2 | Опрос учащихся по заданному на дом материалу - Определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока. - Определение цели, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися). - Методы, способствующих решению поставленных целей и задач: -практическая работа: заполнение схемы, заполнение таблицы; -вопросы по пройденной ранее теме; -использование цветных карточек для оценивания ответа одноклассника; - поощрения. - описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; - определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей: В случае затруднения учащихся в заполнении схемы «Сферы общественной жизни» учитель заполняет одну из ячеек, например, «политическая». В случае затруднения выполнения второго задания учитель предлагает помочь одноклассникам или же задает наводящие вопросы, требующие знания определений по заданным терминам. В случае затруднения учащихся в заполнении схемы «Виды прав человека» учитель заполняет одну-две из ячеек, например, «неотъемлемые», «политические». В случае затруднения выполнения четвертого задания учитель предлагает помочь одноклассникам или же задает наводящие вопросы, требующие знания определений по заданным терминам и поясняющие виды прав. - методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: игровой прием – использование «чеков» при правильном ответе, влияющих на оценку за подготовку домашнего задания. | Цель повторения: привести в систему знания, полученные ранее о правах и обязанностях гражданина; работать над понятиями, схемами, таблицами, необходимыми для подготовки к ЕГЭ. |
- В ходе повторения предыдущих тем нам предстоит заполнить схемы, определить соответствие понятий, чтобы закрепить знания по предыдущей теме «Права и обязанности граждан» и чтобы нам сегодня было легче изучить новую тему. Тем учащимся, которые будут правильно отвечать на вопросы, я буду выдавать чеки достоинством 1 балл. И те, кто наберет 5 и более чеков получат соответственно оценку «5» Итак, обратите внимание на слайд и подумайте, какими понятиями необходимо дополнить схему и почему? 1) Заполните пропуски в схеме: Слайд 3 Вывод: - Каждая сфера общественной жизни связана с правом, законодательством, нормами, моралью. Молодцы, с данным заданием вы справились хорошо и можете четко определять сферы общественной жизни. 2) Составьте логические пары из определений и раскройте их: Слайд 4 социальные нормы | декларация | Право | мораль | Свобода | обязанности | Кодекс | Конституция | - Ребята, кто из вас сможет поправить ответ Рузиля и объяснить связь слов между собой. А тебе, Рузиль, я посоветую внимательно посмотреть и послушать, чтобы в будущем ты смог ответить на подобный вопрос. Пожалуйста, Регина, слово предоставляем тебе. А остальные тоже слушаем и в случае неправильного ответа или неточности надо будет поправить ответ Регина. Также каждый из вас должен будет, используя карточки зеленого и красного цветов, подтвердить или опровергнуть ответ Регины. -Поднимите зеленые карточки те, кто согласен с Региной и красные карточки – кто не согласен. - Молодцы! Это правильный ответ. (правильно ответившие дети получают «чеки») - Оцените ответ Регины при помощи карточек: зеленая – правильно, красная – неправильно. (правильно ответившие дети получают «чеки») - Оцените ответ Регины при помощи карточек: зеленая – правильно, красная – неправильно. (правильно ответившие дети получают «чеки») - Оцените ответ Регины при помощи карточек: зеленая – правильно, красная – неправильно. (правильно ответившие дети получают «чеки») Дополнительные вопросы по заданию: Раскройте понятие «обязанности». Перечислите основные конституционные обязанности гражданина РФ. Подумайте, есть ли связь между правами человека и его обязанностями? Какая? 3) Заполните пропуски в схеме: Слайд 5 -Теперь обратите внимание на слайд 6. Кто готов соотнести виды прав человека с их проявлениями 4) Соотнесите виды прав человека и их проявление: Слайд 6 Вывод: Тему «Права и обязанности граждан» усвоили в основном хорошо, но конкретные примеры надо продумывать четче. Это показывает на то, как вами понята тема. НЕОТЪЕМЛИМЫЕ | …имеет право владеть имуществом (ст. 17) | ПОЛИТИЧЕСКИЕ | …имеет право на гражданство (ст. 15) | ГРАЖДАНСКИЕ | …имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст.20, 22) | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ | …имеет право…, свободно наслаждаться искусством (ст. 44) | СОЦИАЛЬНЫЕ | …имеет право принимать участие в управлении своей страной (ст. 32) | КУЛ | ТУРНЫЕ …имеет право на социальное обеспечение (ст.39) | За подготовку домашнего задания получают отметку пять те, кто получил 5 и более чеков – это , Регина, Дамир, Рузиля. У кого 4 «чека» - получают оценку «4» - Айдар, Гульназ, Амир. | Учащиеся заполняют схему. Ответ: политическая, экономическая, социальная, духовная. К доске поочередно приглашаются 2-3 ученика. Они пытаются определить пары, соединяя их между собой: социальные нормы | обязанности | право | Конституция | свобода | декларация | кодекс | мораль | - Я думаю, что пары слов должны быть поставлены так, но почему не знаю. социальны | нормы мораль | пра | о обязанности | свобода | Конституция | кодекс | декларация | - Социальные нормы связаны с моралью, потому что мораль, как и социальные нормы, содержит в себе определенные