление (обычно насекомым), здесь развивается плод. Цветок заканчивает собой стебель. (Детская энциклопедия) Слайд8 Записывают в тетрадь Понятие – единство главных свойств предметов и явлений. Слайд 9 Читают и разбирают памятку. Записывают в тетрадь Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете и его свойствах. Слайд 10 Рома хорошо играет в футбол. Записывают в тетрадь Умозаключение – это вывод, результат наших суждений. Слайд 11 Формулируют вывод Вывод: Понятие, суждение, умозаключение – это формы рационального познания. Только человеку. (от лат ratio – «разум», «рассудок».) |