нормы, принципы и ценности, которые регулируют поведение людей в обществе. Учащиеся оценивают ответ при помощи карточек. -Каждый гражданин в обществе имеет и права, и обязанности. Учащиеся оценивают ответ при помощи карточек. - В конституции прописаны свободы граждан и говорится о том, что права и свободы являются высшей ценностью. Учащиеся оценивают ответ при помощи карточек. - Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы, какой- либо отрасли, а на основе декларации разрабатываются принципы последующих законодательных мероприятий. Учащиеся оценивают ответ при помощи карточек. Учащиеся заполняют пропуски в схеме: Неотъемлемые, политические, гражданские, экономические, социальные, культурные. Неотъемлемые – …имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 20, 22) Политические – …имеет право принимать участие в управлении своей страной (ст. 32) Гражданские – …имеет право на гражданство (ст. 15) Экономические – …имеет право владеть имуществом (ст. 17) Социальные – …имеет право на социальное обеспечение (ст. 39) Культурные –…имеет право…, свободно наслаждаться искусством (ст. 44) |
3 | Изучение нового учебного материала. - определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока - постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть, достигнут учащимися на данном этапе урока) - изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися - Методы изложения (представления) нового учебного материала: Наглядный – демонстрация слайдов, документов («Конвенция о правах ребенка») практические – работа с текстом, схемами словесные – рассказ-объяснение, вопросы, чтение документа, текста учебника - описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог - описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу - описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала. | Цель изучения нового материала: Познакомить с Конвенцией о правах человека; помочь учащимся определить права и свободы, которыми обладают дети; учить работать с документом, анализировать и делать выводы. |
- На предыдущих уроках мы говорили с вами о правах, свободах, обязанностях человека, но мы говорили о взрослых людях, самостоятельных. Но как быть с теми, кто еще только растет, формируется как личность? Права и свободы детей охраняются и защищаются особо. Почему? Как вы думаете? Почему дети нуждаются в особой защите? Слайды 7-8 - Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока «Правовой статус несовершеннолетнего» Мы должны с вами сегодня: познакомиться с Конвенцией о правах человека; выяснить какими правами и свободами вы обладаете как дети; продолжить учиться работать с документом, анализировать информацию и делать самостоятельные выводы - Изучение темы урока мы с вами начнем со знакомства с документом «Конвенция о правах ребенка». 1. История принятия Конвенции о правах ребенка. Слайд 9 Впервые задекларировать права ребенка на международном уровне решили в 1959 году. Связанно это было с осознанием того, что детство нуждается в особой защите и заботе, дети должны быть максимально защищены от посягательства взрослых. 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах ребенка. В ней утверждалось, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла огромную роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Но только призывом…. Вспомните, что такое декларация? - Декларация – это не документ и не закон. Гульназ права – это официальное или торжественное заявление делегации, правительства, международного органа, на основе которого затем разрабатываются принципы последующих законодательных мероприятий. Обычно не имеет прямой юридической силы. Потому было принято решение о разработке более жесткого документа. С 1979 – 1989 г.г. шла работа над текстом такого документа. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. А через год была ратифицирована и нашей страной. Так что же такое конвенция? В целом вы правы. Конвенция – это документ, носящий обязательный характер для государств ее подписавших. - Потому Конвенция является наиболее полным документом и приобретает силу норм международного права. 2. Изучение Конвенции о правах человека. - Конвенция о правах ребенка состоит из: Преамбулы (вступительная статья к документу) Часть I (собственно статьи) Часть II (специальные статьи для стран участниц Конвенции). Работа с текстом учебника, стр. 130-131. - Прочитайте на с.130 дополнительное чтение о правах ребенка и на с. 131 извлечения из Конвенции о правах ребенка, а затем вместе разберемся в некоторых вопросах. - Каково назначение и значение Конвенции о правах ребенка? Ребята, отвечайте, пожалуйста, полным ответом. - Конвенции о правах ребенка призвана защитить жизнь и права детей на планете, и закрепить права ребенка в гражданском, семейном и трудовом законодательстве. - Как их определяют авторы Конвенции? - Правильно, молодец, Регина. Ты была внимательной при чтении текста учебника. - Мы говорим с вами о правах ребенка. А кого собственно Конвенция называет ребенком? - Какие же виды прав содержит в себе Конвенция? Работа с текстом Конвенции в парах. Данные заносим в таблицу на карточке. Тем, кто выполнит задание без ошибок, будут выданы смайлики за каждый правильный ответ. Виды прав ребенка | Базисные, основные | Обеспечивающие семейное благополучие | Обеспечивающие свободное развитие личности | Обеспечивающие здоровье детей и его защиту | Обеспечивающие нормальное культурное развитие | Защищающие в опасных ситуациях | Положения Конвенции | статья 6 | статья 8 | статья 14 | статья 6 | статья 28 | статья 36 | Слайд 11 | Слайд 12 | Слайд 13 | Слайд 14 | Слайд 15 | Слайд 16 | Слайды 10-16 После заполнения производится проверка под диктовку учителя и выдаются смайлики. 3. Международные организации по защите прав детей. Слайды 17-20 Но одного документа недостаточно для обеспечения полного перечня прав ребенка и абсолютной защиты этих прав, пусть это даже Конвенция о правах ребенка и ее положении отменить нельзя. Помимо норм Конвенции защитой детей занимаются множество Международных организаций: ООН; Международный фонд защиты детей (ЮНИСЕФ), в работе которого принимают участие многие известные всему миру люди; «Движение без границ», российские правозащитные организации; уполномоченный по правам ребенка П. Астахов. И не случайно, что подобных организаций много, поскольку в современном мире, по словам П. Астахова «ценность детской жизни падает на глазах». | Ответы учащихся: - Дети еще маленькие и они слабые. - Дети не могут зарабатывать деньги. -У них нет жизненного опыта. - У детей нет знаний и т.д. Учащиеся слушают и смотрят на слайды презентации 7-8, где отражены тема и план урока по изучению новой темы. - Декларация – это документ. - Декларация – это официальное заявление правительства, на его основе разрабатываются принципы законодательных законодательств. - Декларация – это закон. И т.д. -Конвенция – это документ. - Конвенция – это закон. И т.д. Учащиеся читают текст учебника на указанных страницах -Защищать детей - Защитить жизнь и права детей на планете -Ребенок – полноценная личность. Он имеет свои права и обязанности. «Плохих детей не бывает!» Бывают дети с проблемами, бывают ребята, которые совершили ошибку. Но взрослые не должны быть жестокими по отношению к детям. Конвенция называет ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Учащиеся рассматривают иллюстрации на слайдах, обсуждают в парах увиденное и заполняют таблицы на карточках. Учащиеся слушают учителя и смотрят слайды по ходу рассказа. |
- В завершении еще раз поговорим с вами о значении этого документа, о правовом статусе несовершеннолетнего, чтобы вы сами могли определить, что еще вами не понято, и на что надо больше обратить внимания при подготовке домашнего задания. За правильные ответы вы будете получать смайлики. В конце урока мы их посчитаем, те, у кого будет больше четырех смайликов, получат оценку «5». -Почему Конвенции о правах ребенка придается большое значение? - Молодцы! Ваши ответы, в общем-то, правильные. В нашем мире часто происходят случаи, когда дети оказываются в сложных жизненных ситуациях. Ребенок имеет свои права и обязанности. Взрослые не должны быть жестокими по отношению к детям. Ведь главная мысль Конвенции оправах ребенка: ребенок – полноценная личность. - Могут ли права ребенка быть равными правам взрослых? Почему? - Конечно же, дети и взрослые не могут иметь равные права во всех отраслях права. Так, например, у ребенка пока нет политических прав, он не может голосовать до наступления совершеннолетия. Есть ограничения и в экономических правах: подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с 16 лет (в отдельных случаях – с 14 лет). - Кто из взрослых, по вашему мнению, в большей степени заинтересован в реализации положений Конвенции? -Молодцы! Каждый ваш ответ можно считать правильным. Но прежде всего, в реализации положений Конвенции заинтересованы родители. Ведь они не всегда могут находиться рядом со своими детьми и защитить их. Дети бывают предоставлены самим себе, могут быть подвергнуты опасностям на улице, в общественных местах. И, зная, что в нашей жизни действует такой законодательный документ как Конвенция о правах ребенка, их дети защищены законом. - Только ли о своих правах должны помнить дети? Приведите примеры из жизни. - Молодцы! Данную тему вы, ребята, поняли хорошо, так как смогли не только ответить на вопросы, но и аргументировали свои ответы, привели примеры. - В заключение хотела бы привести слова, которыми можно выразить основную мысль Конвенции о правах ребенка: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему!» Слайд 21 - Теперь, ребята, посчитайте, кто, сколько смайликов заработал, и подойдите с дневниками и смайликами ко мне те, у кого их больше 4 штук. Вы сегодня заработали пятерки. У кого 3-4 смайлика получают за работу на уроке по новой теме «4» (четверки). | - Конвенции придается большое значение, потому что дети слабые и некоторые взрослые их обижают. - Потому что дети не могут сами себя защитить. - Дети очень доверчивые и их легко обмануть. -Я думаю, могут, потому что ребенок – полноценная личность. -Нет, права ребенка, и права взрослых равными быть не могут. Ведь дети несовершеннолетние. - Я думаю, что это родители. - Я думаю, что это полиция, чтобы у них было меньше проблем с детьми и их родителями. -Дети должны помнить, что права есть не только у них, но и у его друзей, одноклассников. Например, у каждого может быть свое мнение о каком-нибудь кино или книге. Если у моего друга другое мнение о моем любимом фильме, то я не должен на него из-за этого обижаться. |